Александр Григорьевич Лукашенко, которого в особо торжественных случаях называют Первый Президент Республики Беларусь, - всегда был в сложных отношениях с Москвой.
Он, безусловно, идейно расположен к России. Не только в силу экономических интересов своей республики, а в целом расположен - как человек с определёнными убеждениями. За два прошедших десятилетия можно было в этом убедиться. С другой стороны, Лукашенко - суверенный правитель Белоруссии. Со всеми ограничениями, которые накладывает на суверенитет современная глобализация, евразийская интеграция и прочие внешние обязательства, но всё же настоящий правитель национального государства. Это он тоже убедительно и многократно доказывал. И продолжает доказывать, например, своей позицией по отношению к украинскому кризису - подчёркнуто независимой от российской.
Между первой и второй ролью белорусского президента нет никаких противоречий, но только до тех пор, пока эту должность занимает Лукашенко. В 2015 году на выборах, он, конечно, снова побеждает. Это означает ещё пять лет стабильной интеграции в экономической сфере, стабильного взаимодействия вооружённых сил и стабильных пререканий российских властей с Александром Григорьевичем. Но что потом?
Сейчас Лукашенко в своей избирательной кампании по максимуму использует эффект от войны на Украине: не нужно майданов, революций, перемен. И его сограждане с ним согласятся. Но к 2020 году бессменный президент может и надоесть. Даже если лозунг белорусской оппозиции: «Пора менять лысую резину!» не сработает, всё равно жизненный ресурс отдельной личности не бесконечен. И тут государственный суверенитет отдельной республики из конституционного права белорусского народа вполне может превратиться в реальную проблему.
Россия не умеет всерьёз относиться к независимости Белоруссии. Не может просто взять и уйти, если вдруг республика с силу своего суверенного права решит сменить вектор геополитической ориентации. Нет у нас такого исторического опыта - жить и успешно взаимодействовать в разных русских государствах, подобно тому, как научились жить и взаимодействовать друг с другом державы англосаксов. Не сразу, кстати, научились.
А чему нужно учиться нам - тот ещё вопрос. В настоящее время Евразийский экономический союз идёт по стопам ЕС, который тоже постепенно обрастал наднациональной бюрократией, пока не появилось почти полноценное общеевропейское политическое пространство: Еврокомиссия, европарламент, евросуд...
Годная стратегия, однако нужно ли нам теми же методами притирать Россию и Белоруссию в Евразийском союзе, как, например, Германию и Грецию в Европейском? А если шире, то нужен ли русским суверенитет от белорусов, а белорусам - суверенитет от русских? Народам, наверное, не нужен. А вот элитам придётся делать предложение, от которого они не смогут отказаться.
В 90-е годы, когда шли переговоры о создании Союзного государства России и Белоруссии, гуляла такая немного наивная версия о том, что Александра Лукашенко можно «купить» перспективой президентского кресла в Москве. Наивная, потому что абсурдно увязывать проект объединения двух держав под амбиции одного человека. Неважно, кем мог или не мог стать Лукашенко в российской политической системе. Важно предоставить такие же возможности всем белорусам в России и всем русским в Белоруссии. Уравнять владельцев национальных паспортов в правах. А гражданство, государственный суверенитет - всё это пусть остаётся.
Небо не рухнет на землю, если человек с белорусским паспортом получит возможность занимать государственные должности в России. А с русским - в Белоруссии. Нам незачем оставаться в плену архаичных концепций национального государства - Россия всё равно таковым не является и вряд ли когда-либо станет. С новым подходом к евразийской политике мы вряд ли что-то потеряем, а приобрести можем многое. Мы получим реальную интеграцию элит, общий политический класс, не создавая при этом избыточную бюрократическую надстройку союзных органов власти. То есть достигнем искомого результата быстро и избежим при этом ошибок ЕС.
Более того, мы приобретём опыт, который можно будет в какой-то мере использовать и в отношении других республик Евразийского союза. Возможно, шаблоны интеграции от ВТО и Евросоюза сами по себе неплохи, но пора нарабатывать и свои решения.