Сбитый в воскресенье над иранским ядерным объектом в Натанзе израильский беспилотник – яркий пример того, что, вопреки «миролюбивым» заявлениям западных политиков, Исламская республика остается объектом шпионских и диверсионных операций. И вместе с тем, уничтоженный БПЛА «Гермес» − более чем убедительный аргумент, доказывающий, что как минимум два мифа – об иранской технической отсталости и о военно-технологическом превосходстве Израиля – являются несостоятельными.
Силы ПВО Корпуса стражей исламской революции, на который возложена задача охраны стратегических объектов, в частности, связанных с ядерной и ракетной программами Исламской республики, в отличие от истории 2011 года с американским БПЛА, на этот раз не стали тратить особых усилий на «приземление» израильского дрона. Радары, зафиксировав появление «Гермеса» в районе Натанза (в 240 километрах к югу от Тегерана), выдали целеуказание пусковому расчету, который и отработал на «отлично», завалив высокотехнологичный продукт израильского военно-промышленного комплекса с первой ракеты класса «земля-воздух» иранского производства.
Информируя о произошедшем, руководитель департамента КСИР по связям с общественностью бригадный генерал Рамезан Шариф отметил, что отдельные блоки дрона были найдены на месте падения неповрежденными, и иранские специалисты сейчас усиленно изучают попавшие в их распоряжение части «начинки» израильского беспилотника. Сбитый «Гермес 450», по данным иностранной печати, − многоцелевой разведывательный беспилотный летательный аппарат, разработанный израильской компанией Silver Arrow, дочерней фирмой компании Elbit Systems. Первый полет совершил в 1994 году, стоимость комплекса, включающего наземные системы, − около $10 миллионов, а собственно беспилотник стоит порядка $2 миллионов.
Впрочем, оставим тактико-технические характеристики специалистам. В истории со сбитым беспилотником есть пара моментов, которые несколько смещают акценты и заставляют по-иному взглянуть на это событие. Во-первых, по некоторым данным, этот дрон может нести ракеты «воздух-земля» и уже использовался израильтянами для «точечного» уничтожения лидеров палестинского ХАМАСа и ударам по объектам военной инфраструктуры Хезбаллы в Ливане. Во-вторых, примечательной особенностью «Гермеса» является то, что он эффективен лишь при практически полном отсутствии у противника средств ПВО. Как формулируют специалисты, «это комплекс конкретного региона: известные границы применения, ясное небо, отсутствие противодействия».
Политический цинизм и «разведка боем»
Никакой особой надобности в проведении разведывательного полета в районе Натанза не было. Этот район, где расположен один из ключевых объектов иранской ядерной программы, буквально «вылизан» иностранными наблюдателями и спутниками-шпионами. Если бы все деньги, которые США, Израиль и их союзники потратили на разведывательные операции в этом районе, вложить в благоустройство, то в этом, достаточно пустынном районе, вполне можно было бы оборудовать цветущий оазис, с фонтанами и клумбами роз. С другой стороны, систему ПВО Ирана никак слабой не назвать. Не получив российских комплексов С-300, иранцы отнюдь не впали в уныние, а приложили максимум усилий и средств, для создания многоуровневой системы ПВО с опорой на собственные возможности. И с учетом этого обстоятельства, которое в Израиле прекрасно известно, направлять «беспилотник ясного неба» в район, где плотность противовоздушного прикрытия даже выше обычного, − это, на первый взгляд, откровенная глупость.
Израильских военных и разведчиков можно обвинять во многом, обвинять вполне заслуженно, но особой глупости за ними не замечалась. А потому история с «Гермесом» означает одно – доктрина нанесения по иранским стратегическим объектам массированного удара «стаями беспилотников», как выразился один из израильских военных специалистов, не только не снята военно-политическим руководством Израиля с повестки дня, но и продолжает отрабатываться на конкретных операциях. В том числе и через подобные, изначально обреченные на провал полеты БПЛА.
Израильские расчеты в продолжении отработки этой доктрины построены на цинизме и наглости: отношения с Тегераном и так хуже некуда, лишний инцидент здесь ничего не изменит, а необходимую информацию, например, о системе ПВО Ирана, получить удастся. К тому же международная обстановка благоприятствует: пока западные масс-медиа нагнетали истерию вокруг российского гуманитарного конвоя на Украину, пока западные политики считали минуты до того момента, когда из российских грузовиков начнут выпрыгивать головорезы спецназа, прятавшиеся в двойных стенках фургонов, Тель-Авив «прокрутил» еще одну провокацию. Причем пребывая в полной уверенности в собственной безнаказанности, поскольку что там какое-то нарушение международного права, вторжение в воздушное пространство суверенного государства, когда незадолго до этого Израиль, в лучших традициях нацистских зондеркоманд, совершил карательный рейд в сектор Газа и отделался за убийство мирных жителей лишь «моральным неодобрением международной общественности».
