Россия и Иран: танец в стиле постмодерн

М. К. Бхадракумар 
0
07.08.2013 341

Asia Times Online (Гонконг)

Если, как ожидается, президент России Владимир Путин в августе предпримет поездку в Тегеран, визит будет богат на символику (не предпримет, встреча президентов России и Ирана состоится 17 сентября в Бишкеке, по теме сорванного визита см. тут - РНЛ) - даже если придётся отказаться от плана путешествия через Каспийское море на борту корабля с целью достичь иранского берега. Общность интересов двух региональных держав, давних соседей, никогда не вызывала сомнений.

Но с другой стороны, в этом году также, по странному совпадению, состоится 70-летие Тегеранской конференции 1943 года, которая была пикантным событием в роскошном гобелене истории российско-иранских отношений, вышитом кровью и предательством.

История российско-иранских отношений ошеломляет. Путин станет единственным российским лидером, посетившим Тегеран после большевистской революции 1917 года. И всё же, обе страны - древние игроки на геополитической арене.

Возвращение Путина в Тегеран почти через семь лет после чрезвычайно успешного первого визита 2007 года похоже на аллегорическую драму в стиле моралите. Внешняя политика России описала полный круг. Путин надеется навести порядок в авгиевых конюшнях, в буквальном смысле убрав мусор, накопившийся за годы его отсутствия в Кремле.

Преуспеет ли он? Безусловно, Путин для иранцев - харизматическая фигура. И всё же, как принимающая сторона оценит намерения Москвы? Второй вопрос делает миссию Путина многообещающей - и рискованной.

В высшей степени недружественный шаг

"Сдержанность", которая вкралась в российско-иранские отношения, нужно рассматривать как наследие президентства Дмитрия Медведева (2008-2012), периода, в течение которого Москва была озабочена изучением смысла "перезагрузки" с Соединёнными Штатами, преподнесённой на блюдечке президентом США Бараком Обамой. "Вестернизаторы", которые заняли Кремль в те годы, посматривали на Иран с отвращением и презрением.

В списке российских приоритетов Иран отошёл на задний план и стратегическое взаимопонимание, которое выковал Путин в ходе своего исторического визита, начало ослабевать. Россия в знак уважения к демаршам США продолжала затягивать ввод в эксплуатацию Бушерской АЭС.

Кремль не стал сопротивляться, когда США ввели иранский ядерный вопрос, как вектор сотрудничества России и США в рамки "перезагрузки". Для того, чтобы и дальше затягивать гайки Ирану и вводить собственный режим удушающих санкций, на который большинство стран (таких как Индия и Япония) признали неохотно, сотрудничество с Россией, постоянным членом Совета Безопасности Организации Объединённых Наций, для администрации Обамы было жизненно важным.

Тем не менее, в Москве всё время понимали, что ядерная проблема Ирана затрагивает ряд фундаментальных вопросов международного права и Устава ООН, и имеет далеко идущие последствия для функционирования международной системы.

Вместе с тем Москве недоставало понимания, что реальные проблемы Запада с Ираном были выше его идеологии справедливости и сопротивления, и не имели ничего общего с безъядерным Ближним Востоком.

В высшей степени недружественным шагом стало то, что Медведев интерпретировал санкции ООН как обязательство со стороны России отказаться от заключённой в 2007 году оружейной сделки по продаже и поставке С-300, на которые Тегеран рассчитывал как на решающее средство для защиты от США и / или налёта израильской авиации.

Медведев под давлением США принял "окончательное решение" пересмотреть соглашение, и Кремль отверг преобладающее в московском истеблишменте представление, что Россия всё ещё может выполнить контрактные обязательства перед Ираном.

Тогдашний глава международного комитета Государственной Думы России Константин Косачёв заявлял: "В список (ООН) вооружений, попадающих под санкции, были добавлены восемь пунктов. Тем не менее, в этом списке нет оборонительных систем, подобных С-300. Резолюция (ООН) не имеет прямого отношения к России".

Если оглянуться назад, "Жэньминь жибао" была недалека от истины, когда в то время с оттенком сухой иронии отметила в комментарии, что "в намерениях Москвы в отношении Ирана много противоречий". Действительно, без серьёзной поддержки России США никогда бы не смогли передать документы по Ирану в ООН.

