В связи с ростом суицидов среди подростков активизировались чиновники, ответственные лица в Администрации города, прокуратуре, ПДН, ООиП. После каждого завершенного суицида рассылаются требования в поликлинику с вопросами типа: какая профилактическая работа проводилась для предотвращения суицида?
А какая может быть профилактика, господа, если неразумные подростки не обращаются за помощью? Правда существует и другая крайность: молодые люди расстаются, кто-то кому-то в запале выкрикивает слова типа: «Я без тебя жить не смогу… таблеток наглотаюсь…».
Теперь в качестве мести (или гражданской сознательности) можно сообщить в полицию, и бывшего возлюбленного заставят показаться психиатру, психологу, дело проконтролирует участковый полицейский и отдел по делам несовершеннолетних (на случай, если опять надо будет отчитываться по профилактике).
Но главная беда в том, что те, кто по-настоящему хочет уйти из жизни, делают это так тихо, чтобы им никто не смог помешать. В большинстве случаев громче всего кричат о намерении покончить с собой те, кто хотят привлечь к себе внимание либо с шантажной целью, либо таким образом заявить о своей проблеме, если иначе не слышат.
Необходимо отметить, что решиться на суицид может тот подросток, кого в жизни ничто не удерживает.
А что держит ребенка в этой жизни?
Во-первых, любящая и понимающая семья, родители, которым жалко причинять боль;
во-вторых, друзья, с которыми много общих тем для общения, планов, воспоминаний;
в-третьих, планы на будущее. Кто больше всего общается с ребенком и может быть в курсе его планов, кто может оценить уровень его общения со сверстниками? Семья и школа. Но сотрудники школы (педагоги и психологи) в своих действиях ограничены согласием/несогласием родителей. А родители, запуганные произволом ювенальной юстиции (было такое явление в начале 10-х годов 21 века), в свою очередь не спешат разрешать вторжение в свою семью.
И тех, и других можно понять. Редкие родители готовы вытаскивать на обсуждение «скелеты из шкафов». А те сотрудники школы, кто на своей шкуре почувствовал, что инициатива наказуема, давно уже зареклись превышать должностные инструкции.
А ведь именно сотрудничество родителей, педагогов и психологов может выявить детей, попадающих в группу риска, может дать им какие-то новые опоры, если старые не работают.
Три якоря: семья, друзья и будущее надежно удерживают ребенка в этой жизни. Но что делать, если якоря рушатся? Разберем эти примеры.
1. Нет семьи
Это очень печальное явление не всегда связано с реальным сиротством. К сожалению, можно быть сиротой и при живых родителях, если у них не хватает времени и внимания для ребенка. Причем, это не обязательно родители-карьеристы.
Часто бывают ситуации, когда один из родителей ведет двойную жизнь, а второй, зная об этом, тихо страдает от депрессии.
Или все члены семьи объединены лишь совместным проживанием и формальным исполнением своих обязанностей : отец приносит деньги, мать убирается и готовит, дети ходят в школу и показывают дневник.
Что у кого в душе – никому не интересно; негласный принцип: «Чтобы тебе не мешали жить, не мешай другим своими проблемами». Из такой семьи хочется убежать… Просить о помощи страшно, т.к. прежде, чем помочь, тебе выскажут массу претензий о твоей неблагодарности, лени, глупости и т.д.
А все потому, что ты нарушил спокойствие в семейном болоте. Хорошо, если у ребенка есть надежный друзья, которые могут хотя бы выслушать, хотя бы будут отговаривать от ошибочных поступков, а, может, догадаются посоветоваться со своими родителями.
Хорошо, если ребенок силен духом и имеет свою мечту, если он может решиться в душе все преодолеть ради своей мечты. Но слишком часто сейчас встречаются дети, которые не видят своего будущего, не знают, чего они хотят от жизни, даже не могут загадать никаких желаний для себя.
Если проблема в родителях, то помочь могут психологи и педагоги. Правда, для того, чтобы выявить эту проблему необходимо провести обследование не напрямую, косвенно.
Существует достаточно проективных методик, позволяющих ненавязчиво оценить, насколько ребенку комфортно в семье, насколько он чувствует себя защищенным. И только тогда обсуждать проблему с родителями, постараться донести до них, что решение их взрослых проблем сможет помочь ребенку.
2. Нет друзей
Причины такой проблемы могут быть разные: ребенок стеснителен и не умеет заводить знакомства, он отчаянно нуждается в друзьях, но не может решиться сделать первый шаг; или новый класс, где все уже разбились на группки, и никто не спешит принять новичка в свой круг.
Или сам ребенок так назойлив и приставуч, что становится в тягость любой компании, и его отталкивают.
Но если в такой ситуации ребенок чувствует поддержку семьи, если в своей семье он чувствует себя надежно защищенным, если родители в курсе его проблемы, то они обязательно помогут ему найти друзей или найдут психолога, который смог бы научить его преодолевать коммуникативные проблемы.
Существенную помощь может оказать и школа: педагог, заметив, что ребенок во внеурочное время одинок и грустен, может предложить ему участие в совместной работе, а психолог подберет в эту работу одноклассников, близких ему по складу характера.
3. Нет будущего
Это очень мрачное, но все более распространенное явление в нашей жизни. Погрузившись в виртуальный мир, дети выпадают из реальной жизни, а главное, у них не формируется понимание своего уникального «Я».
Зачастую выпускники не могут ответить на вопрос о выборе профессии, не могут назвать своих интересов. Популярность IT-специальностей обусловлена тем, что подавляющему большинству из них нравится проводить время за компьютером.
Они даже не догадываются, что работа и развлечение - это не одно и то же. Зависимость от электронных гаджетов выхолащивает, обедняет их. Но кто дает детям в руки эти самые гаджеты, не догадываясь, что этим роет яму будущему своего чада?
Любящие родители, бабушки, дедушки и, как не грустно, школа.
И вот тут-то в полной мере проявляется принцип единства и борьбы противоположностей, который, вопреки Гегелю, ведет не к появлению чего-то полезного нового, а к безвозвратной потере надежного старого.
С одной стороны, педагоги единодушно против телефонов у школьников, а с другой – реформы образования все более толкают нас в электронные дневники, электронные уроки, выполнение презентаций только в электронном виде.
Доходит до комизма: школьник обращается к учителю с вопросом, а тот ему в ответ: «Googl в помощь».
Одни родители в порыве самоутверждения стремятся покупать своему ребенку самые новомодные устройства, «чтобы круче всех!». А другие подхватывают этот порыв, «чтобы у моего было не хуже». Ну, а для детей гаджеты из рабочего инструмента очень быстро превращаются в источник развлечения, поглощающий их целиком.
Вот так, незаметно и поступательно ребенок может терять якоря, удерживающие его в жизни. Но взрослые замечают это только в фазе «Боже мой, это уже проблема!»
Профилактика суицидов должна, в первую очередь, начинаться с просвещения родителей. Лучше всего делать это в поликлиниках через демонстрацию коротких видеороликов, где специалисты разъясняли бы механизмы формирования детских проблем и пути их предотвращения. Кроме того, должна быть доступна психологическая помощь не только в виде консультаций, но и в виде систематических групповых и индивидуальных занятий.
Пока такие услуги доступны только на платной основе. А в идеале в школах и поликлиниках должны работать и быть обучены необходимые специалисты, которые при этом имели бы достойную зарплату, позволяющую не искать дополнительные доходы в коммерческих центрах, потому что в магазине альтруизмом не расплатишься.
Только работая на ОПЕРЕЖЕНИЕ проблемы, мы сможем защитить наших детей от непоправимых поступков.