Ключевые православные мыслители – геостратеги предвосхитили и выразили в духовно-философской форме парадигмы сегодняшнего стратегического противостояния России и Запада. Каждый из них осмысливает Православие не только как религию, но как онтологическое ядро цивилизации, источник стратегической субъектности и цивилизационной воли к бытию. Идеи православной цивилизационной идентичности – основа аргументации для стратегического ответа на нынешние и перспективные вызовы.
Геополитика как духовная война. Велика пророческая роль ключевых православных мыслителей в формировании геополитического мировоззрения, способного объяснить и предсказать перманентное противоборство Запада и России. Почитая Православие главным сокровищем России, Константин Леонтьев откровенно писал: «И для исполнения особого и великого религиозного призвания Россия должна все-таки значительно разниться от Запада и государственно-бытовым строем своим. Иначе она не главой религиозной станет над ним, а простодушно и по-хамски срастется с ним ягодицами демократического прогресса (родятся такие уроды – ягодицами срослись)».
Сегодняшняя глобальная конфронтация между Россией и Западом – это не просто столкновение армий или экономик, но и конфликт миропорядков, метафизик, «онтологий», как говорил бы Алексей Лосев. Это противостояние между сакральным и профанным, между цивилизацией и антисистемой. И в этом контексте русские православные мыслители прошлого предстают не только как философы и публицисты, но как пророки новой геополитической конфликтологии – дисциплины, соединяющей метафизику истории с анализом стратегической реальности.
Хомяков и Чаадаев: два голоса – один нерв. Геостратегический смысл: противопоставление духовного соборного Востока индивидуалистическому и рационалистическому Западу. Россия как хранительница органической государственности, основанной на вере и любви. «Истинная свобода возможна только в Церкви, ибо Церковь есть союз любви, а не договора» – писал основатель славянофильства Алексей Хомяков. «Только в соборности, в духовном единстве свободных, возможно истинное общество» – продолжал он. А Чаадаев отвечал: «Мы – народ без прошлого… наше бытие вне истории». Этот дуализм – сердце русской геополитической самоидентификации. Хомяков формулирует «православный персонализм», где нация – как литургия. Чаадаев – антипод, но его диагноз о «безвременье» русского сознания усиливает геостратегическую тревогу: сможет ли Россия стать субъектом, не имея оформленной исторической программы? Их спор и сейчас воспроизводится в дилеммах «империи или хаоса», «избранности или пустоты».
Иван Киреевский. «Истина не в отвлечённой идее, но в цельности духа, где разум, вера и быт соединены». Геостратегический смысл: проект цивилизационного единства духа и жизни, альтернатива западному раздвоению между личностью и истиной. Россия как цельная православная держава, не допускающая фрагментации бытия.
Николай Данилевский: Цивилизационная теория и миссия России. «Россия – самостоятельная культурно-историческая цивилизация, не подлежащая западному суду». Книга «Россия и Европа» – стратегический манифест русского цивилизационного реализма. Данилевский впервые вводит категорию «культурно-исторического типа», противопоставляя славяно-православный Западной цивилизации. Он отвергает универсализм как форму скрытого господства и утверждает: Россия не «догоняющая» Европа, а самодостаточный субъект истории. Это – точка опоры для нынешней конфликтологии, от которой отталкиваются как сторонники идеи многополярности, так и критики глобализма.
«Россия и Европа – два разных организма... Россия не призвана быть ученицей Европы, она – создательница новой исторической культуры». Геополитическая идея: теория культурно-исторических типов, в которой Россия - отдельная цивилизация. Это базис современной евразийской парадигмы. Он – предшественник Дугина и Кургиняна.
