Сегодня очень много «мыслящих» людей упрекают русское священство в пассивности, в нежелании терять свои места, трусости в принятии решений и настаивают, что таковое священство в наше время нелегитимно. Особенно много таких мнений и высказываний случается в столь тяжёлое время военно-политических перипетий. Но так мыслят профаны.
Священник – Верстовой Столб на Дороге Спасения!
На большой дороге русской истории, где переплетаются судьбы многих малых и великих народов, да плюс десяти веков бытия, стоит незыблемый верстовой указатель – русское духовенство. Его основание уходит корнями в самую глубину христианской эры. Всё русское священство связано неразрывной цепью рукоположений (хиротоний) от Христа Спасителя до наших дней. Эта апостольская преемственность делает русское священство легитимным во всей полноте Православия, наделяя его особой духовной силой и ответственностью, ведь говорит же Господь: «Создам Церковь мою и врата ада не одолеют её» (Мф 16:18).
Легитимность эта, как солнце, освещает не только самих служителей алтаря, но и ведомый ими народ Божий. Она помогает им быть такими, какими они должны быть по разумению Божьему. Ведь, как Сам Христос Бог наш завещал в Святом Евангелии, главная задача священства – «пасти овцы Его», заботиться о духовном благополучии паствы, и «молиться о своих грехах и о людском невежестве», выступая помощниками для людей, ищущих Бога и идущих к Нему.
Каноническое право Церкви, словно крепкая стена, особо ограждает духовенство от службы в светских и государственных институтах, связанных с принятием решений о применении насилия. Это не прихоть, а глубокое понимание сути священнического служения. Священник – это не царский воин, не судья, не исполнитель приказов, связанных с пролитием крови, а служитель Тела и Крови Христовых – воин Христов. Его оружие – молитва, его сила – любовь, его долг – милосердие, наставление и утешение.
Суть этого служения, пример исполнения гражданского долга можно обрисовать, как уже было сказано, изображением верстового столба. Представьте себе этот столб, стоящий на перекрестке дорог, на пути к вечности. Его задача – не гнить, не разрушаться под натиском стихий, а быть всегда крепким, надёжным, правильно окрашенным. Он не идёт вперед, не бежит, не суетится. Он стоит, чтобы стоять насмерть. Стоит как ориентир для Божьих попутчиков, как знак, указывающий верное направление в Царство Небесное.
Именно в этой неподвижности, в этой стойкости, в этой неизменности – истинная сила и русского духовенства, о которой иногда неверно говорят «это пассивность». Это не пассивность, не бездействие, не равнодушие к миру, а вид борьбы за мир и за его нерушимость. Это глубокое, осознанное служение, основанное на вечных истинах. Это служение, которое не ищет мирской славы, не стремится к власти, не вмешивается в дела, которые не соответствуют его духовному призванию.
Русское духовенство, подобно верстовому указателю, призвано быть маяком в бушующем море жизни. Он должен быть всегда «правильно окрашенным» – чистым сердцем, непорочной жизнью, верностью догматам веры. Он должен быть ориентиром для тех, кто ищет путь спасения, кто заблудился в лабиринтах мирских соблазнов и грехов. Священство должно быть поддержкой для тех, кто устал, кто сомневается, кто нуждается в духовном утешении.
Не надо втягивать священство в муть мирской суеты! Довольно, что он созерцает эту суету чистым взглядом и понимает умом непомраченным. Священника крепит быть тихим и твёрдым Святой Дух и осуждать его за эту крепость, которая не соответствует миру — противоестественно и греховно.
Протоиерей Вячеслав Пушкарёв, благочинный Второго Иркутского районного округа, духовник Иркутской и Ангарской епархии