Лови момент

Сегодняшний баланс "перезагрузки" говорит сам за себя. Организация Договора о коллективной безопасности в Афганистане по-прежнему остаётся парией в военных действиях Организации Североатлантического договора. Была торжественно отпразднована независимость Косово.

НАТО раскинула свою сеть на постсоветском пространстве и продолжает продвигаться к границам России, и, возможно, добилась успеха на Кавказе. США поклялись ликвидировать московский проект Евразийского Союза. Несомненно, Россия не смогла предотвратить "смену режима" в Ливии, а её возражения против американской системы ПРО игнорируются.

Достаточно сказать, что последняя инициатива России наладить отношения с Ираном разворачивается на сложном фоне. Флирт России с "перезагрузкой" серьёзно повредил Ирану в тот момент, когда ему требовалась все дружеские отношения, на которые он мог рассчитывать, чтобы защититься от неумолимого давления со стороны США. Но, в конце концов, Иран выстоял.

Военный удар по Ирану уже немыслим, кроме как ценой огромных расходов и громадных рисков регионального масштаба, и высока вероятность того, что противостояние между США и Ираном зашедшее в тупик, закончится переговорами.

Прямые американо-иранские переговоры вполне возможны. Поэтому Россия поступает правильно, "ловя момент". Визит Путина станет первым визитом главы государства в правление Роухани.

С другой стороны, взаимопонимание с Россией и её поддержка могла бы помочь Ирану создать пространство для оптимального ведения переговоров с США. Для перспектив Ирана современная уверенность в себе России как члена Совета Безопасности ООН и обладателя права вето - обнадёживающий знак. Недавний твёрдый отказ России утвердить доклад ООН, критикующий иранские ракетные испытания, практически исключил всякое расширение режима санкций.

Тем не менее, нарушение Россией обещания поставить С-300 - всё ещё раздражающий фактор. Иран подал в международный арбитражный суд в Женеве иск против России о возмещении ущерба на 4 миллиарда долларов США. У Ирана хорошие позиции, но настоящая проблема - политическая, состоящая в том, что в отношениях возник кризис доверия, после того, как Медведев 22 сентября 2010 года издал указ об отказе в одностороннем порядке от сделки по поставке С-300 и целого ряда других контрактов на поставку оружия в Иран, и, кроме того, указ запретил въезд и транзит через территорию России для иранских граждан, связанных с ядерной программой страны, и препятствовал тому, чтобы российские физические и юридические лица вступали в финансовые отношения с Ираном в областях, связанных с ядерной проблематикой.

Министр обороны Ирана генерал Ахмад Вахид практически незамедлительно критически прокомментировал указ Медведева язвительно заявив, что видно, "как мы уже понимаем, они (русские) не заслуживают доверия", и эмбарго было доказательством того, что Россия "не может действовать независимо, даже имея дело с таким простым вопросом".

Российская газета "Коммерсант" в среду на этой неделе со ссылкой на источники в Министерстве иностранных дел в Москве сообщила, что Путин предложит Тегерану альтернативную систему ПВО, Антей-2500, который может стать приемлемой заменой С-300.

Антей-2500 - грозная система вооружения, которая может поражать одновременно до 24 самолётов в пределах 200 километров или перехватывать до 16 баллистических ракет. Вполне возможно, что система, специально приспособленная для нужд сухопутных войск и способна удовлетворить потребности Ирана.

"Коммерсант" также сообщил, что Путин будет обсуждать программу расширения атомной электростанции в Бушере. По другим сведениям иранские атомщики возобновили учёбу в российских институтах. Неделю назад Россия провела с Ираном морские учения на Каспии, что случается не часто.

В ходе недавнего визита президента Ирана Махмуда Ахмадинежада в Москву в рамках встречи на высшем уровне стран-производителей газа состоялось обсуждение сотрудничества в области энергетики.

Цельнотянутый прагматизм

Россия и Иран - великие практики в дипломатии, но полностью цельнотянутый прагматизм в их команде всё равно нелёгкая задача, за решение которой взялся Путин, пытаясь возродить доверие в российско-иранских отношениях.

Дело в том, стратегическое взаимопонимание двух региональных держав становится необходимой основой для дальнейшего развития отношений. К примеру, мотивы и развитие политики Ирана в Сирии вытекают из его региональной политики на Ближнем Востоке и неясно, будет ли согласна, и до какой степени готова Москва согласиться с ней.

