Недавно увидел кадры с детсадовского праздника в одном из русских городов. Там были человеки-пауки, рыцарь, черепахи-ниндзя, бэтмэны и прочая нечисть. Ни одной девочки в русском костюме. И только один мальчик был русским богатырём. Один! Так одели детей родители. Они видимо считают всю эту киношную нечисть, заслуживающей большего внимания, чем что-то родное, национальное. Поэтому, наверное, надо ещё раз вспомнить, что в нашей истории больше лучшего и интересного, чем в западной. Остановлюсь на некоторых сравнительных моментах. Ведь только сравнивая, можем увидеть, что и где лучше.
Некоторые россияне очень восхищаются европейским рыцарством (назовём этих россиян – «западниками») и старательно напяливают на своих детей рыцарские доспехи. Ведь там блеск, политес, трубадуры, утончённое воспитание, прекрасные дамы и, ах, какие красивые одежды. В голливудских фильмах рыцари вообще неотразимы. Наши же воины того времени, по мнению западников, сирые, кривые, грубые, одёжка у них какая-то некрасивенькая и вообще они щи лаптями хлебают. А уж какие убогенькие русские девушки и женщины жили в то время. Прямо «фи» какое-то.
Поэтому вспомним некоторые обычаи европейских рыцарей католической Европы с XII по середину XIV веков. У английского рыцарства того времени военная служба ограничивалась 21-40 днями. Как только истекал это срок, рыцарь имел право бросить всё и уехать домой. Вторглись ли в это время на его Родину враги, идёт ли война, уже никакого значения не имело. Никто после службы 21-40 дней не имеет права обвинить его в трусости и предательстве. Если захочет – останется воевать, не захочет – уедет. Утончённые французские рыцари имели обычай, который можно условно назвать «окорок». Отправляясь на войну, рыцарь брал с собой свиной окорок. И как только рыцарь окорок доедал, тут же заканчивался срок его службы или участия в войне. Показал обглоданную косточку и всё – можно ехать домой. Естественно скорость поедания окорока сильно зависела от желания рыцаря воевать. И здесь, как и в Англии, никто не мог обвинить французского рыцаря в предательстве, если он, доев, окорок покидал войско во время войны. Он в своём праве, если захочет, останется.
Можно вспомнить и обычай со стягом и шатром командующего принятый рыцарством всех тогдашних стран Европы. Если во время боя падал шатёр командующего или знамя, то каждый рыцарь имел право с чистой совестью покинуть поле боя. Он уже честно выполнил свой воинский долг. Да и с гигиеной у благородного рыцарства было не очень. Когда рыцари бросились «освобождать Святую землю и Гроб Господень», то ночью в пустыне арабы находили рыцарские бивуаки по смраду, разносившемуся по округе. Ну воняли (расползается красивая одежда от пота, ползают по грязному телу вши, давно немытые волосы на голове стоят дыбом, а во время дальних походов делают в штаны по большому и малому, не слезая с седла), зато на картинках они такие бравенькие.
Тут уместно вспомнить, что только познакомившись с арабским миром, рыцари стали регулярно мыться и даже, о чудо, для блестящей Европы того времени, начали чаще стирать одежду. А европейские дамы, какие тогда прекрасные были, достаточно посмотреть на их портреты. Ну, ничего страшного, что пованивали из-за того, что редко мылись и по европейскому обычаю одежду меняли после того, как она начинала расползаться от пота. Ещё были там красивенькие трубадуры с душещипательными романтическими песенками. Романтика-то какая! Есть ещё много другого у благородных рыцарей и прекрасных дам Европы, совершенно невозможного у наших славных предков.
Теперь немного о наших предках того далёкого времени. Они постоянно ходили в баню и следили за чистотой одежды. Но для любителей рыцарства – это совсем неважно. И неважно, что у русских женщин в то время измена мужу всеми строго осуждалась. Они же дикарки дикие. Это у просвещённых дам Европы измена считалась частью куртуазности. Ведь измена происходила от любви могучей и всепоглощающей, а любовь – это святое и неприкосновенное (прим. – см. песенки трубадуров и тогдашнюю поэзию).
Теперь посмотрим на поведение нашего православного воинства с начала XII до середины XIV веков. Начнём с поступков русских князей совершенно непонятных для европейской знати. При татаро-монгольском нашествии во время одного из боёв в плен к врагам попал князь Василько Ростовский. Израненный и обессиленный от голода он потерял сознание и был схвачен врагами. Видя воинские умения князя, враги захотели переманить его на свою сторону и сделать союзником. Поэтому предложили Василько выбор: предательство или страшная смерть от пыток. Стали соблазнять властью и богатством. Мужественный русский воин не слушал врагов. Не захотел князь и принимать предложенные врагами еду и питьё. Ведь они были отобраны у жителей сожжённых русских городов и деревень.
Тогда враги стали уговаривать Василько только отказаться от своей православной веры и принять языческие обычаи. За отказ от Православия предлагали даже личную дружбу и милость хана Батыя. Василько им отвечал: «О, тёмное царство, не разлучить тебе меня с Христом моим. Но есть Бог, и тёмное царство погибнет … взыщет Он кровь верных своих». Тогда враги, надеясь, что он испугавшись, смалодушничает и станет предателем, стали готовить его к пыткам. Видя это, Василько стал молиться: «Господи, Ты знаешь тайны сердца моего… очисти меня от грехов моих». Он молился о себе, о своих родных, обо всех православных христианах. Взбешённые мужеством Василько, враги стали мучить его жестоким пытками. Русский князь умер в мучениях, но не предал свою православную веру, не предал Родину, не предал свой народ.
