Аналитическая записка
Вскоре после принятия Россией так называемого "Закона Димы Яковлева", запретившего усыновление Америкой российских сирот, в американский Сенат поступил законопроект Children in family first (CHIFF) ("Ребенок в семье - самое главное"), согласно которому международное усыновление и контроль за службами защиты детства в других странах должны стать "приоритетным направлением внешней политики США", наподобие "распространения демократии". При Конгрессе США предлагают создать специальную структуру, которая бы оказывала давление на суверенные государства с целью снятия всех ограничений для международного усыновления. Одновременно США должны оказывать давление на страны, побуждая их к закрытию детдомов и перемещению детей во временные семейные приюты ("фостерные", "патронатные" семьи), где они будут ожидать усыновления (в том числе в США). Закон пока не принят, но уже сам факт его возникновения свидетельствует о том, что получение доступа к несовершеннолетним гражданам других стран становится принципиально важной стратегической целью внешней политики США в борьбе за их геополитические интересы.
В этой связи необходимо самым внимательным образом отнестись к тем инициативам в области реформирования детских домов и профилактики сиротства, которые продвигают в России прозападные НКО и ряд чиновников, способствовавших в последнее десятилетие внедрению в нашей стране так называемой ювенальной юстиции и ювенальных технологий.
Суть предложений этих лиц и организаций сводится к следующему:
- Они настойчиво предлагают расформировать детские дома. Часть из них закрыть, а часть превратить в пункты временного содержания детей и реабилитационные центры, наделив их функциями активного поиска "замещающих семей": усыновителей, опекунов, приемных семей, патронатных "родителей". (В полном соответствии с американским законопроектом).
- Вместо государственных детдомов предлагается развивать систему частных приютов, по примеру Финляндии и других западных стран (см. статью в "Известиях" "Детей отдали на аутсорсинг" http://izvestia.ru/news/560465).
- Под предлогом ранней профилактики и выявления семейного неблагополучия предлагается существенно облегчить доступ в семьи для чиновников опеки, соцработников и представителей НКО.
- Предпринимаются усилия для создания общероссийского банка данных фактически о каждой семье, имеющей несовершеннолетних детей и установления над семьями в социально-опасном положении и трудной жизненной ситуации "социального патроната". Внедряемая в Москве программа "соцпатроната" по существу является продолжением программ Агентства международного развития США (ЮСАИД) по "оказанию помощи в реформировании службы защиты детства в России", формально закончившихся в 2009-2010 гг. В эту программу был вовлечен Фонд Горбачева, а также Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения (http://moscow.usembassy.gov/pr_031110.html). Соцпатронат в Москве продвигает зам. руководителя Департамента социальной защиты населения Алла Зауровна Дзугаева, которая в 90-е гг. была инициатором создания при Министерстве образования консультативно-правового агентства "Право ребенка", положившего начало большому бизнесу международного усыновления (http://www.kommersant.ru/doc/176113).
Кроме того, в настоящее время на рассмотрении в Государственной думе находится проект федерального закона N249303-6 "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации". В нем прямо говорится о том, что у любой семьи, нуждающейся в социальном обслуживании, будет социальное сопровождение (ст.7), включающее в себя назначение семье обязательных условий, отказ от выполнения которых влечет за собой отказ в предоставлении социальной помощи государства (ст.24). При этом среди видов социальных услуг значатся содействие в семейном воспитании детей, услуги в целях защиты законных прав и интересов. Это тот же социальный патронат, навязываемый семье под видом социальной помощи. То есть, фактически прозападные силы продолжают навязывать России систему ювенальной юстиции, против которой в последние годы активно протестует родительская общественность.
Учитывая явно выраженную заинтересованность наших геополитических противников в разыгрывании карты защиты сирот и детства в России, можно сделать вывод о том, какие это таит риски и угрозы для нашего государства:
- Неизбежный рост социальной напряженности. Тема вторжения чиновников в семьи и неоправданного изъятия детей на сегодняшний день уже достаточно разогрета. По всей стране активно действуют родительские организации, созданные снизу с целью защиты семьи от "ювенальщиков". Выступление президента Путина на Всероссийском родительском собрании 9 февраля 2013 года позволило общественности надеяться на то, что верховная власть не допустит разрушения семей под прикрытием защиты детских прав. Однако развернувшаяся в последние месяцы массированная кампания по противодействию "жестокому обращению с детьми в семьях", выделение больших средств на соцпатронат в Москве, продолжение необоснованного изъятия детей из семей в регионах России (напр., в Забайкалье), принятие в первом чтении вышеупомянутого законопроекта "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации (вопреки обещаниям президента не вводить соцпатронат без согласования с родительской общественностью) вызывают, мягко говоря, недоумение у множества родителей. В случае дальнейшего продвижения вышеупомянутых ювенальных инициатив недоумение быстро перерастет в недовольство, а те прозападные защитники прав ребенка, которые на всех уровнях внедряют подобные инновации, в нужный момент переведут стрелки, объявив главным виновников страдания семей президента страны, который якобы обманул родительскую общественность. И очередная "Болотная площадь" получит хорошее пополнение своей массовки.
