Потомки советских украинизаторов Малороссии в лице Киевского городского совета на днях «приняли решение» (кто «спустил» безграмотную директивку?..) о переименовании части улицы Лаврской в Печерском районе в честь изменника Ивана Мазепы. Это «решение», по мнению городского совета, якобы «восстанавливает историческое название, которое было изменено в 2010 году на фоне политического давления». Как видим, чиновники-«Довгочхуны», словно в трех соснах заблудились в кратком историческом периоде 1991-2024 (дата утраты легитимности киевским режимом). Разумеется, все «госрешения» после 2024 года являются не более чем элементами затянувшегося банального водевиля.
Директивка «возвращения» улице имени изменника-самоубийцы якобы обсуждалась общественностью в виде петиции, а также одобрена Национальным заповедником «Киево-Печерская лавра» и Национальным музеем «Голодомора-геноцида», втиснутого режимом Ющенко неподалеку от древнерусских лаврских валов.
Известно имя инициаторши переименования улицы Лаврской, депутатши Киевсовета О. Пинзеник, изрекшей историческое (истерическое) суждение: «Иван Мазепа – один из самых выдающихся государственных деятелей в истории Украины и меценат, который внес огромный вклад в развитие Киево-Печерской лавры. Его имя должно быть увековечено на улице, где стоят восстановленные за его средства храмы». Депутатша добавила, дескать изменение названия в 2010 году по требованию Московского патриархата было «унижением украинской истории и прямым влиянием врага на наше городское самоуправление».
Накануне «исторического решения» про упразднение наименования улицы Лаврской, в Национальном заповеднике «Киево-Печерская лавра» водрузили бюст изменника Мазепы, чтобы сфальсифицировать признание «вклада» Мазепы, на чьи средства якобы были построены сооружения на территории святыни.
Коллаж с бюстом Мазепы на фоне Трапезного храма Киево-Печерской Лавры, где погребены судья Кочубей и полковник Искра – жертвы изменника и палача
Документов о меценатской деятельности несчастного изменника Мазепы не сохранилось, кроме стихотворного свидетельства середины XX века: «На маснэ волосся стэпу / Поклов цэрквы своi Мазепа», авторства Мыколы Бажана, в раннем периоде творчества принадлежавшего к футуристам. Остепенившись и обзаведясь прочным положением в Киеве, поэт Бажан сделался депутатом Верховного Совета СССР 2-5-го созывов (1946-1962) и Верховного Совета УССР 2-го и 6-10-го созывов (1947-1951, 1963-1983), состоял членом ЦК КПУ в 1952-1983 годах, с 1943 года по 1946 год работал заместителем председателя Совета народных комиссаров УССР, с 1946 года 1949 год – заместителем председателя Совета министров УССР. Поэт-номенклатурщик и выдумал «меценатство» изменника Мазепы, не опираясь на документальные свидетельства. В порыве декоммунизации безграмотные современные чиновники забыли декоммунизировать высказывания компартийца Бажана, а также его «протеже» – жалкого, нераскаявшегося неудачника Мазепу…
Касательно реставрации Софии Киевской в XVIII веке, то это было сделано при Киевском митрополите Рафаиле Заборовском, о чем свидетельствует «брама Заборовского», выполненная в барочной манере и сохранившаяся до наших дней. Утверждения о восстановлении Мазепой Софии Киевской безосновательны и не подтверждены документально. Равно как и нет свидетельств строительства Мазепой церквей в Киево-Печерской Лавре.

Безграмотный водевиль в Лавре, главной Святыне Киева – матери городов русских – разворачивается на фоне гонений на архиереев Церкви Христовой. Глава международной правозащитной компании «Amsterdam & Partners LLP» Роберт Амстердам, представляющий юридические интересы Украинской Православной Церкви, выступил с резким заявлением по делу митрополита Святогорского Арсения, назвав преследование Владыки «полномасштабным преступлением против человечности». В преддверии очередного судебного заседания, назначенного на 4 декабря 2025 года, правозащитники обвинили власти Украины в фальсификации дела и систематических атаках на верующих Украинской Православной Церкви (УПЦ). В соцсетях Амстердам сообщил, что иерарх УПЦ содержится под стражей в тяжелых условиях уже более года. Официальное обвинение заключается в том, что митрополит во время проповеди якобы раскрыл местоположение украинских военных блокпостов. Однако юристы фирмы отмечают, что обвинения были выдвинуты лишь спустя месяцы после проповеди, а сами блокпосты, которые мешали прихожанам посещать Святогорскую лавру, не подвергались обстрелам противника.
