У Декарта в его «Рассуждении о методе» есть вопрос о том, что было бы с миром и людьми, если бы Бог («злой гений») нас обманывал. Философ отвергает это подозрение, исходя из понятия Бога как всесовершенного существа, которому не может быть присуща ложь. Собственно, на этом строится знаменитое онтологическое «доказательство» бытия Божия, хотя, конечно, никакое рациональное доказательство существования Бога невозможно в принципе, так как Бог логически не выводим из чего бы то ни было иного, нежели Он сам – causa sui.
Но вот что делать человеку, когда перед ним разворачивается целый мир – или даже множество миров – не менее достоверных и чувственных, чем тот сотворенный Богом мир, в котором он живёт? Я имею в виду видимую/слышимую реальность компьютерного типа, которая под властью ИИ лет через десять (а, может и раньше) будет способна полностью подменить собой действительно сущее. Проще говоря, когда виртуал заменит собой реал. Уже сейчас это происходит на разных уровнях, так что сгенерированная (искусственная) картинка-матрица выступает почти на равных с наличным бытием. В прошлом материалист отличался от верующего человека тем, что полагал зрение и слух главным свидетельством здравого смысла («реальность, данная нам в ощущениях, в существовании которой сомневаются только обитатели желтых домиков»).
Как писал в своей время А.К.Толстой, «всё, чего им не взвесить, не смерити, всё, кричат они, надо похерити; только то, говорят, и действительно, что для нашего тела чувствительно». Сегодня это «железное» правило не работает. Скорее наоборот: чем правдоподобнее изображение, лицо, голос, тем менее оснований им доверять. Прямо по Фаусту: «я проклинаю мир явлений, обманчивых, как слой румян».
В Откровении сказано, что в поздние времена антихрист будет прельщать людей чудесами, то есть воочию выступит как ложный «бог», причем, как мы видим ныне, «бог» мертвый, построенный грешным конечным человеком. Так или иначе, перед создателем и потребителем ИИ встаёт глубинно религиозная задача — отличения истины от лжи, правды от подделки, лица от маски. Любая наука, начиная с математики, имеет свои аксиомы, то есть положения, признаваемые истинными по вере и ценности (аксиос!). В таком случае для христиан залогом/критерием подлинности вещи, слова, события в эпоху псевдочудес («новый прекрасный мир») станет только несказАнное прикосновение Духа Святого. А Дух дышит, где хочет. И восприятие-причастие Ему в неверном свете виртуала – наверное, самая трудная задача, предстоящая человеку и человечеству в апокалипсические времена истории.
Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор, научный руководитель Российского института истории искусств