Актуальность Панарина

Доклад на конференции, посвящённой 85-летию мыслителя

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Русская цивилизация 
0
5
Время на чтение 5 минут

Нас можно поздравить с этой замечательной встречей в память о гениальном А.С.Панарине. Хотя его покойный друг профессор В.Н.Расторгуев говорил мне: не надо в обществе называть его гениальным, потому что все философы гениальны и будут завидовать. Слава Богу, несмотря на установление бюстов Дзержинского у администраций, мы может обсуждать наши русские проблемы, русского национального сознания.

В.Н.Расторгуев отмечал, что в условиях распада страны и отсутствия теоретического базиса строительства политики в новых постсоветских условиях «Панарин стал основателем успешно развивающейся научной школы и оригинального направления политической философии, для которого характерен чётко прописанный и тщательно отрефлексированный цивилизационный подход». Это мы сейчас последние лет десять слышим, как с высоких трибун много говорят о «цивилизационном коде» и цивилизационный подход как бы внедрился в наше сознание.

А вспомним советский марксизм-ленинизм с его отвлечённой догматикой и запретом «отсебятины» [т.е., любой философской, политической идеи вне марксистских установок, или даже в марксистской парадигме, но в развитии]. Кстати, Сталин на рубеже 1940-50-х указывал, что у Маркса и Ленина не было того практического опыта социалистического строительства, который появился после Октября в СССР и потому призвал учёных разрабатывать марксизм, создал институт философии и ввёл философов в высшие партийные инстанции. В общем же вся политическая философия превратилась во вторичный пересказ как бы Маркса и Ленина, притягивание их цитат для иллюстраций бессмысленных текстов.

Внутренняя слабость современной политической философии государства идёт именно с тех — советских времён. Потому что никакого истинного научного анализа не проводится как и тогда. Как постоянно подчёркивал профессор Расторгуев: «Процесс осложняется нежеланием властных элит раскрывать свои подлинные интересы и цели принятия стратегически значимых решений, а, следовательно, и поддерживать тех, кто способен к «дешифровке» и производству новых концептов, что составляет суть политической философии, призванной называть вещи своими именами».

Вот именно: «называть вещи своими именами»!.. Что выступающие ныне и определили сегодня, каждый об этом говорил: Панарин называл вещи своими именами, как сказал г. Баранов, несмотря на чины и проводимую идеологию той или иной администрации…

Вспомним как громко прозвучали на рубеже 1990-х работы американского философа Фр. Фукуямы «Конец истории?» [Вопросы философии. 1990, № 3]; «The End of History and the Last Man» [Fukuyama, Yoshihiro Francis. Free Press, 1992]. Под концом истории подразумевалось снятие межцивилизационных противоречий и установление мирового порядка.

Однако Панарин развивает в эти же годы совершенно иные идеи, и уже в его работе «Глобальное политическое прогнозирование» (М., 1999) фактически обозначил идеи «Стратегической Нестабильности в XXI веке». [С самого начала 1990-х Панарин обозначает начавшееся время вовсе не «концом истории» и умиротворением мятущихся народов, но началом длительного перехода к новой формации при жесточайшей борьбе цивилизаций и, в частности, транснациональных корпораций. Что мы и наблюдаем последние четверть века].

А что значит «Стратегическая Нестабильность»? Я её обозначаю как «Стратегию Нестабильности», которая создаётся и в результате естественного вызова новыми технологическими укладами, и заинтересованными группировками различных наций-цивилизаций и транснациональных олигархий. Об этом говорил и писал Панарин все 1990-е, а если вспомнить «Наши Задачи» Ивана Ильина о грядущей катастрофе советской государственности и переделе мира, то об этом говорилось с 1940-х годов, но нет так откровенно и ясно, как это увидел Панарин в 1990-е годы.

Однако так как в стране нет запроса на научный анализ цивилизационного развития, то по настоящему научную политическую философию — видится всю как некий механический процесс, подчинённый администрированию. [Конечно, серые кардиналы госидеологии и пропаганды пытаются как-то квалифицировать идущие процессы, объяснить их. Но опять же — чисто механистически. Отсюда и абсолютизация администрирования и запрета на свободную трибуну обсуждения].

И в 2025 г. мы видим невероятное! Именно в нашем 2025 году с государственных трибун провозглашаются идеи, прямо связанные с идеями, заключёнными в трудах Панарина о «Стратегической Нестабильности».

Декабрь 2025 г. — появляется очередная Национальная Стратегия Безопасности Америки (Стратегическая Инициатива) с идеей защиты цивилизационной идентичности нации.