В плен к монголам попал юный князь Владимир Владимирский (сын благоверного князя Георгия Владимирского и благоверной княгини мученицы Агафьи Владимирской). Враги отвезли князя к не сдававшемуся им г. Владимиру. Монголы знали, как горожане любят князя за доброту, мудрость и справедливость. Поэтому поставив израненного князя перед лицом стоящих на стенах города горожан, стали кричать: «Сдавайте город и спасём вашему князю жизнь».
Князь был юн и не хотел умирать. Но знал, что, если скажет жителям города открыть ворота, они это сделают. Тогда монголы ворвутся в город и вырежут всех жителей от младенца до старика. Но за предательство монголы сохранят ему жизнь. Поэтому Владимир, собрав последние силы, закричал: «Не верьте им! Они вас потом не пожалеют! Не сдавайте им город! А обо мне не скорбите». Русский князь принял мученическую кончину от рук монголов недалеко от Золотых ворот на глазах у защитников города. Враги в этот раз город взять не смогли. После ухода захватчиков оставшиеся в живых горожане нашли тело князя-мученика и похоронили Владимира в Успенском соборе рядом с братьями Мстиславом и Всеволодом, погибшими при обороне Владимира.
Можно привести ещё много и других примеров мужества русских князей, воспитанных Православной Церковью. Преданные Православию и безгранично любящие свою Родину они, отказавшись стать предателями, принимали мученическую смерть. Есть ли в католической и протестантской Европе народ, который может гордиться таким множеством героических примеров из жизни знатных людей? Увы, нет.
Теперь сравним воинские умения европейских рыцарей и наших воинов. Для примера возьмём битву на Неве 1240 года. В нападении на русские земли участвовала не только шведская армия. К ней присоединились немецкие, французские, норвежские и иные европейские рыцари, а также пехота из европейских стран. Шведская сборная команда превышала силы Новгородско-Полоцкого войска. Но во время битвы вдруг выяснилось превосходство русских воинов над отборным европейским рыцарством. Думаю, трёх примеров будет достаточно.
Полоцкий воин Гаврила Олексич, заехав на коне по трапу на шведский военный корабль, и стал рубить шведов. Остались живыми только те, кто успел спрыгнуть на берег.
Новгородец Сбыслав Якунич боевым топором врагов нарубил немерено.
Псковитянин Савва пробился сквозь ряды врагов к шатру зятя шведского короля Биргера Магнуссона, возглавлявшего шведское войско. Шатер охраняли отборные шведские рыцари, отлично вооруженные и закалённые в многочисленных боях. Савва кого порубил, кого разогнал. После этого подрубил столб, на котором держался шатёр. Увидев, что шатер командующего упал, некоторые рыцари поспешно покинули поле боя. Рыцарский обычай, однако.
Кстати и самому Биргеру Магнуссону тоже не повезло. Князь Александр (позже названный «Невским») в поединке поставил «печать» на его лицо. Превосходящие силы сборной шведской команды были разгромлены русскими воинами и с позором бежали. Можно привести и другие примеры доблести русских воинов.
Теперь возвращусь к тому, с чего начал. У нас удивительная история. Но почему родители не рассказывают своим детям о героических страницах из прошлого своего народа? Хорошо хоть помнят Великую Отечественную войну. Значит, эти родители сами получили такие знания о родной истории и так воспитаны, что равнодушны к своему родному, национальному. Тут сразу кто-то начнёт возмущаться лентяями-учителями. Мол это их, бездельников, недоработка. Сразу хочется спросить у таких возмущальщиков: «А на своей работе Вы можете не выполнять инструкции, созданные вышестоящим министерством?». Сразу ответят: «Конечно, нет. Работаем только по инструкциям, положениям и приказам». Также воспитатели детских садов и учителя могут воспитывать и учить детей только по программам, созданным креативщиками из Министерства образования?
И тут возникает очень большой вопрос. Почему Министерство образования создает программы, которые не позволяют в полной мере воспитателям и учителям проводить работу по воспитанию в детях любви к Отечеству и желанию подражать своим героическим предкам?
Наверное, сейчас некоторые читатели сразу станут приводить многочисленные примеры результативного патриотического воспитания и расскажут о миллиардах, вложенных государством в это воспитание. Но присмотритесь. Многие из таких мероприятий (прим. – конечно, не все), либо разовые акции, либо проведены для галочки, либо нечто созданное для получения начальственного «Одобрям».
И кто бы чего тут ни приводил в пример, кадры с детсадовского праздника показывают результат сегодняшней патриотической работы. Или может быть это неудачный пример? Может, по всей стране большинство русских родителей учат своих детей народным танцам и песням. Может, в других детских садах родители не стесняются одевать дочерей в русскую национальную одежду, а сыновей или в национальную русскую одежду, или русскими ратниками, или в форму воинов-победителей Отечественной войны.
Возможно, чего-то не понимаю и не знаю. Может, все мои переживания по этому поводу всего лишь очередное пустое сотрясение воздуха. Вполне может быть.
Леонид Анатольевич Чепелев, учитель истории, психолог, логотерапевт, Могилёв (Беларусь)

