В последнее время Россия активизирует торговые и финансовые контакты с различными азиатскими державами - Турцией, Ираном, Вьетнамом и т.д.
Недалёкие наблюдатели связывают данные шаги с санкциями Запада, считают это вынужденной мерой. Однако на самом деле данное решение нашей страны не тактическое, а стратегическое. И, возможно, будет иметь ключевое значение для всей будущей глобальной экономики.
С нового года заработал Евразийский экономический союз. Его совокупное население составляет более 180 млн человек. Белоруссии, России, Казахстану и Армении в ближайшее время должна присоединиться Киргизия. Однако даже потенциальный успех данного проекта не стоит переоценивать. СССР 2.0 слишком слаб для серьёзной конкуренции в глобальной экономике. Для создания настоящего центра силы в современной глобальной экономике нужно минимум 250-300 млн человек.
Современный мир быстро меняется, и, вероятно, его конфигурация через 20-30 лет будет существенно отличаться от текущей. Доминированию США в глобальной экономике и финансах придёт конец. Мир станет многополярным не на словах, а на деле. США сохранят лидерство в Северной Америке, в единую экономическую зону - вероятно, с единой валютой - войдут, кроме нынешней сверхдержавы, Канада и Мексика. В Южной Америке появится свой экономический центр силы, там будет доминировать Бразилия. Зона евро уже сформирована, и даже если Греция или другая проблемная страна её покинет, Европа останется центром силы. Хотя, вероятно, и более слабым, чем её конкуренты. Китай также создаст свой экономический центр силы, в него с высокой вероятностью войдут основные экономики тихоокеанского региона, кроме Японии - она политически по-прежнему в фарватере США. Плюс отношение в Азии к японцам не самое лучшее, слишком жестоко они вели себя на подконтрольных территориях во время своей имперской экспансии.
Будет ли своя валютная зона в Африке - сказать сложно. Там слишком разные страны. Считается, что за суверенную африканскую валютную зону выступал Каддафи. Однако у данной идеи оказались слишком влиятельные противники.
Повторимся: наша евразийская экономическая зона (а значит, и наша потенциальная евразийская валюта, алтын) изначально очень слаба. И очень скоро мы можем оказаться глубокой провинцией мировой цивилизации. А значит - ситуацию надо менять. Что и начинает делать Путин. Конечно, Российская Федерация, Белоруссия и Казахстан как наследники ушедшей империи - это отдельная история. Страну искусственно разделили в 1991 году, и, даже живя в разных государствах, мы остаёмся в значительной степени единым целым.
Однако это не означает, что не может быть экономической интеграции со странами, которые никогда не входили в состав Российской Империи или СССР. С кем-то интеграция может быть более тесной, с кем-то менее. Например, в долгосрочном плане алтын может стать единой валютой не только для России, Белоруссии и Казахстана, но и для всех бывших советских республик Средней Азии. Наша задача - интегрировать в нашу экономическую систему наибольшее количество людей и в итоге набрать необходимые 250-300 млн человек. Конечно, россиян в новой экономической системе будет примерно половина. Однако это не главное, главное, что в этой истории первую скрипку будем играть мы. «Мы» в широком смысле слова: белорусы и казахи - не чужие нам люди.
Ну и в заключение: Турция и Иран быстро становятся нашими экономическими и геополитическими партнёрами. Некоторых смущает фактор ислама или, мягко сказать, наше небезоблачное прошлое. Россия много раз воевала с Турцией. Не все понимают, но ситуация принципиально изменилась. Вместо противоречий у нас сейчас общие интересы, прежде всего - противостояние Западу, который мечтает проглотить и переварить и Турцию, и Иран, и Россию. И потом - не стоит переоценивать фактор крови и веры. Говорите, что болгары, черногорцы и прочие - нам братья?
Как-то странно ведут себя родственники.