— В речах высших руководителей Америки звучат слова о Христианской идентичности Америки и роли белого европейского населения в формировании страны и самой нации, её величия.

Накануне принятия Национальной Стратегии Безопасности, в ноябрь 2025 г., Президент США Трамп на митинге в Пенсильвании перед своим соратниками высказался, что Европа столкнулась с серьёзными проблемами из-за «неудачной иммиграционной политики», которая ставит под угрозу будущее региона и разрушает континент. Впервые об этом заявил Вице-президент США Джей Ди Вэнс на Мюнхенской конференции по безопасности в феврале 2025 г., т.е., сразу же как вступила новая администрация в управление Америкой. И Вэнс сказал, что враги Европы не Россия, не Китай: Европа теряет духовную и культурную идентичность. Чем не Панарин в речах Вэнса и Трампа?

Через полгода после выступления Вэнса бывший глава МИД Литвы Габриэлюс Ландсбергис отмечал, что речь Джей Ди Вэнса в Мюнхене об «активизации», не была услышана европейскими руководителями и Европа даже не проснулась. Поэтому естественно, что Американская администрация уже не видит в ней союзника в борьбе с глобализмом [разрушающего Белую Христиансую цивилизацию].

Итак, вот такой интересный факт, как идеи Панарина находят отклик и воплощаются в реальную мировую политику.

И в настоящее время цивилизационный сдвиг только начинается. Наверное, прав был Панарин, что весь XXI век это будет век войны, войны цивилизаций. И определяются, как я вижу, три лагеря:

— первый лагерь это Христианские народы;

— второй лагерь это лагерь безбожного Левиафана;

— третий лагерь, это религиозно-террористический лагерь.

В конечном итоге, создаётся впечатление, что мы присутствуем на финишной прямой многовекового глобального марафона по самоопределению наций-цивилизаций в ряды исповедников Божией Правды и противников Бога.

[И каждой нации-цивилизации неизбежно предстоит самоопределиться с лагерем. Где-то это уже поняли и разворачивают стратегию защиты своих цивилизационных основ и перспектив. Где то не могут пробудиться от спячки. Но то, что мы присутствуем при начале синтеза истинной науки и истинного религиозного мышления — для меня абсолютно ясно. Потеря этого единства многие века назад разделило мир и ввергло его в темноту неведения. Нельзя дать религиозному невегласию и псевдонауке прервать этот синтез].

Вот так наследие Панарина сегодня наиболее ясно и чётко определяет пути сращения религиозного и научного сознания, самоопределения наций-цивилизаций.

Шарипов Александр Михайлович, педагог, кандидат исторических наук, член Союза писателей России, Москва

Доклад на научно-практической конференции «Наследие Александра Сергеевича Панарина. К 85-летию со дня рождения» (Московский Дом национальностей)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Михайлович Шарипов
Все статьи Александр Михайлович Шарипов
Традиционные духовно-нравственные ценности России
О детской литературе в России
Реформа детского книгоиздания является насущнейшим шагом для нашей страны
25.12.2025
О ценностно-смысловых линиях
О статье Б.Я.Рапопорта «Политические вызовы России: история и современность»
25.12.2025
О русской идее и русской душе
В Чебоксарах завершился конкурс «Великие сыны России»
24.12.2025
Особая традиция российской государственности
Призрак Третьего Рима бродит по России, Европе и миру
24.12.2025
Все статьи темы
Русская цивилизация
«Да водворится на всём земном шаре спокойствие и тишина!»
Президентская библиотека – об Александре I, победителе «непобедимого» Наполеона
24.12.2025
Деловая виза
Она становится новым способом организации нелегальной трудовой миграции
24.12.2025
Довольно нам, славяне, Бога прогневлять!
Духовное поэтическое обращение к славянам митрополита Вениамина (Пушкаря)
24.12.2025
Прославляя Суворова, славим Бога, всегда дивного во святых Своих
Отечеству канонизация Суворова необходима для избавления от либерализма
24.12.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Революции склонны съедать сами себя
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
24.12.2025 19:55
Святая Русь – национальная идеология России
Новый комментарий от Победа45
24.12.2025 17:52
Ещё раз о вине русского народа в грехе цареубийства
Новый комментарий от С. Югов
24.12.2025 17:34
Особая традиция российской государственности
Новый комментарий от Алекс
24.12.2025 15:12
К вопросу о миллиардерах
Новый комментарий от Александр Казин
24.12.2025 11:11