10 сентября польская нефтегазовая госкомпания PGNiG опубликовала на своём сайте новость, суть которой: за прошедшие два дня «Газпром» заметно снизил поставки газа в Польшу (на 24% и 20%) по сравнению с заказанными объёмами.
Одновременно стало известно, что Польша прекратила как минимум на несколько дней реверсные поставки газа на Украину. Причинно-следственная связь здесь очевидная.
Дальше же начались спекуляции.
Критики российской газовой монополии, разумеется, поспешили обвинить «Газпром» в нарушении контрактных обязательств. Цель - заставить Польшу таким образом отказаться от реверса газа на Украину.
Напомним, что ранее российские официальные лица выражали негативную оценку реверсным схемам, указывая на их сомнительную законность и возможность принятия мер для противодействия.
Действительно, в договорах «Газпрома» и PGNiG содержится запрет на перепродажу газа. Одновременно, новые условия работы европейского газового рынка подразумевают право всех участников рынка на свободное перемещение объёмов газа, уже перешедших в их собственность. То есть создалась некоторая правовая коллизия, которая, в общем-то, неясно как должна решаться: то ли судебным путём, то ли через ограничение поставок.
Однако разбираться, прав ли «Газпром» с юридической и коммерческой точек зрения, скорее всего не придётся. Похоже, PGNiG в своём заявлении сообщила не всё, что следовало бы рассказать.
А именно - по данным «Газпрома», объём поставляемого Польше газа остался на прежнем уровне. Соответственно, снижение поставок по сравнению с запросом связано с тем, что сами эти запросы резко выросли.
Тут следует напомнить, что газовые контракты (за исключением единственного случая с украинским контрактом) строго конфиденциальны. Обычно известен общий объём контракта (для российско-польского контракта это 11 млрд кубометров). Но не менее важны гарантированные обязательства - как покупателя по выборке, так и продавца по поставке. Эти цифры находятся в окрестностях контрактного объёма, но не обязаны совпадать с ним.
Может быть ещё более важный фактор - колебания суточного спроса у покупателя и, соответственно, гарантированных объёмов со стороны поставщика. Из-за ярко выраженной сезонности спроса на газ некоторые покупатели хотели бы летом закупать в разы меньше, чем зимой.
Но продавец не может позволить себе такой вариант. Для этого и существует система газовых хранилищ, которая сглаживает сезонные пики. Но частично сезонность всё равно остаётся, и эту нагрузку берёт на себя продавец. Часть этих сезонных колебаний спроса может быть зафиксирована в контракте. Часть - добрая воля продавца (то есть отгрузка сверх законтрактованных для данного сезона объёмов).
Возвращаясь к сюжету с Польшей. Есть основания полагать, что именно такую ситуацию мы и видим. То есть «Газпром» полностью выполняет контрактные обязательства, но не готов увеличивать объёмы сверх них.
Хотя причинами невыполнения «повышенной» заявки названы технические ограничения, разумеется, суть здесь - в ограничении реверсных потоков газа на Украину. Но придраться - не к чему.
А теперь - немного цифр.
Объём поставок в Польшу до рассматриваемого конфликта - 23 млн кубометров в сутки. И по словам представителя «Газпрома», на которого ссылается РИА «Новости», остаётся и в настоящее время на прежнем уровне.
Объём реверса из Польши на Украину - около 4 млн кубометров. То есть те самые 20% от стандартного объёма поставок.
В пользу увеличения объёма «газового заказа» со стороны Польши говорят и следующие данные. По данным Bloomberg, ссылающегося на польского трубопроводного оператора Gas-System, на этой неделе Польша увеличила заявку на прокачку газа через территорию Белоруссии на 49% и через Украину на 29% (по сравнению с прошлой неделей).
Польша, кстати, хочет компенсировать дефицит по другим направлениям (Германия, Чехия). Действительно для возросшего собственного спроса или чтобы возобновить реверс на Украину - пока неясно.
Не зная детально обязательств «Газпрома» по суточным объёмам экспорта в зимний период, трудно говорить определённо. Но описанный сюжет говорит в пользу того, что зимой «Газпром» может прекратить украинские реверсные поставки, полностью оставаясь в рамках даже европейской интерпретации правового поля.