Константин Леонтьев: Империя как форма спасения. «Свобода ведёт к хаосу, порядок же – к спасению через жертву». Леонтьев – первый теоретик декомпозиции либерального Запада. Его идея «цветущей сложности» – не только эстетика, но и политическая антитеза модернизации по западному образцу. Он пишет, что либерализм убивает органическую культуру, а демократия ведёт к распаду империй. Россия, по Леонтьеву, должна быть православной иерархией, вооружённой эстетическим аскетизмом и геополитической стойкостью. В этом он предвосхищает тезисы Самуэля Хантингтона и Александра Дугина. «Православие, самодержавие и аристократизм – три силы, которые удерживали оссию от внутреннего гниения». Геостратегия: консервативная имперская жесткость как антикризисная парадигма. Россия – носитель цивилизационной строгости, противоположной западной демократии как преддверию хаоса.
Достоевский: Россия как Христос народов. «Россия есть всечеловечество, она примет в себя все души…». В «Дневнике писателя» и «Бесах» Достоевский моделирует не только духовную катастрофу, но и геополитическую. Россия, по его словам, стоит перед выбором: быть либо Христом народов – страдающим, спасающим, объединяющим – либо утратить свою сущность и раствориться в Европе. Достоевский предсказал крушение либеральной идеи, опустошение Запада и грядущую войну за души. Его антиевропейская полемика – это не ретроутопия, а философия стратегической субъектности: «Дайте миру Россию, и она станет сердцем человечества» (Достоевский. Дневник писателя. 1877). Геополитика духа: Россия как спасительница мира от западного упадка. Православие как универсальная альтернатива либерализму и технократии.
Василий Розанов. «Россия – религиозное тело, а не политическое... У нас даже революция – православная». Геофилософия: интуитивное понимание России как мистического организма, вне рациональных категорий. Возможность мобилизации масс через архетипическую идентичность.
Сергий Булгаков. «Государство должно стать органом духа – не в смысле теократии, но в смысле соборного служения». Геостратегия соборности: проект духовной симфонии власти, где государство подчинено сверхзадаче – хранению православной истины. Близко к идее «Империи-Духа».
Иван Ильин: «Россия – не географическое, а духовное задание… Россия либо будет православной, либо не будет вовсе». Геостратег: проект русской державности, основанной на вере, авторитете, праве. Ильин – вдохновитель современного патриотического государства.
Александр Солженицын: обличение Запада и завещание Традиции. «Спасение России – в духовном возрождении, в покаянии, в возвращении к Христу». Геостратегия русской автономии через нравственное очищение. Противостояние Западу – не только геополитическое, но экзистенциальное. «Жить не по лжи» – это разоблачение западной системы как лукавой, основанной на лжи о свободе, правах, «демократии». В «Письме вождям Советского Союза» он требует реставрации национального духа, а в Гарвардской речи 1978 года он уничтожает либеральную иллюзию об универсальности Запада. Его пророчество звучит сейчас как стратегическая программа: возврат к традиции, духовному суверенитету, исторической правде.
Алексей Лосев: Онтология символа как оружие. «Символ – это не знак, а сущность». «Символ – это не знак, это энергия. Россия – символ, потому она и вечна». Геофилософия: Россия как энергетическое бытие, собирательный образ и смысл. Русский космос – это онтологический порядок, противостоящий хаосу Запада. Лосев показывает, что настоящая геополитика – это борьба смыслов, знаков, архетипов. Он создает «онтологию символа» как язык понимания народов, религий, власти. Для Лосева Россия – это символ-посредник между божественным и историческим. Его работы 1940-х годов – это ответ западной семиотике и начало «интеллектуального сопротивления». Идея Лосева интегрируется в ментальные операции современной войны: от смыслового инжиниринга до культурной диверсии.
Все эти мыслители, несмотря на различие стилей и эпох, создают единое православно-геостратегическое поле, в котором Россия мыслится не как часть «мира», но как его метафизическое опровержение. Их идеи становятся основой для: имперской субъектности; онтологической обороны от либерального Запада; Миссии Православия как силы собирания разрозненного мира.
