27 января 2026 года Рижский районный суд определил, что, во-первых, научная концепция этноцид является ложной, во-вторых, она является колдовским учением, обладающим способностью разрушать государства и, в-третьих, распространители этого учения подлежат смертной казни, как колдуны. Сама концепция и факты, на которых она покоится, судом не рассматривались, поскольку принята была точка зрения прокурора, что идет «гибридная война» и нормы закона больше не действуют. Действуют политические заказы правящей – национал-радикальной элиты. А они требовали попарить вольнодумства вопреки положениям Конституции страны, дарующей право на свободу научного творчества и законов, которые требовали доказательств того, что деяние является преступным. Имеется в виду деяние формулирования научной концепции.
Колдовской характер концепции этноцид также не доказывался судом. Априори считалось, что она неким мистическим образом нарушит функционирование силовых государственных институтов, рассеет их сотрудников, как пыль, вызовет бунты и настроение умов. Ни один из инструментов колдовской деятельности, как то заклинание, волшебные знаки, алтарь для принесения человеческих жертв, свидетельства о полёте на метле, суду представлены не были.
Профессор Александр Гапоненко, тем не менее, был признан виновным в злонамеренной лжи и инициации разрушения Латвийского государства.
Важная деталь прошедшего судебного процесса. Суд напрочь отмел, что правовое поле Латвии находится в подчинении мирового правового поля. Конвенция о недопустимости расовой дискриминации была признана ничтожной, хотя её положение защищало русских от дискриминации, которой они подвергались последние десятилетия.
Получилось, что негров в ЮАР дискриминировать (сегрегировать языком этой конвенции) нельзя, а русских можно. Ничтожной была признана Рамочная конвенция о правах этнических меньшинств, принятая страной. Русских из числа меньшинств исключили, их в правовом поле Латвии просто не существует. Ничтожной посчитали Конвенцию о гражданских и политических правах ООН. Свобода слова ей гарантируется, но на русских она не распространяется, поскольку идет «гибридная война». Кто объявлял эту войну, кому, какие последствия имело это объявление (утверждение) не имеет значения. Не будем перечислять все отвергнутые Рижским районным судом нормы международного права, ибо их более трёх десятков. И столько же решений Европейского суда по правам человека.
Беспрецедентно и решение о присуждении проф. А.Гапоненко смертной казни за мыслепреступление. Ведь 10 лет тюрьмы для человека в возрасте 72 года это четыре пожизненных срока, если учесть, что в латвийских тюрьмах политические заключенные больше двух лет не живут – умирают при невыясненных обстоятельствах. Это бесспорный показатель того, что правящие в стране элиты на полном серьёзе считают, что мысли и слова могут разрушить царства.
Сравнимым со случившимся в 2026 году в Риге были события в Риме в 1600 году. Тогда Святая Инквизиция приговорила учёного монаха Джордано Бруно тоже к смертной казни, но через сожжение. Суд определил, что сформулированная и распространяемая им концепция наличия множественности миров во Вселенной ложь и запретил её. Однако тот акт мракобесия существенно отличался от нынешнего. Католическая доктрина, которой противоречили научные разработки Бруно, была официальной государственной идеологией. Она была закреплена в принятых средневековыми государствами законах. Эксперты-богословы доказали, что труды монаха-вольнодумца противоречат Библии и другим священным текстам. К тому, что шла Контрреформация, и Европу раздирали религиозные войны (тогдашние «гибридные войны») Инквизитора не апеллировали. Суд Святой Инквизиции придерживался принципов, которые были приняты в юриспруденции. За две тысячи лет до этого – нельзя судить за деяния, которые законом не определены, как преступные. Святые отцы хорошо понимали, что нарушив эти принципы можно реально ввергнуть общество в хаос, разрушить государственность.
Так что процесс 1600 года был превзойден официальной Ригой (решение суда принимается от имени государства, напомним) в 2026 году. Отличие было в том, что в Латвии нет официальной идеологии, закрепленной Конституцией. Закон, который запрещает распространение коммунистической и нацистской идеологии есть. Но это идеология, то есть система воззрений на устройство общества и предполагающие пути его трансформации по общепринятой схеме. Научная концепция этноцид идеологией не является, на выработку путей преобразования не претендует. Она одна из нескольких десятков концепций, с помощью которой учёные пытаются осмыслить то, что происходит в обществе. Конечно, в латвийском обществе распространены идеи ассимиляции силовым путём представителей не основной (pamats) нации, но они официально не оформлены, являются фигурами умолчания, как говорят в таком случае.
Решение же Рижского районного суда эти идеи превратили в государственную доктрину. Теперь эта доктрина может применяться во всех политических процессах в республике, а в ней в тюрьмах томится, как минимум, полсотни лиц, которые пытались отстоять право на свою, русскую, коллективную идентичность. Раньше приходилось придумывать обвинения в том, что эти лица занимались шпионажем, готовили террористические акты, оправдывали российскую агрессию, а теперь достаточно совершить мыслепреступление – то есть думать вразрез с официальной идеологией.
Если Святая Инквизиция была Ригой посрамлена, то с чем надо сравнивать принятые в январе 2026 года судебные решения.
Похоже, с аналогичным решением Парижского суда, который приговорил к сожжению Орлеанскую деву – Жанну д’Арк. Она воодушевила французский народ на борьбу с английскими оккупантами восемьсот лет тому назад. Сделала это, выдвинув идею спасения «Прекрасной Франции» и готовностью отдать за неё свою жизнь, повела в бой отряды профессиональных воинов – рыцарей – лишенных моральных ориентиров. С помощью этих, религиозных по сути идей, Франция обрела независимость. Французский король, который до этого десять лет пытался победить англичан, исходя только из корыстных интересов сохранения своей власти и богатства, счёл Жанну опасной конкуренткой. Она была обвинена судом в колдовстве и осуждена на смерть. Судьи опирались на свидетельские показания, что Жанна общалась с нечистой силой, и именно это позволило ей добиться победы над английскими ордами, грабившими Францию. В этом случае суд не заморачивался поиском доказательств её виновности: летала на метле по ночам и летала. Люди, мол, видели.
В деле проф. А. Гапоненко тоже были два свидетеля, говоривших о его способности к колдовству. Сами они засвидетельствовать «полёты по ночам на метле» не решились, но о том, что читали об этом в интернете – поклялись. А что ещё надо для того, чтобы осудить профессора в мыслепреступлении? Да ничего.
Алла Густавовна Березовская, независимый журналист, Рига