«Заключение этого невиновного монаха – часть продолжающихся нарушений религиозных свобод украинским правительством», – говорится в заявлении международной компании. По мнению юристов, данный случай является частью общей политики, направленной на продвижение поддерживаемой государством структуры раскольников «ПЦУ» за счет канонической Украинской Православной Церкви, что приводит к насильственным захватам храмов. В заявлении также упоминается закон № 3894, создающий правовую базу для запрета канонической УПЦ и осужденный ранее Ватиканом, Папой Франциском, Всемирным советом церквей и структурами ООН.
Основатель и управляющий Amsterdam & Partners LLP Роберт Амстердам, прямо обвинил высшее руководство страны: «Поведение властей в отношении УПЦ… представляет собой полномасштабное преступление против человечности. Это преступление совершается президентом Зеленским и другими лицами, причастными к организованным государством систематическим атакам на гражданских лиц за их членство в УПЦ». Международный адвокат призвал сообщество во всем мире обратить внимание на «позорное и абсурдное явление, которое происходит в украинских судах, организованное украинской секретной полицией – СБУ».
28 ноября 2025 года судебное заседание по второму уголовному делу в отношении наместника Святогорской Лавры митрополита Арсения было прервано и перенесено. Причиной стало резкое ухудшение состояния здоровья Владыки, которому потребовалась неотложная медицинская помощь прямо в зале суда, а также процедурные нарушения со стороны обвинения.
Дореволюционный памятник жертвам Мазепы – судье Кочубею и полковнику Искре
В Киево-Печерской Лавре был погребен Василий Леонтьевич Кочубей – жертва изменника Мазепы. Существует мнение, что это случилось потому, что «богат и славен» судья Кочубей и именно он был Лаврским благотворителем. Если обратиться к достоверным источникам, скажем к «Поденным запискам царя Петра», т.е. его дневниковым записям, изданным Екатерининским историографом князем Михаилом Михайловичем Щербатовым, то мы увидим, что «Черкасский гетман Мазепа исполнял обязанности распорядителя работами по строительству фортификационных сооружений и церквей в Лавре» в отсутствие царя Петра. Строительство финансировалось из государственной казны Российской Империи. Случился, как сказали бы сейчас, «коррупционный скандал» с участием Мазепы… История казни Кочубея и Искры широко известна – поэты Пушкин и Мицкевич, композиторы Лист и Чайковский воспевали личную трагедию семьи Василия Леонтьевича Кочубея. Почему тела державных мужей, казненных в Белой Церкви военно-полевым судом по обвинению в доносительстве, сочтенном клеветою, тот час были преданы земле во святой Лавре? Для погребения в древнейшей православной святыне необходимы добродетели.
В Киеве до сих пор не восстановлен памятник невинно убиенным жертвам клеветы - генеральному судье Василию Леонтьевичу Кочубею и полковнику Искре. Не так давно исполнилось 110 лет созданию этого самого позднего дореволюционного памятника, простоявшего самое короткое время. Весьма символична и трогательна история создания памятника Кочубею и Искре - защитникам Православия от «деструктивных сил» XVIII века. Теперь это называется «информационной войной», а в то время определялось очень точно - клевета. Мы видим, как сейчас потоки клеветы изливаются на Украинскую Православную Церковь, а не только на двух верных сынов Церкви Христовой Василия Кочубея и Ивана Искру, как это было в XVIII веке.
Дореволюционный памятник невинным жертвам клеветы, отлитый из использованных гильз от снарядов, символизировал покаяние и попытку примирения единого народа накануне Первой мировой войны. Инициировало создание памятника киевское духовенство совместно с Военным ведомством. Сейчас от памятника сохранился постамент у станции метро «Арсенальная». Улица, ведущая от прежнего памятника Генеральному судье Кочубею и была безсовестно названа именем палача Мазепы… В то время как актом восстановления исторической справедливости было бы наименование этой части улицы именем Генерального судьи Кочубея. Часть же улицы, примыкающая к Лавре должна носить ставшее привычным имя Лаврской. Пришло время церковного прославления духовного подвига защитника Православия судьи Войска Запорожского Василия Кочубея.
Маргарита Витштейн, православная публицистка, Одесса



