Надолго запомнился воскресный день второго ноября многим жителям Перми и нашего края. В этот день состоялось празднование 135-летия Пермского краеведческого музея, а в Музее пермских древностей – одном из его филиалов – состоялся вечер памяти выдающегося учёного-геофизика Николая Константиновича Чудинова, приуроченный к столетию со дня его рождения и к 70-летию открытия им микроорганизмов эпохи Палеозоя в соляных пластах.
К этому событию, важнейшему для всего рода Чудиновых, готовилась я едва ли не с середины сентября: написала очерк о моём младшем дяде «Николай Чудинов опередивший время», вела переписку с заведующим музея Егором Романовичем Мельниковым, составляла список гостей, рассылала приглашения родным и друзьям, очень волновалась, молила Бога о том, чтобы всё прошло на достойном уровне, и Господь услышал меня.
Уже к четырём часам пополудни на четвёртый этаж здания по улице Сибирской, 15 стали собираться гости вечера: многие из них оказались в музее впервые, и от всего увиденного здесь у них буквально разбегались глаза. Необходимо сообщить моим читателям, что нашей Перми в Международной геохронологической шкале отведено особое место: ведь больше ни один город мира не имеет музей, который специально создали для Пермского периода. Здесь всем посетителям предложено по-новому посмотреть на прошлое, настоящее и будущее планеты Земля.
В Музее пермских древностей собрана уникальная палеонтологическая коллекция, здесь можно совершить путешествие во времена, когда планету населяли невиданные животные – далекие предки млекопитающих. Главный палеонтологический экспонат Музея – это скелет мамонта, найденный в 1927-м году в Верещагинском районе. Ныне музейная коллекция насчитывает более двух тысяч экспонатов, что делает Пермь яркой точкой на музейной карте России и мира.
Что такое Пермский период? Это последняя часть палеозойской эры – доисторическое время, когда насекомые были большими, а на месте Пермского края было огромное теплое море, в котором обитатели ящеры – древние предки динозавров. Скелеты эти представлены в музее из раскопок палеонтолога Петра Константиновича Чудинова, открывшего в конце 50-х годов двадцатого века огромное кладбище ископаемых ящеров близ деревни Ежово под Очером.
По Божьему промыслу и воле судьбы мой средний дядя занимался всю свою жизнь изучением крупных обитателей эпохи Палеозоя, а младшему дяде, Николаю Константиновичу, удалось открыть и оживить мельчайших жителей этой эпохи. В большом зале Музея полностью сохранилась первая выставка открытий Николая Чудинова, сделанная 27 августа 2019-го года, на которой присутствовала я с родственниками и гостями и давала интервью представителям пермской прессы. Увеличенные снимки древних микроорганизмов венчались надписями: «ОНИ – ЖИВЫЕ!».
К половине пятого вечера все собравшиеся заняли свои кресла, и вечер памяти открыл культработник Музея Игорь Александрович Фотеев. Его основательный доклад о жизненных вехах геофизика Чудинова, о полной драматизма борьбе ученого за признание своих открытий вызвал большой интерес у гостей. В числе приглашённых были две внучки моего старшего дяди Сергея Константиновича – Мария и Анастасия, а Настя привела с собой двух сыновей: восьмилетнего Диму да двухлетнего Сашу. К деткам работникам Музея не привыкать – они постоянные и любознательные его посетители. Меня порадовало, что Сашенька на протяжении полутора часов вечера тихо просидел на коленях у мамы, внимательно слушая всё.
Гостем вечера был мой племянник Николай Михайлович Чудинов, живущий, как и я, в посёлке Юго-Камск вместе с семьёй и почти каждый день ездящий на своей машине на работу в Пермь, в спортивную школу № 32, где он является заместителем директора. В 2024-м году Николай провёл девять месяцев на СВО, и его работа связиста была высоко оценена командованием. Ныне племянник успешно совмещает работу в школе с заочной учебой на историческом факультете Пермского государственного научно-исследовательского университета, на отделении истории и политологии. Более того, возглавляет руководство молодёжными проектами в нашем посёлке и их реализацией, хотел бы в будущем всерьёз заняться молодёжной политикой.
Он признался, что папа его, Михаил Васильевич Чудинов, мой сводный брат по отцу, в юные годы постоянно ходил с Николаем Константиновичем на весеннюю охоту и решил своего первенца-сына назвать Николаем – в честь нашего дяди. Да, у племянника, что и говорить, отличный пример для подражания, есть делать жизнь с кого! На протяжении всего вечера он щёлкал смартфоном, делая фотоснимки с разных ракурсов и тут же отправляя их своему папе. Примечательно, что Михаил в это время ехал на поезде на СВО, ехал в свои пятьдесят пять лет уже на третьи полгода, и его ждали там как опытного специалиста по электрооборудованию прифронтовой полосы. Под стук вагонных колёс мой брат внимательно рассматривал присланные ему в телеграмме снимки вечера памяти и мысленно был рядом с нами – таковы перипетии наших судеб!
В одном из недавних посланий Игорь Залманович Войтенко, сценарист и оператор фильма «Узники Пермского моря» написал мне: «Чудиновым можно позавидовать – у вас очень сильные семейные корни. В наши времена это большая редкость!».
