Откуда есть пошла популярная музыка

0
Время на чтение 5 минут

Источник: блог автора

 

(для Взгляда)

До ХIХ века такого понятия как популярная музыка не существовало. До появления оперных залов была музыка церковная для месс и музыка светская – для дворцов. Была также народная музыка, песни, которые пели прадеды, отцы, дети и внуки на посиделках и праздниках.

Зарождение популярной музыки, как мы ее знаем (хотя сам термин «поп-музыка» возник и устоялся лишь в 1950-е годы), связано, прежде всего, с индустриализацией и переселением людей в города. И речь, конечно, идет не только о своеобразном городском фольклоре, но, прежде всего, о новых бизнес-стратегиях, которые по мере наступления капитализма захватывали мир.

Мощнейшим стимулом была революция. Революция во Франции тщательно готовилась в том числе при помощи разложения нравов высшего общества и наводнения его всевозможными магами и колдунами. Такие персонажи как Калиостро или Сен-Жермен вызывали огромный (и разумеется, тщательно раздуваемый) ажиотаж.

Мимо этих знаков всеобщего помешательства не могла конечно, пройти, и музыка. Тот каскад титанических чувств, который обрушивала на слушателя музыка Бетховена была сродни революционной страсти. Музыка эта так же взламывала традицию, как Французская революция (которой сам Бетховен кстати весьма сочувствовал).

Скоро по концертным залам европейских столиц метеором пронесется комета Паганини. Паганини первым освоил жанр сольного концерта и научился искусно подогревать к себе интерес, как делали это персонажи вроде того же Калиостро и Сен-Жермена. Шлейф темных слухов, тянущихся за Паганини, стал прекрасным гарниром к демонической внешности и невероятной техничности.

Оказалось, что более всего публика падка на самое примитивное. Слухи о том, что Паганини заключил контракт с дьяволом, соблазнил сестру Наполеона и убил любовницу, приводил на концерты гораздо больше людей, чем тех, кто мог оценить технику его игры. Ну а против слуха о том, что четвертую струну своей скрипки Паганини свил из кишок убитой им любовницы, не мог устоять даже самый стойкий.

Таким образом, все необходимые элементы поп-звезды были собраны и опробованы: главным ингредиентом был образ и умело созданный ажиотаж.

За успехом Паганини уже внимательно следил, делал выводы юный Ференц Лист, обладавший не менее виртуозной техникой. Я стану «Паганини фортепиано», поклялся себе Лист и скоро действительно изобрел собственную формулу успеха. Первую программу составленную в том числе из виртуозных «этюдов» на темы Паганини Лист сыграл в декабре 1837го перед тремя тысячами зрителей. Это был грандиозный успех.

Лист понял, как надо исполнять роль звезды. Он выкинул ноты с пюпитра, выдвинул рояль под луч прожектора и даже поставил два рояля, на которых играл попеременно так, чтобы его вдохновенное лицо можно было видеть с любого места…

Эффект «Листомании» поразил воображение эпохи: женщины восторженно кричали, вскакивали на сидения кресел и падали в обморок, шелковые платки и перчатки маэстро раздирались на сувениры, пепел его сигар и остатки кофе благоговейно собирались и сохранялись как священная реликвия. Около трех лет продлилось это безумие и… схлынуло как не бывало.

Центром «Листомании» были слухи, ажиотаж, восторженный рев газет. итд., или, скажем проще, «матрица раскрутки звезды», которую с успехом применил музыкальный агент Листа Гаэтано Беллони. Кстати, это был первый музыкальный агент в истории. Таким образом, пазл окончательно сложился. Дальнейшее было делом техники.

В открытый кластер устремились люди с метафизическим чутьем на деньги. Разумеется, это были американцы. В то время уровень американской публики не поднимался выше балагана, а самым ходовым товаром на культурном рынке были бородатые женщины и лилипуты.

Человека, который сумел запустить процесс производства звезд на новый виток звали Финеас Т. Барнум. Это был шарлатан высокого полета. Свою карьеру он начал с того, что приобрел на рынке престарелую черную рабыню, которую с успехом возил по стране, выдавая за 161-летнюю няньку президента Джорджа Вашингтона. Афоризм «каждую минуту рождается идиот» приписывают именно ему.

В Европе он промышлял чисто американским искусством: показом живых русалок, человека-обезьяны и лилипута Тома Тамба («Том Мальчик-с-пальчик») которого демонстрировал даже перед двором королевы Виктории.

Находясь в Европе Барнум не мог конечно не положить глаз на Ференца Листа, обещая устроить ему гастроли в Америке. Но Лист проходимца послал. Он был все же настоящий музыкант. Заработав достаточно денег Лист закрыл и собственный «звездный проект», посвятив себя вещам более серьезным.

Барнум же скоро нашел, что искал. Имя сокровища было Женни Линд, оперная дива, к 1850-му году уже завершившая свою карьеру. Предложение Барнума было просто: Линд поет всё, что пожелает, получая тысячу долларов за концерт. Это было в десять раз больше заработка примадонны в лучшем итальянском театре. Позднее Барнум признался, что никогда до этого не слышал, как Линд поет. Да это было и не важно: в его руках была испытанная технология.

