Грэм оглушен, и пытается шутить Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ
Под Донецком украинской миной ранило известного британского журналиста
В район поселка Пески, что в пригороде Донецка, мы с коллегами-журналистами собрались, чтобы лично посмотреть, как украинская нацгвардия нарушает минские договоренности и обстреливает столицу ДНР. На двух машинах, в сопровождении ополченцав мы выехали из Донецка, в бронежилетах и касках с большущими надписями PRESS, хотя в этих краях порой не поймешь, спасет тебя такая надпись или убьет. С нами попросился и британский журналист Грэм Филлипс, ставший уже легендарным на этой войне. Он прошел и Майдан, и Славянск, и Мариуполь, и вот теперь - бои под Донецком. Украинские спецслужбы его дважды арестовывали, высылали в Британию, но Грэм упорно возвращался. Многие на Западе узнавали правду о войне в Новороссии именно из репортажей Грэма.
- Конечно, Гриша, поехали! - сказал я и усадил его на заднее сиденье нашей "девятки".
Чем дальше мы отъезжали от центра Донецка, тем больше йокало внутри. Зачем же мы едем на передовую? Да еще в тот район, где взрывы и выстрелы практически не утихают...
На заднем сидении Грэм рассказывал, как он рад, что нас сопровождает именно Жора, один из командиров ополченцев, с которым они уже работали в Славянске. Меж тем, Жора был не в курсе, что с нами Грэм, и как только он вышел из машины, началось радостное братание: "Привет Жора!" - радостно закричал Грэм. "Гриша! И ты тут!" - улыбнулся Жора.
|
Парни обнялись.
Дальше Грэм уже поехал в машине ополченцев. Мы отправились в промзону рядом с поселком Пески. От позиций ополченцев до украинцев там метров 800. Вокруг разбитые здания и заборы, поваленные деревья, в общем, следы "перемирия". Слышны вялые выстрелы, бронежилет становится все легче, а каска начинает греть.
Подъезжаем к передовой. Передовая выглядит так: несколько окопов на холме и здание какого-то завода. Оцениваю строение: бетонные стены, много железа.
- Смотри, видишь дырки в потолке? Градом, сволочи, обстреляли! - рассказывает ополченец. - Вон там вышка стояла, так укропы по ней огонь наводили, пришлось ее взорвать.
В здании бывшего завода ополченцы в темноте пьют чай, света нет.
- Вот вы нас тут снимаете, а мы даже и не посмотрим, - расстраивается ополченец. Идем на холм в окопы. Все более-менее спокойно, но слышно как где-то по-соседству прилетает что-то тяжелое «одиночками» (одиночными выстрелами - Ред.).
- Посмотри в прицел, там можно укропов разглядеть, вон там на вышке снайпер сидит, ты тут аккуратнее, - говорит Жора.
|
Слышны выстрелы, рядом свистят пули. Пойду-ка, думаю, в заводик.
Стоим в здании. Пули свистят где-то совсем рядом за железной дверью, ополченцы из окопа отстреливаются. Думаю, что надпись PRESS все-же нужно было снять. Жора, говорит, мол сейчас минометы пойдут, да и вообще - прорвемся, если что. Грэм лазит в окопе. И тут что-то громко взорвалось. Миномет. Бежим в дверные разъемы, там много железа, да и вообще, вроде как, безопасно. Смотрю за дверь, там во дворике здания суетится Грэм с ополченцем. Взрыв. Штукатурка сыплется с потолка. Забегаем еще дальше в здание. В темноту. В темноте страшнее, но безопаснее. Еще взрыв. Прямо совсем рядом. Среди мата слышу, что где-то во дворе "трехсотый" (раненый - Ред.). Оплченцы бегут его спасать. Я кричу, что где-то там где взрыв, был Грэм. Вносят Грэма.
- Гриша, ты как? Йоу олрайт? - кричат ему ополченцы.
|
Грэм оглушен, и пытается шутить. Парни приставляют его вертикально - к стене.
- Гриша, Гриша!
Откуда-то из под его бронежилета течет кровь. Пережидаем пару минут, "огородами" бежим к машинам и на всех парах везем Грэма в госпиталь.
|
- Да все будет хорошо! - говорит нам в больнице повидавший многое хирург. - Жить будет! Важные органы не задеты, но все равно сейчас сделаем операцию - осколок застрял намертво.
Ну и что? Зашьют Гришу, и неугомонный британец подлечится и опять поскачет под пули снимать свои репортажи? Наверняка.
Виктор Гусейнов
Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».
Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html
Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан».
Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html