В своём эмоциональном выступлении я сердечно поблагодарила всех, пришедших на вечер памяти выдающегося уральского ученого, сказав, что Николай Константинович самой своей удивительной жизнью сближал самых разных людей. Как могла я узнать о судьбе Игоря Войтенко, если бы не его великолепный фильм? А теперь мы заочно подружились и постоянно переписываемся. Цитирую его первое письмо ко мне: «Уважаемая Галина Васильевна, обращается к Вам бывший режиссёр научно-популярного кино Игорь Войтенко. Пятьдесят пять лет назад, когда я был ещё студентом-заочником сценарного факультета Института кинематографии, судьба свела меня с Вашим выдающимся родственником Николаем Константиновичем Чудиновым. Мой фильм «Узники Пермского моря» в 1970-м году, благодаря энергичной помощи П.К. Чудинова, Н.Н. Крамаренко, великого писателя и учёного И.А. Ефремова, был снят на киностудии «Леннаучфильм» режиссёром Т.И. Иовлевой. Вы, естественно, прекрасно знаете о судьбе фильма, который в широкий прокат так и не вышел. А судьба открытия Николая Константиновича и столь ранний уход из жизни самого учёного – это вообще моя душевная боль...
От кино я отошёл ещё в 1995-м году, когда наша киностудия перестала получать государственное финансирование и все её 600 сотрудников были в одночасье уволены без какой либо компенсации и предупреждения… Так мы с супругой, которая тоже работала на студии, стали безработными... Вся огромная территория «Леннаучфильма» вместе с павильонами и садом была продана на земельном аукционе с молотка и там СЕГОДНЯ планируется строительство фешенебельного жилого комплекса для новых нуворишей России. Ну, а мы с супругой волею судьбы были вынуждены покинуть страну и обосновались в городе Тампа американского штата Флорида, в 400 км от Майами... Мне уже за восемьдесят, но, как говорят, «есть ещё порох в пороховницах», и я написал книгу об открытиях Николая Константиновича».
Как могла я узнать о жизни и деятельности доктора географических наук Владимира Васильевича Литовского, если бы он, прочтя курс лекций студентам-заочникам в Березниках, не заинтересовался открытиями моего дяди и не посвятил ему свою книгу? А теперь активно продолжает научную популяризацию его открытий. Мы познакомились лично и стали друзьями на всю оставшуюся нашу жизнь.
На вечер памяти пришла моя сокурсница по университетской студенческой группе, пришли две пермские приятельницы, побывавшие на первой выставке 27 августа 2019 года. Приехали двое известных краеведов из Очера, приехали супруги Александр и Валентина Щербинины, владельцы интереснейшего частного музея в селе Башкултаево Пермского района. Прибыли ещё две-три семейные пары, одна из них – прихожане нашего старообрядческого Храма во имя святителя Стефана Пермского. Пришёл член Российского союза писателей Юрий Беликов, хорошо знакомый всей читающей Перми: вечер произвёл на него столь сильное впечатление, что он обещал мне написать о нём.
Я подарила заведующему Музеем Егору Мельникову книгу Игоря Войтенко о судьбе открытий моего дяди, посетовав при этом, что она вышла мизерным тиражом всего-навсего в сто экземпляров. К счастью, есть её электронный вариант, и книгу можно снова издать. Искренне жаль, что этого не сделало нынешнее руководство Березниковского калийного комбината, но делать добрые дела никогда не поздно! Подарила два сохранившихся у меня письма Николая Константиновича, написанные мелким убористым почерком и повествующие об его борьбе за признание открытий. В ответ получила два красочных журнала о многогранной научной работе пермского краеведческого музея.
Изюминкой вечера памяти, конечно же, стал показ фильма «Узники Пермского моря», и все приглашённые мною гости, затаив дыхание, смотрели на экран, откуда живой Николай Константинович то шёл по длинному штреку калийной шахты, обращая внимание оператора на причудливую красновато-оранжевую окраску стен, то сидел за микроскопом в свой лаборатории, то демонстрировал всё её сложное оборудование. Звучал его неповторимый голос, полный энергии и уверенности в своей правоте. Центральным моментом фильма стала скрупулёзная съёмка научного эксперимента, начиная от вырубки в глубине стены увесистого куска калийной руды, обжига его с последующей стерилизацией, помещения кусочка руды в специальные сосуды-спарки, создание необходимой температуры. Волнующее ожидание, и вот, наконец, на глазах создателей фильма оживают пришельцы из далёкого прошлого, пролежавшие в своих кристаллах-саркофагах четверть миллиарда лет.
Помимо приглашённых гостей, иные посетители Музея подходили поближе к креслам, останавливались на галёрке, на ведущей вверх лестнице и с огромным вниманием смотрели фильм. Полтора часа, отведённые на вечер, пролетели незаметно… Их завершили дружеские рукопожатия и фотоснимки на память, благодарственные записи в Книге отзывов Музея.
Вечер памяти Николая Константиновича Чудинова прошёл триумфально – при полном аншлаге, в тёплой и сердечной атмосфере, как того заслужил выдающийся ученый. Памятные мероприятия в тех или иных формах будут продолжены – в Перми, в Екатеринбурге, в Очере и Юго-Камске, даже в далёком американском городе Тампа. Человек жив, пока жива людская память о нём!
Галина Васильевна Чудинова, член Союза писателей России, кандидат филологических наук, член старообрядческой общины, Пермский край




