У Турции очень удачно сложилось с газопроводом. Конфликт ЕС и России похоронил «Южный поток», в то время как первая партия труб уже законтрактована и оплачена, подрядчики определены, проект укладки по дну разработан. Москве пришлось спешно переориентироваться на другого потребителя. Маршрут нового газопровода от станции «Русская» в Краснодарском крае до поворота на Турцию (660 километров из 910) полностью соответствует несостоявшемуся «Южному потоку». Что упрощает работу, начинать можно хоть завтра.
***
Вначале будет проложена первая нитка. Возможно, она останется единственной, а заявления Владимира Путина и руководителей «Газпрома» о хабе на границе с Грецией окажутся блефом, рассчитанным на оказание давления на Еврокомиссию. Ведь Турция закупает в России 27 млрд кубометров природного газа, из них чуть больше половины сейчас поставляется через «Голубой поток», построенный в 2003 году. Остальное идёт через Украину, Румынию и Болгарию. Два трубопровода - «Турецкий» и «Голубой» потоки - с пропускной способностью по 16 млрд кубов каждый вполне закроют потребности страны в импорте российского газа. Даже с небольшим запасом в расчёте на дальнейший рост потребления.
В любом случае Турция уже сегодня получила 6-процентную скидку на газ. В ближайшей перспективе - прямой контракт с поставщиком, дальнейшее снижение цены за счёт устранения транспортных посредников, возможность для турецких компаний заработать на строительстве крупного инфраструктурного объекта. Вот программа-минимум. В этом случае новый газопровод окажется зеркальным аналогом «Северного потока» - прямого канала поставки для обеспечения потребностей одного крупного потребителя. В одном случае - Германии, в другом - Турции.
Но есть и второй вариант. Если политическое руководство ЕС не придёт в сознание, если Европа и Россия (вместе или по отдельности) не возьмут под контроль газотранспортную систему Украины, тогда на самом деле будет начато строительство всех четырёх ниток «Турецкого потока» суммарной пропускной способностью в 63 млрд кубов. А также хаб для последующего экспорта газа в Италию, Грецию, Сербию, Хорватию и другие страны Средиземноморья.
Для Турции это джек-пот. Это огромный проект. Это миллиарды евро инвестиций и рычаг политического давления на европейские страны. С контролем над потоком в 63 млрд кубов можно задуматься даже о том, чтобы довольно развитая химическая промышленность Украины, производящая минеральные удобрения из российского газа, переехала на тысячу километров южнее.
А почему бы и нет? На Украине не то что с газом непонятно, вообще существование предприятий под вопросом. Между тем, это большая, прибыльная, ориентированная на экспорт отрасль. Украинские минеральные удобрения покупает та же Турция. И в большом количестве покупает, потому что этого требует развитое сельское хозяйство. С прямыми и гарантированными поставками газа по ценам ниже средних такое производство становится выгодным и в Турции. Тем более что освобождается ниша на рынке.
***
У Турции открываются перспективы также в связи с антироссийскими санкциями США и Европы, к которым Анкара предусмотрительно решила не присоединяться. Турция экспортирует в Россию машины и оборудование, фрукты и овощи - ту продукцию, полки для которой как раз расчищаются на рынке РФ санкциями и контрсанкциями. В свою очередь, в марте 2015-го «Росатом» собирается начать строительство первой АЭС в Турции. «Роскосмос» в этом же году выведет на орбиту спутник Turksat 4B.
Это на фоне того, что Россия для Турции и так является вторым после Германии партнёром по внешней торговле (и первым по импорту), а в 2014 году турецкие курорты посетило 4,5 миллиона русских туристов. Таким образом, как бы случайная активизация сотрудничества вовсе не случайна.
Мировой кризис принуждает державы определяться: как, с кем и за счёт чего они будут обеспечивать свою безопасность и экономическое развитие. Хотя позиции России и Турции не сошлись, например, по вопросу гражданской войны в Сирии, проблеме Нагорного Карабаха или Крыма, отношения к диктатуре военных в Египте, однако противоречиями преодолимы. Их придётся преодолеть.
Сегодня Россия и Турция, страны постсоветского пространства и Ближний Восток проваливаются в ситуацию, которая вызывает ощущение дежа-вю. Будто бы не связанные между собой, но тем не менее синхронные проявления одной большой Гражданской Войны. Почти мгновенная балканизация всей Евразии от Средиземноморья до берегов Тихого океана. Военное, политическое, информационное вмешательство цивилизованного мира с целью наведения порядка, известное и в советской, и в турецкой истории под названием интервенции. Где-то провалившиеся, а где-то вполне успешные проекты становления подмандатных территорий и квазигосударств...
Это же 20-е годы XX столетия! Всё это с нами уже было! То самое время, когда Советская Россия и кемалистская Турция, теснимые со всех сторон, подписали договор «О дружбе и братстве». Даже если мы сознанием не уловим аналогию, всё равно включится историческая память. Должны сработать глубинные рефлексы. В условиях жёсткого стресса отношения России и Турции могут не только вернуться к уже раз опробованной схеме, но и пойти дальше. Вплоть до союза на основе евразийского сходства.