Параллели: от Лосева к Дугину, от Данилевского к Кургиняну. Современная конфликтология, будь то концепт «гибридной войны», теория цивилизационного раскола (Хантингтон, Дугин), или идеи информационной и метафизической безопасности (Кургинян), – всё это коренится в православной геополитической метафизике. Мы видим, как тезисы Хомякова оживают в идее соборной нации, как Данилевский становится предшественником Хантингтона, а Достоевский – духовным критиком всего атлантизма.
Новый вселенский фронт – фронт смыслов. Россия – хранитель цивилизационного кода, противостоящего глобальному секуляризму. Православные мыслители – стратегические агенты будущего. Их идеи – это катехизис сопротивления, учебник геополитической субъектности. Мы вступили в эпоху войны смыслов, и только в традиции, духе и пророческой памяти – наш щит.
Россия обречена самой метафизикой конфликта – ВОЙНОЙ ЗА ЧЕЛОВЕКА - выиграть войну смыслов у системы тотального расчеловечивания. Современное глобальное противостояние – это не просто геополитическая борьба за сферы влияния. Это война смыслов и онтологий, где решается судьба самого понятия человека, цивилизации, истории. «Сегодня решается: останется ли человек человеком, или станет послушным винтиком в обезбоженной машине либерального прогресса» (Солженицын). Россия в этой войне – не просто участник, она – носитель альтернативного цивилизационного кода, противоположного дегуманизированному Западу. «Россия – это вызов не политический, а антропологический» (Ильин).
Русский смысл как ядро сопротивления. В то время как Запад скатывается к постмодернистской симуляции ценностей, Россия возвращает в стратегическую игру реальные смыслы: жертва, честь, любовь, истина, вера, Родина. «Запад умирает от того, что он утратил смысл бытия… Он живёт без Бога» (Леонтьев). «Без Бога и человек – животное, а общество – рынок» (Достоевский). Это означает, что у России есть онтологическое преимущество – она не просто ведёт борьбу за ресурсы, она ведёт священную оборону бытия.
Менталитет соборности против индивидуализма. Западный проект строится на атомизированном, отчуждённом «Я». Россия же предлагает образ человека-соборного, включённого в общину, традицию, народ, Церковь. «Человечество на Западе разбилось на песок. А у нас – глина, способная к формовке и возрождению» (Алексей Хомяков). Даже западные аналитики отмечают, что: «Россия живёт не интересами, а судьбой» (Ален де Бенуа, французский геополитик). Это означает, что Россия способна долговременно противостоять, опираясь не на конъюнктуру, а на психоисторическую волю.
Цифровой колониализм против духовной автономии. Запад выстраивает матрицу контроля через технологии, внедряя цифровую антропологию, где «свобода» – лишь интерфейс слежки. «Мир управляется не оружием, а нарративами» (Джозеф Най, теоретик «мягкой силы»).
Россия противостоит этому за счёт традиции, культуры, нравственного ядра. Пример тому – растущий интерес к православию, русской философии, консервативной повестке в мире. «Россия – последняя духовная империя в мире машин» (Роджер Скратон, британский философ).
Онтологическая мобилизация и долгосрочная победа. Победа России в этой войне возможна не только за счёт военных или экономических усилий. Она будет обеспечена восстановлением духа, переосмыслением цели существования, воспитанием нового типа человека - православного, сильного, соборного. Россия победит, потому что у неё есть то, чего нет у других – Царь в сердце и крест в небе. Именно это делает победу России онтологически неизбежной: она не борется за комфорт, она борется за бытие. А тот, кто стоит за бытие – не может быть побеждён. Россия не просто выстоит – она должна задать новый смысловой порядок. Её победа не будет копией западного успеха. Это будет рождение иного мира – мира, в котором человек вернётся к Истине, Богу, Долгу и Народу.
Евгений Александрович Вертлиб / Dr. Eugene A. Vertlieb (Париж-Брюссель), писатель, журналист, академик РАЕН