Комментирует политолог, председатель Движения развития, руководитель Института демографии, миграции и регионального развития Юрий КРУПНОВ.
- Шоковая терапия 90-х привела к разгрому промышленности, машиностроения и других жизненно важных отраслей. Сегодня нужна политика форсированной новой индустриализации, реиндустриализации. В ситуации вывода за четверть века из эксплуатации подавляющей массы основных фондов по сути это означает заново проектировать и развёртывать полномасштабную национальную промышленную систему.
Очень хорошо, что руководство страны отчётливо заявило повестку новой индустриализации. Однако её реализация наталкивается на саботаж ведомств, и главное - сказывается отсутствие методологии.
Требуемая национальная промышленная система должна иметь трёхэтажную структуру. Верхний этаж, самый главный - станкостроение. Именно производство средств производства и задаёт вышеупомянутую систему. Сегодня многие станки становятся полифункциональными, автоматизированными, с числовым и иным программным управлением.
Однако выбранный на сегодня путь в станкостроении не должен закончиться на отвёрточной индустриализации, которая грозит разрушить технологический суверенитет. Это недопустимо. Простым ввозом в страну чужих технологий и их локализацией мы проблему не решим.
Развитие станкостроения должно получить прямое употребление. Речь идёт о сфере, без которой невозможно представить себе никакую отрасль народного хозяйства.
Второй этаж новой национальной промышленной системы - машиностроение, производство автомобилей, самолетов, турбин, разного рода гидротехнических, авиационных и иных двигателей, сельскохозяйственных машин и т. д. Сегодня ситуация здесь не из лёгких.
Следует помнить, что уровень национального развития везде определяется по уровню развития машиностроения.
Ставка на использование преимущественно зарубежных комбайнов и другой агротехники способна погубить отечественное сельскохозяйственное машиностроение. Другая проблема: нам нужно скорее дорасти до разработки и выпуска собственного российского автомобиля; «отвёрточная сборка» должна остаться в прошлом. Две недели назад мне таксист в Тегеране с глубоким сожалением сказал: «Россия - великая страна... Но почему у вас больше нет своего русского автомобиля?».
Наконец, третий этаж - то, что я называю сервисными индустриями. Это большой комплекс производств - от пищевой промышленности до мебельной, - то есть, набор индустрий, имеющих часто региональный и местный характер. Без станкостроения и машиностроения они превращаются в несамостоятельные, неавтономные сферы. Вот три базовых, структурных элемента, без учёта которых говорить о каком-то промышленном развитии, реиндустриализации, просто нереально.
Было время - в начальный этап реформ - когда казалось, что мы в соответствии с «веяниями времени» похоронили индустрию, и даже говорить о ней в определённых кругах считалось неприличным. Дескать, промышленный труд уже устарел, это «отсталое, второстепенное, несерьёзное занятие», не для креативной личности. Вперёд, к постиндустриальному обществу!
Но сейчас уже очевидно, что без промышленной системы, без труда, так или иначе связанного с преобразованием материала природы, воплощением идей и образов, человек не может оставаться человеком. Чтобы там не говорили о постиндустриальном обществе, но для его существования и развития нужна индустриальная база. И не стоит увлекаться западным «опытом» по переводу производства в менее развитые страны: такая практика способна породить немало проблем. Впрочем, это тема для отдельного разговора...