21-22 января 2015 года в Гаване должны состояться официальные переговоры между США и Кубой. Вначале по вопросам миграции, а в перспективе стороны собираются подойти и к другим проблемам, как то: нормализовать отношения, открыть американское посольство, снять эмбарго etc.
Решение Белого Дома о новой кубинской политике после более чем полувековой торговой блокады острова принято не просто так. Дело в том, что в июле 2014 года Россией было снято главное препятствие, мешающее американцам вернуться на Кубу. Госдума приняла, а Совет Федерации одобрил соглашение об урегулировании старых советских долгов режима Кастро. Речь идёт о сумме в 35 миллиардов долларов. 10% этой суммы кубинцы выплатят в течение ближайших 10 лет, остальное - списывается.
Существование этого долга ранее усложняло активную политику США по отношению к Кубе. Ведь даже в случае успеха такой политики проамериканское правительство на Кубе автоматически столкнулось бы с требованием Москвы вернуть кредит, что перечёркивало все достижения штатовской дипломатии. Разве что долги выплатили бы сами американцы. Чего они вряд ли желали.
Таким образом, подарок Россия сделала не кубинцам. Гавана так или иначе, но выплачивать кредит всё равно не стала бы. Поэтому не стоит ждать слов благодарности. И обижаться, если они не последуют. Долг был только лишь рычагом воздействия. Отказ от него является подарком непосредственно Соединённым Штатам, которые, как мы видим, достаточно быстро воспользовались предложением.
А дальше всё может пойти ещё быстрее. Помимо политических и экономических инструментов, США наверняка задействуют ещё и кубинскую диаспору, которая не только многочисленна, не только компактно сосредоточена в штате Флорида - она ещё и консолидирована. По отношению к кубинцам действовал особый режим благоприятствования миграции. Только лишь Freedom Tower в Майами - можно сказать, штаб антикастровской эмиграции - в своё время зарегистрировал полмиллиона переселенцев. Зарегистрировал и работал со многими из них. Теперь эта машина будет работать на поглощение Кубы. Поэтому не исключено, что наследником Рауля Кастро на посту председателя Совмина станет потомок политэмигрантов, идейно сориентированный на демонтаж кубинского социализма.
Итак, Россия в 2014 году отказалась от рычагов давления на Кубу. Видим ли мы подобные уступки со стороны США? Безусловно. Если вынести за скобки риторику и пропагандистскую шумиху, политика Вашингтона в украинском кризисе не отличается привычным для янки наступательным характером.
Соединённые Штаты ограничились исключительно моральной поддержкой февральского переворота. Нет кредитов, на которые очень рассчитывал Киев. Международные кредитные организации, в значительной степени зависимые от США, Украине дают в долг не более или даже менее, чем страна выплачивает в виде процентов по предыдущим займам. «Завоевания Майдана» естественным образом дискредитируются суровой экономической реальностью, а настоящие авторы украинской «революции достоинства» даже пальцем не собираются пошевелить для её спасения.
Миллиардер и биржевый спекулянт Джордж Сорос, 13 января посетивший Киев и принятый на самом высоком уровне, по этому поводу высказал немало обвинений в адрес американского руководства и на всякий случай расписал подробную программу действий, какие экономические меры нужно принять для достойного ответа «российской агрессии».
Впрочем, стенания Сороса, вложившегося в украинскую революцию, вряд ли услышат. Со стороны США не видно даже минимальной политической поддержки. Украинские должностные лица с придыханием говорят о «женевском формате» переговоров (т.е., с участием США), но вместо американских посредников в урегулировании конфликта им приходится иметь дело с белорусами и казахами. Соединённые Штаты не играют в эту игру. Они даже не собираются помочь в согласовании интересов президента Порошенко и премьера Яценюка, противоречия между которыми уже очевидны и вот-вот проявят себя ещё сильнее. Нужно признать, что это очень и очень сдержанная позиция для страны, которая считает себя единственной сверхдержавой на планете.
Конечно, мы не можем утверждать, что имел место кубинско-украинский «размен» по предварительным взаимным договорённостям. В таких вопросам стороны могут понять друг друга без слов. Латинская Америка на протяжении почти двух столетий воспринималась как «задний двор» Соединённых Штатов и естественно, что Вашингтон пытается вернуть своё прежнее влияние на континент. Россия даёт американцам такую возможность - хотя и не факт, что они её смогут успешно реализовать. Ситуация на латиноамериканском континенте развивается так, что непонятно, кто кому через полвека будет диктовать условия.
Точно так же России даётся возможность (только лишь возможность!) решить украинский кризис в свою пользу. Важно также помнить, что договорённости о подобных разменах не бесконечны во времени. Сегодня США занимают пассивную позицию по отношению к украинским событиям, но завтра, разобравшись с остальными своими делами, они могут дойти вплоть до войск НАТО в зоне конфликта.
Зная зависимость американской политики от демократического шоу, мы можем даже предположить срок нашего дедлайна. Боевой разворот США на Украину следует ожидать после выборов следующего президента. Т.е., в 2016-м. С учётом формальных процедур, инаугурации, формирования новой команды - начало 2017-го. Осталось ровно два года. За это время вопрос нужно закрыть окончательно и бесповоротно.