Познакомилась с редакционной публикацией на РНЛ, в которой сообщается о новогоднем концерте в зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя под названием «Гарри Поттер и философский камень». Прочитала и давнюю статью отца Александра Шаргунова о книге Зерваса «Дети против волшебников». Надо сказать, что статья не только не потеряла своей актуальности: она обрела ещё большую актуальность. Просматривая комментарии, обратила внимание на критическую оценку книги Зерваса с точки зрения ее якобы слабых литературных достоинств. При этом автор комментария выступает как поклонник «Поттера». Но уж если на то пошло, сериал Роулинг — вообще не литература, ни хорошая, ни плохая. Учебник практической магии для детей в нескольких томах — вот что такое «Гарри Поттер». Да, написанный в занимательной сюжетной форме с конкретными героями и происшествиями, но такова западная традиция написания детских учебников. Дореволюционное руководство по практической магии Папюса (перевод с французского), из которого заимствовано множество рецептов в «Поттере», написано куда суше, но оно предназначалось взрослому читателю, которого больше всего интересовала конкретная рецептура изготовления зелий, приворотов и гомункулусов (да, и такое в практике магов существует!).
Кстати, о взрослых. Однажды, более 10 лет назад, когда на одной из секций Рождественских чтений в Москве я после выступления собиралась покинуть аудиторию, дорогу мне преградил священник из Волгограда. Глаза его сверкали, он трясся, будто в лихорадке, а его обращение ко мне прозвучало, несмотря на вопросительный смысл, как суровый приговор: «Вы покаялись за Гарри Поттера?». Потеряв дар речи от неожиданности, я оставила его вопрос без ответа. (Справка: покаяния требовал он за нашу с Татьяной Шишовой статью «Гарри Поттер: стоп!») Через некоторое время мне стало известно, что ревнитель «шедевра» перестал быть ревнителем православия. Он ушел из семьи, потом из Русской Православной Церкви, снял не только наперсный, но и нательный крест, заявив, что вместо креста хочет носить кулон с котом и птицей. А ещё он создал сайт «Ахила.ру», где поливает грязью нашу Церковь. Роулинг и мечтать не могла о таком грандиозном влиянии на взрослых поклонников своего творения.
Ещё одно воспоминание о Рождественских чтениях, но уже не в Москве, а в Петропавловске-Камчатском. Большой зал, наполненный молодежью. Выступает иеромонах из Москвы, который делает обширный доклад о перекличке «Гарри Поттера» с (прости, Господи!) Евангелием. Помню, как Владыка Артемий, бывший в ту пору епископом Камчатским и сидевший в первом ряду, пару раз пытался остановить докладчика громким ударом посоха об пол, но автор, увлеченный сравнением главного героя с апостолом Павлом, и ухом не повел. Тогда Владыка встал, подошёл к двери и, выйдя, хлопнул ею так, что задрожали стены. Увы, и это нисколько не смутило молодежного миссионера... Ну, а о прототипе профессора Куроедова из книги «Дети против волшебников», который в свое время не поленился ответить на уже упомянутую нашу статью, где был высмеян его «поттернализм», целой ругательной книгой, — о нем можно не рассказывать, поскольку его неприглядное поведение, как любил выражаться Достоевский, «слишком известно».
В общем, не только множество детей получили душевные повреждения разной степени тяжести. Есть серьезные жертвы и среди взрослых. Практическая магия свое действие оказывала и оказывает...
И спасибо группе авторов под псевдонимом Зервас, которые на учебник по практической магии ответили методичкой по противодействию ей. Да, не литературный шедевр получился, но и задача была другая: хоть каких-то детей и их родителей уберечь, отвратить от опасной заразы, упакованной в сладкую обертку занимательности... Это (тоже очень даже занимательная!) книга-противоядие
А Поттер-концерт в Храме Христа Спасителя – это ПОЗОР или, как теперь принято выражаться, «туши свет». Интересно, что pozor по-чешски значит «внимание». Неужели Церковь не обратит внимание на такое вопиющее кощунство? Не обратит рozor на позор?!
Ирина Яковлевна Медведева, психолог
3.
2.
Но не она определяет содержание законов по темам абортов, разводов, ювенальной юстиции. Однако же позиция Церкви по всем этим вопросам, как резонансным и серьезно влияющим на духовное состояние нашего народа, выражена публично.
А что, если бы имеющие власть определять ее содержание включили туда концерт-панегирик Ленину или вечер памяти Блаватской? Или иную кощунственную постановку, которых в России теперь все больше и которые то и дело вызывают возмущение общественности.
Все это напоминает пробные шары, и в XX веке мы такое, кажется, уже проходили. Уверен, что давление в плане афиши для Зала при Храме Христа (а оно есть, судя по имеющейся в открытом доступе информации) не может не вызывать отторжения у ответственных представителей Церкви. Дай им, Господи, сил и мудрости! Надеюсь, что кощунствам будет положен предел, ситуация будет публично прояснена, а зло - осуждено.
1.
РНЛ:
«Ещё одно воспоминание о Рождественских чтениях, но уже не в Москве, а в Петропавловске-Камчатском. Большой зал, наполненный молодежью. Выступает иеромонах из Москвы, который делает обширный доклад о перекличке «Гарри Поттера» с (прости, Господи!) Евангелием. Помню, как Владыка Артемий, бывший в ту пору епископом Камчатским и сидевший в первом ряду, пару раз пытался остановить докладчика громким ударом посоха об пол, но автор, увлеченный сравнением главного героя с апостолом Павлом, и ухом не повел. Тогда Владыка встал, подошёл к двери и, выйдя, хлопнул ею так, что задрожали стены. Увы, и это нисколько не смутило молодежного миссионера...»
////////////////////
Ну «дожили» - иль не во власти епископа «оходить» прилюдно посохом зарвавшегося московского «гостя» несущего, по сути, опаснейшую «ересь» подмены? С последующим, разумеется, разъяснением собравшимся ошибочности «воззрений» недозрелого «миссионера» неосмотрительно, получается, «выпущенного» на сцену - не совсем, конечно, как лектора Никодилова «Общества по распространению…» из «Карнавальной ночи», однако… Ведь -как говорится – доверяй, но проверяй – представляется, в местной епархии, наверное, тоже «дали маху» - не прям как в неувядаемом «Ревизоре»? И что из того, что из столицы – проверить-согласовать текст, основные моменты выступления - неужель невозможно? Это же обязанность! Перед теми же будущими слушателями-участниками Рождественских Чтений!
Впрочем, а может ли быть что путного от подобных (и довольно широкого «спектра»?) нынешних московских «манекенов» -как-то довелось «послушать» «ученика» причисленного к иноагентам протодиакона А. Кураева иеромонаха (?) Першина (?), заведшего было вопросами в основном молодежной аудитории «скользкую» секс-тему, однако… не потребовалось ни посоха (отсутствовал, кстати), ни… просто метлы местного дворника… Глухого молчания студентов оказалось достаточным для остановки развития «процесса» -и Першин это враз почувствовал… Переключившись (впрочем, запланированного изначально) «на» привычного «конька» рассуждений на «тему» Достоевского…