Сербия между Евросоюзом и Россией

Только-только наладившееся к удовлетворению США, НАТО и ЕС взаимодействие между Белградом и Приштиной вновь забуксовало. Верховный комиссар Евросоюза по международным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон заранее пообещала, что речь в Брюсселе на очередном раунде переговоров пойдет об обсуждении «следующих этапов, которые необходимо пройти для реализации апрельского соглашения». «Быстрая реализация» данного документа имеет "ключевую важность"», - заметила баронесса Эштон. [1] Однако встретившиеся 21 мая после некоторого перерыва премьер-министр Сербии Ивица Дачич и глава правительства Косово Хашим Тачи не смогли продолжить начатое в апреле дело. Время поджимает - уже в июне Евросоюз обещает назвать дату начала переговоров о приеме Сербии в свои ряды.

Однако уже и это срабатывает далеко не с первого раза. Позиции Белграда и Приштины вновь разошлись. Не помог и экстренный визит на Балканы министра иностранных дел Германии Гидо Вестервелле, в ультимативной форме потребовавшего от сторон «предпринять следующий шаг» в направлении нормализации отношений [2]. И хотя в ходе консультаций, продолжившихся на следующий день, Дачичу и Тачи удалось, похоже, о чём-то договориться, всем ясно, что острота косовской проблемы для Сербии и сербов (особенно косовских) отнюдь не снята.

Происходящее в последние дни на сербской политической сцене действительно может свидетельствовать об определенной корректировке «апрельских тезисов» Ивицы Дачича и его первого заместителя Александра Вучича. Несмотря на все заверения Белграда в ключевой важности для него европейского направления, очевидно, что без проработки других направлений внешняя политика Сербии обречена на провал. А в ряду этих направлений исторически наиболее весомым и последовательным является российское. Это вновь дал понять президент Сербии Томислав Николич перед тем, как прибыть в Россию с целью подписания долгожданного соглашения о двустороннем стратегическом сотрудничестве... «Мы благодарны России за ее принципиальную позицию, заключающуюся в отказе признать так называемую независимость Косово и Метохии, - заявил сербский президент в интервью российскому информационному агентству ИТАР-ТАСС. - Для Белграда важна поддержка Российской Федерации на международной арене, где Москва выступает за мирное решение этой проблемы, на основах уважения суверенитета Республики Сербия и шагов, которые будут одинаково приемлемы для обеих сторон». [3]

Сегодня многие и на Западе, и, к сожалению, в самой Сербии в угоду спекулятивным конструкциям забывают о том, что именно позиция России еще в мае-июне 1999 года - при всей драматичности тогдашнего момента и для Белграда, и для Москвы - сыграла во многом решающую роль в спасении Югославии от полной капитуляции по Косову. Именно подписание 9 июня 1999 года согласованного с Россией важнейшего (увы, часто забываемого сегодня) Кумановского «Военно-технического соглашения между Международными силами безопасности и правительствами Союзной Республики Югославии и Республики Сербии» позволило Совету Безопасности ООН на следующий день принять резолюцию № 1244 и сохранить верховные полномочия Объединенных Наций над косовским урегулированием. Именно этот документ, а не решения Евросоюза предусматривает решение косовской проблемы на основе «существенной автономии и значимого самоуправления в Косово» и приверженности «суверенитету и территориальной целостности» государств региона. [4]

Говоря более конкретно, именно Россия добилась тогда согласия со стороны США, Франции и Великобритании на подтверждение территориальной целостности Югославии. Аналогичный характер, к слову, носило и разработанное при активном участии российской дипломатии Дейтонское мирное соглашение по Боснии и Герцеговине 1995 года. Статья первая данного документа «фактически признала территориальную целостность всех участников соглашения, признавая, следовательно, власть Югославии над Косово». [5]

А вот отправной точкой для нынешнего этапа косовского урегулирования, характеризуемого переходом полномочий от ООН к ЕС и «ползучими» уступками со стороны сербов, стало согласие именно Сербии (а отнюдь не России) на размещение в Косове гражданско-полицейской миссии Евросоюза с широкими (по сути - антисербскими) полномочиями. Премьер Дачич по-прежнему убежден, что «в интересах Сербии имплементация того, о чем стороны договорились ранее, и получение даты начала переговоров о вступлении в Евросоюз». [6] Однако вряд ли национально-государственные интересы Сербии и сербского народа этим ограничиваются. Наряду с действительно важным развитием отношений со всеми ключевыми мировыми игроками к первоочередным интересам Сербии относится и более активная защита соотечественников, оказавшихся по разные стороны государственных и тем более административных границ.

И поучиться этому можно хотя бы у тех же албанцев, не стесняющихся говорить о своем национальном единстве поверх всех границ. Еще в конце 1990-х годов тогдашний министр иностранных дел Албании Паскаля Мильо заявил, что «будущая цель всех албанцев заключается в создании албанской зоны, включающей в себя все албанонаселенные регионы юго-восточной Европы, интегрированной в евроатлантические структуры». [7] В Белграде же говорить о какой-то «сербской зоне» по-прежнему стесняются.

[1] AFP 141620 GMT MAI 13 [2] DPA 212202 GMT Mai 13 22.05.2013 02:03 [3] ИТАР-ТАСС 22.05.2013 00:31 [4] http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N99/172/89/PDF/N9917289.pdf?OpenElement [5] Hehir A. Humanitarian Intervention After Kosovo: Iraq, Darfur and the Record of Global Civil Society. Basingstoke, 2008. P.111. [6] ИТАР-ТАСС 21.05.2013 14:45 [7] Milo P. «Greater Albania» - Between Fiction and Reality. Tirana, 2001. P.45

Источник
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Петр Искендеров:
Все статьи автора
Последние комментарии
Мировые заговорщики надеются на авось
Новый комментарий от Брат
04.04.2019
Режим самоизоляции продлён до 30 апреля
Новый комментарий от Коротков А. В.
04.04.2019
Какая линия победит?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
04.04.2019
«Путин начал трансформацию Российского государства»
Новый комментарий от Советский недобиток
04.04.2019
Крест и корона
Новый комментарий от Апографъ
04.04.2019
А нужны ли Таинства вообще?
Новый комментарий от Сант
04.04.2019
«Надеемся на милость Божию»
Новый комментарий от Сергей Абачиев
04.04.2019