- Предоставление частным организациям, в том числе иностранным, возможности беспрепятственно вторгаться в семьи, собирать информацию личного характера и влиять на поведение взрослых и детей создает широчайшие возможности для шпионажа и манипулирования. Учитывая, что критерии "трудной жизненной ситуации", "семейного неблагополучия" и "социально-опасного положения" неоправданно широки и размыты, под прицел могут попасть и семьи военных, и сотрудников органов безопасности, и чиновников, принимающих ответственные решения на тех или иных уровнях. Это создает прямую угрозу безопасности нашей страны. В данной связи очень большую обеспокоенность вызывает сотрудничество "Фонда помощи детям в трудной жизненной ситуации" (рук. М.Гордеева) с сетевой американской компанией "American way of life" ("Американский образ жизни", сокращенно "AMWAY"). В частности, через "Фонд помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации", AMWAY активно участвует в финансировании проектов по продвижению западных технологий в духе американского законопроекта CHIFF, московского "соцпатроната" и т.п. Между тем, эксперты, изучающие новые религиозные движения деструктивного и тоталитарного характера, относят эту компанию к разряду опасных коммерческих культов. В октябре 2013 г. "AMWAY" специально открыла благотворительный фонд "В ответе за будущее", который должен участвовать в реформировании системы защиты детства в России по моделям западных систем.
- Весьма серьезную угрозу представляет и поспешное реформирование детских домов с передачей наших детей в фостерные, замещающие семьи. Это существенно снижает контроль за воспитанием и содержанием сирот со стороны государства (в фостерных семьях на Западе уровень насилия над детьми зашкаливает) и создает широкие возможности для извращенцев удовлетворять свои патологические потребности, да еще получая хорошие деньги в качестве "патронатных воспитателей". (Симптоматично, что документальный фильм "Мама, я тебя убью", в котором рассказывается об "ужасах" детдома и привлекательности фостера, сняла Елена Погребижская, которую называют "одним из хедлайнеров лесбийской культуры России XXI в."). Но, быть может, самое опасное то, что передача детей в фостерные (патронатные) семьи широко открывает двери сектам. В том числе, политически очень активной секте неопротестантов-харизматов, сыгравших немалую роль в украинской "оранжевой" революции 2003 года. Собственно говоря, харизматы, при активной поддержке США, и организовали кампанию "Мир без сирот", направленную на уничтожение детдомов по всему миру и передачу детей в "христианские" (читай: сектантские) семьи. Альянс "Россия без сирот" и "Украина без сирот" возглавляются активистами данной секты. По признанию руководителя "Альянса Россия без сирот" неопротестанта Ивана Иклюшина, в Санкт-Петербурге до 80% усыновителей (не родственников) - это сектанты протестантского толка, в том числе харизматы. Раздача детдомовцев в такие "надежные руки" чревата тем, что уже в ближайшее время соответствующим образом обработанные дети и подростки будут задействованы в разного рода подрывных акциях и уличных беспорядках.
В свете вышеизложенного, учитывая, что главный интерес США в аспекте "борьбы с сиротством" состоит в пополнении своего демографического ресурса, а также в оказании глубокого влияния на несовершеннолетних граждан других государств с целью изменения их сознания в духе приверженности США и с целью формирования обширной "пятой колонны" в странах-конкурентах, считаем целесообразным:
- Полностью запретить международное усыновление российских детей. В тех странах (напр., в Румынии), где это было сделано, число изъятий детей из семей резко сократилось, ситуация начала оздоравливаться.
- Существенно увеличить материальную помощь кровным семьям с детьми. На данный момент имеется резкий перекос в сторону финансирования "замещающих семей" (опекунских, патронатных). Если действительно стараться улучшить ситуацию с сиротством в России и повысить рождаемость (задачи, диаметрально противоположные геополитическим интересам США), такого перекоса быть не должно.
- Не торопиться расформировывать детские дома и по вышеуказанным причинам, и потому, что процент возврата детей достаточно высок. В результате дети могут оказаться на улице. А прозападным правозащитникам это даст лишний повод добиваться отмены "Закона Димы Яковлева".
- В случае утраты детьми родителей всячески стимулировать усыновление или опеку кровными родственниками (в последние годы службы опеки нередко чинили таковым препятствия, отдавая детей за границу или пристраивая в "замещающие семьи").
- Сузить и четко определить критерии, позволяющие изымать ребенка из семьи. Эти случаи должны стать единичными. Кроме того, необходимо ужесточить ответственность чиновников за неправомерное вторжение в семью и, тем более, за изъятие детей (соответствующий законопроект подготовлен юристами родительских организаций).
- Приравнять НКО, занимающиеся вопросами защиты прав детей, демографии и семейной политики, получающие средства из-за рубежа, а также выполняющие совместные программы с иностранными и международными организациями, к иностранным агентам, поскольку их влияние на семейную политику и защиту детства в России преследует в данный момент губительные для нашей страны политические цели. Это позволит отсечь от российских детей деструктивные секты и прочие силы, действующие отнюдь не в интересах Российского государства.
- Решительно изменить информационную политику, усилив меры ограждения детей и подростков от информации, наносящей вред их психическому и нравственному здоровью, и, напротив, гораздо шире представлять информацию, формирующую у молодежи установки на патриотизм, создание крепкой семьи и воспитание детей, верность семье и Родине, нравственный образ жизни, культурные, а не контркультурные интересы.