Надо отметить, что вновь избранный президент Хасан Роухани неоднократно подчёркивал, что отношения Ирана с другими государствами региона будут приоритетом его внешней политики. Некоторых существенных изменений можно ожидать в отношениях Ирана с государствами, входящими в Совет по сотрудничеству стран Персидского залива (GCC), особенно с Саудовской Аравией и Объединёнными Арабскими Эмиратами. Осторожный подход Тегерана к событиям в Египте подчёркивает мышление в этом направлении.

Равным образом, смещаются трафареты и в российско-американских отношениях. Несмотря на эффектный жест по делу Эдуарда Сноудена, срывающего покровы экс-контрактника ЦРУ, Москва остереглась разрывать сложившиеся отношения с администрацией Барака Обамы.

Последнее, чего хотел бы Иран, - быть "козырем в рукаве" в процессе разрядки американо-российских отношений. Роухани приписывают мнение, что при политике Ахмадинежада "Взгляд на Восток", "На международном уровне Иран должен был полагаться на двойную политику таких стран, как Россия, Китай и Индия". Вот точная цитата:

Несмотря политику Ирана "Взгляд на Восток", Россия нашла свои интересы в укреплении отношений с Западом. Поддержка Россией санкций против Ирана резолюции в Совете Безопасности и приостановление некоторых военных обязательств были своего рода антииранской гранью для России. Использование иранской карты в игре с Западом, и в частности с США, России всегда было выгодно.

Тем не менее, российские эксперты реалистично относятся к Роухани и рассматривают его как "умеренного" члена правящей религиозной элиты в Иране - "готового пойти на компромисс с миром и понимающего, что непрерывное сражение с ветряными мельницами не имеет смысла", выражаясь словами выдающегося ученого Виталия Наумкина, директора Института востоковедения Российской Академии Наук.

Среди московских специалистов господствует осторожный оптимизм, сводящийся к тому, что "потепление" в отношениях Ирана с Западом не обязательно означает удар по интересам России. Существует мнение, что любое такое потепление само по себе будет ограниченным, и будет действовать по нарастающей, поскольку "иранский режим не в состоянии немедленно отказаться от всех своих основных ценностей, вызывающих недовольство на Западе", как отмечает Наумкин.

Помогает и то, что Иран не воспринимается Москвой как источник религиозного экстремизма и Россия не сталкивается с угрозой шиитского экстремизма. Следовательно, в принципе, нет никаких препятствий для российско-иранского сотрудничества. Задача заключается в построении взаимодополняемых интересов.

Иранский средний класс и технократы предпочитают западные технологии - а у российских элит (в отличие от советских "ориенталистов") нет страстного увлечения Ираном. Между тем, Китай, как торговый партнёр и источник инвестиций для Ирана, остаётся вне конкуренции.

Если Иран откроется, как "последний рубеж" экспорта газа, это может даже вызвать у Москвы некоторую изжогу, поскольку этот экспорт в один прекрасный день достигнет европейского рынка и составит конкуренцию российским поставкам. Преимущество сотрудничества с Россией лежит в двух ключевых областях - военном сотрудничестве и ядерной энергетике.

Между тем, Россия также диверсифицирует отношения со странами региона, что означает, что привилегированное партнёрство с Ираном не может быть получено ценой её процветающих отношений с Турцией или Израилем. В целом две региональные державы нащупывают путь к отношениям в эпоху постмодерна, отличающихся от всех тех, что были между ними раньше.

Источник

Оригинал публикации

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
М. К. Бхадракумар
Все статьи М. К. Бхадракумар
Последние комментарии
Очередной раздрай среди монархистов
Новый комментарий от Советский недобиток
07.05.2021 13:31
Возможно ли, не имея дум, стать властителем дум?
Новый комментарий от Советский недобиток
07.05.2021 13:06
Белая лихорадка, красная горячка
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.05.2021 12:11
О христианском смысле ковида
Новый комментарий от Советский недобиток
07.05.2021 11:39
«Цель Белого дома – "расколоть и ослабить УПЦ"»
Новый комментарий от Владимир Николаев
07.05.2021 10:53
Защитить мыслителей Русской Идеи!
Новый комментарий от Калужанин
07.05.2021 09:01