Иранский МИД уже заявил, что обратится в ООН и международный суд по поводу грубейшего нарушения Тель-Авивом как международного права, так и суверенитета страны. Официальные лица Израиля даже не снизошли до комментариев, поскольку прекрасно знают – в ООН их «прикроют» США, а международный суд – дело долгое, к тому же с весьма непредсказуемым исходом, поскольку принцип «Израиль всегда прав» для западных политиков и судей является не только предметом поклонения, но и условием успешной карьеры…
Иранский ответ
Тегеран давно уже не питает иллюзий по поводу того, что пресловутое «международное сообщество» хоть как-то «осадит» Израиль, хоть как-то ограничит агрессивное и наглое поведение «ястребов» в Тель-Авиве. Международное право в однополярном мире строится по принципу «тот прав, у кого больше прав», а точнее – у кого больше военно-политическая «дубинка» и у кого «круче» покровители в международных организациях. Поэтому главный упор в защите суверенитета и национальной безопасности Иран делает на собственные силы, на развитие оборонительных возможностей. Тегеран уже давно освоил методику ассиметричных ответов на военные угрозы Запада. И эти методы в денежном эквиваленте обходятся ему гораздо дешевле, а в эффективности уже мало чем уступают продвинутым западным технологиям. Американо-израильская доктрина о «стаях дронов», наносящих удары по Ирану, стала серьезным вызовом безопасности Исламской республики, и усилиями ученых под руководством командующего аэрокосмическими силами КСИР генерала Амир-Али Гаджизаде и трагически погибшего в прошлом году начальника штаба подразделения кибербезопасности Корпуса Моджтабы Ахмади ответ был найден.
Тревожные для США и его союзников сигналы об успешности Ирана в высокотехнологичных сферах стали поступать еще несколько лет назад. В конце 2009 года громкий резонанс приобрела история с обнаружением на ноутбуках иракских повстанцев многих часов видеозаписей, перехваченных с американских беспилотников. В том же году европейские источники сообщили об ослеплении американского спутника-шпиона направленным лазерным лучом с территории Ирана. В 2010 на американской базе управления беспилотными самолетами, которые ведут разведку в странах Ближнего Востока, был обнаружен кейлоггер − вирус, перехватывающий нажатия клавиатуры. Командование ВВС США, как и ожидалось, сразу же заявило о том, что компьютерный вирус не мог поразить систему управления полетами. Но вскоре выяснилось, что это была операция подразделения кибербезопасности Корпуса стражей исламской революции. Своеобразным итогом которой стала прошедшая в 2011 году в Тегеране выставка для журналистов, на которой присутствующим были показаны семь беспилотных самолетов-разведчиков США и Израиля, захваченных иранской стороной (три американских и четыре израильских).
Пытаясь дезавуировать очевидные успехи Исламской республики, западные масс-медиа и «эксперты» развернули целую пропагандистскую кампанию о том, что все это – подтасовка, фальсификация, сами дроны – изготовленные из фанеры муляжи, а Иран никогда не смог бы овладеть столь сложными технологиями. Точку в этой дискуссии поставил более чем авторитетный специалист, председатель совета директоров компании Google Эрик Шмидт, который в интервью CNN прямо признал: «Иранцы необычно талантливы в кибервойне по некоторым причинам, которые мы не полностью понимаем». Что же касается сбитого над Натанзом «Гермеса 450», то уже упоминавшийся выше генерал Амир-Али Гаджизаде, командующий аэрокосмическими силами КСИР, комментируя произошедшее, прямо заявил: «Мы сохраняем за собою право на любой ответ провокациям, вплоть до вооружения палестинцев на оккупированных Израилем территориях». Наглая и агрессивная политика должна встречать жесткий отпор.
*******
Полное пренебрежение нормами международного права, которое демонстрирует Израиль в отношении Ирана и других государств, питается только одним – режимом безнаказанности, созданным для Тель-Авива его международными покровителями и могущественным произраильским лобби в Вашингтоне, Брюсселе и даже Москве − «Запад прикроет, а остальные не пикнут». «Неистовый Биби» Нетаньяху уверяет, что Израиль «хочет мира, и только мира». Проблема в том, что мир в израильском понимании означает полное и безоговорочное принятие остальными израильских требований. А провокации, шпионаж и диверсии давно стали единственными инструментами Тель-Авива для достижения этой цели.