Перед приездом Линд, Барнум развернул мощную компанию в американской прессе. Причем, зная душу американцев, делал упор на баснословных суммах ее гонораров. Он же организовал встречу парохода певицы, встречать которую в Нью-Йорке собралось тридцать тысяч человек, а ещё двадцать тысяч выстроились вдоль улиц перед отелем. Репутацию звезде, – как заметил один театральный журналист, – «создавали оптом, не склеивали по дюйму, а завозили телегами».

Одним словом, Барнум технично, с учетом американских реалий, разыграл лихорадку «Листомании» в собственном формате «Линдомании». Ураган зарожденный деньгами Барнума в Нью-Йоркских газетах, пронесся над Америкой. Всего за девять месяцев и 95 концертов Барнум заработал полмиллиона, а сама Линд – 177 тыс. долл.

Успех вскружил Линд голову и уйдя от Барнума она попыталась работать самостоятельно. Но, увы, сделать это без искусственно раздуваемого газетами ажиотажа, оказалось невозможно. Залы оставались полупустыми. А провожать ее в порт Нью-Йорка пришла лишь преданная горстка поклонников.

Тем не менее, успех Линд в Америке сделал, как минимум, три важнейшие вещи: открыл дорогу в Америку увядающим европейским звездам, положил начало настоящему американскому шоу-бизнесу, и, наконец, утвердил и закрепил статус «звезды».

В эпоху Линд Нью-Йоркский музыкальный бизнес держали четыре ведущих менеджера, выходцы из Восточной Европы: Марецек, Морис и Макс Стракоши и Бернард Ульман. Именно эти люди будут руководить оперной индустрией и создавать стиль американской оперы вплоть до того момента, когда мелких жуликов отодвинут со сцены крупные дельцы Уолл-Стрит, создав в 1880 г. Метрополитен-Опера.

Примерно те же процессы в то же самое время шли в Англии, где оперную сцену курировал Джеймс Генри Мейплсон, «творец современной оперы», как называют его ученые музыковеды, но по сути – первый хищник нарождающегося шоубиза.

В конце XIX века в бизнес приходят акулы крупных банкирских домов. В Нью-Йорке законодателем мод становится Метрополитен-Опера, владельцем которой был Отто Кан, управляющий крупнейшего американского банковского картеля «Kuhn, Loeb & Co.» (с которым также были тесно связаны Якоб Шифф, Пол и Феликс Варбурги, Бенджамин Буттенвайзер).

Помимо того, что Кан был владельцем Метрополитен-Опера, он был также вице-президентом Нью-Йоркской филармонии, казначеем Американской федерации искусств, членом совета директоров Филадельфийского, Бостонского и Чикагского оперных театров. Кан также держал под контролем бродвейские музыкальные театры, а позднее принял деятельное участие в становлении Голливуда.

Таким образом, Кан фактически владел (скажем мягче – был главным финансовым покровителем) американской культурой.

А обладая обширными связями в Европе, финансировал продвижение американского искусства в Европе и модернистское направление искусства в целом. Кан стал крестным отцом Гершвина, профинансировав его успех и продвижение в Европу. За этим мощным катком последуют Луи Армстронг, Дюк Эллингтон и другие американские джазмены.

В 1940-х в европейских филармониях уже блещет Леонард Бернстайн. Так серьёзная европейская сцена была завоёвана американским джазом.

Скрещение джаза с академической традицией стало для последней смертельным ядом. Скоро настанет время уже откровенно постмодернистских явлений, таких, как Джон Кейдж, американский ученик Шёнберга, шокирующий публику номерами вроде «Тишины номер девять».

Классика же звучит сегодня в концертных залах как музыка чисто музейная. А симфонические оркестры концертируют с рок-группами, которые дают им возможность заработка.

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Ильич Можегов
Сокрушить космос, прикончить историю, спасти человека. Часть II
Философские заметки о «Конце времени композиторов» В. Мартынова
30.07.2025
Сокрушить космос, прикончить историю, спасти человека. Часть 1
Философские заметки о «Конце времени композиторов» В. Мартынова
29.07.2025
Три года Петру Мамонову
"Я самый плохой"
16.07.2025
Пушкин против Радищева
Человек, в котором отразилась эпоха во всей её болезненной противоречивости
14.07.2025
Все статьи Владимир Ильич Можегов
Последние комментарии
Впечатления от просмотра фильма «Вызов»
Новый комментарий от Vladislav
12.08.2025 22:16
О загадке Владимира Мединского
Новый комментарий от Могилев на Днепре
12.08.2025 22:09
«О! Сколько нам событий чудных готовит Просвещенья дух...»
Новый комментарий от Владимир С.М.
12.08.2025 21:25
Трамп громит ФРС и спасает доллар
Новый комментарий от Бузина Олесь
12.08.2025 20:23
Суд над правозащитником Александром Гапоненко
Новый комментарий от Человек
12.08.2025 19:15