Социологи давно утверждают, что мы живём в информационную эпоху. В последние годы, когда в нашу жизнь прочно вошли Интернет, социальные сети, а особенноTelegram, это стало понятно не только учёным, но и каждому человеку. Тот информационный поток, в котором мы все погружены, очень многим людям не позволяет увидеть главное – то, что действительно важно для человека, особенно людям духовно и профессионально неподготовленным.
Нынешний этап развития информационного общества ставит со всей очевидностью потребность в своего рода поводырях – тех авторитетах, которые помогали бы человеку ориентироваться в информационном потоке. И особенно важно, когда такими поводырями и авторитетами являются священнослужители – люди, призванные самой своей жизнью и своим служением быть пастырями, быть в полном смысле слова поводырями по жизни.
К сожалению, не все священнослужители соответствуют столь высокому предназначению, поэтому тем важнее и радостнее встречать таких священников, кто в полной мере оправдывает это предназначение быть Пастырем.
Одним из таковых истинных пастырей является постоянный автор «Русской народной линии», известный священнослужитель, писатель и журналист, протоиерей Николай Булгаков, которому недавно исполнилось 75 лет.
Отец Николай из плеяды тех священников, которые пришли к пастырскому служению, имея богатый житейский опыт, что очень важно.
Однако кроме этого, батюшка – профессиональный журналист, окончивший факультет журналистики МГУ и работавший в таких флагманах советской журналистики, как «Комсомольская правда» и «Литературная газета».
Словом, к служению Слову батюшка пришёл через профессиональную работу со словом. И это также выгодно отличает его, ибо служить и трудиться ему доводится в информационную эпоху.
Стоит также отметить, что отец Николай является живым наследником никогда не прерывавшейся традиции русской духовности. Его духовником и наставником стал известный священнослужитель протоиерей Валериан Кречетов (ныне схиархимандрит Серафим). Он не только крестил отца Николая, но и духовно окормляет его во всех трудах. В частности, именно по благословению отца Валериана протоиерей Николай Булгаков построил в подмосковном посёлке Кратово величественный храм в честь Державной иконы Божией Матери. Вместе с отцом Валерианом они окормлялись у великого русского старца протоиерея Николая Гурьянова. В свою очередь, архимандрит Серафим (Кречетов) общался и учился у тех великих русских духовников, которые не только прошли лагеря, но и имели духовную связь с выдающимися русскими духовными наставниками конца 19 – начала 20 века. Так и передаётся эта нить русской духовной жизни…
Отец Николай и в священном сане продолжает трудиться на литературной ниве. Он является автором нескольких книг, в том числе, посвящённых наследию великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя, а также наследию творчества его однофамильца – выдающегося русского писателя Михаила Афанасьевича Булгакова, с вдовой которого отец Николай общался в юности. У протоиерея Николая Булгакова есть авторский сайт, где размещены его книги, наиболее важные статьи, фотоматериалы, аудиозаписи. Это помимо его авторской странички на РНЛ.
А для меня самое важное в фигуре протоиерея Николая Булгакова, что он являет собой пример гражданина и служителя Церкви, который идёт по жизни поистине Царским путём.
К сожалению, в последнее время у нас в Церкви появилось тревожное и печальное явление как «православные антисоветчики и антисталинисты», которых явно «заносит» в оценке событий советской эпохи. Среди них не только миряне, но и священники, и даже архиереи. Их не так много, но они очень активны в информационном пространстве. Фактически, своей неуёмной и неумелой деятельностью, своими публичными выступлениями они только дискредитируют Церковь в глазах народа.
А вот отец Николай как раз являет собой пример трезвого духовного отношения и к советской эпохе, и к личности советского вождя Иосифа Сталина. Для всех этих «православных антисталинистов» такие люди как отец Николай крайне неудобны, ведь он и царя Николая почитает и к Сталину трезво относятся. А они стремятся к монополии на истину. Поэтому неудивительно, что священника – профессионального журналиста, писателя (т.е. по определению – находка для православных журналистов), вы не увидите на православном телеканале «Спас», не услышите на православной радиостанции «Радонеж». Там такие взгляды не в чести, там царит партийный подход.
Отец Николай много раз высказывался на тему духовного понимания советской истории. Но особенный резонанс имела статья батюшки, опубликованная на «Русской народной линии», в которой он рассказывал о своём общении с крайне интересным человеком, лично знавшим и доверительно общавшимся со Святейшим Патриархом Алексием II. А покойный предстоятель являлся живым носителем истории взаимоотношений Церкви и Государства в советское время, знал то, что не предназначалось для публикации.
Именно Святейший Патриарх Алексий II рассказал этому человеку, что Сталин не только исповедовался и причащался святых Христовых Тайн, но и тайно принял монашество. Этот рассказ отца Николая высмеивали всевозможные наши антисоветчики и антисталинисты, но многолетний пастырский и духовный опыт отца Николая свидетельствовал: человек, который рассказал ему эту историю был не в прелести и был искренен со священником.
Кстати, мне довелось неоднократно быть свидетелем, когда в довольно сложных ситуациях протоиерей Николай Булгаков занимал духовно выверенную позицию. Поэтому я не сомневаюсь в справедливости его выводов.
Мне особенно дорого, что батюшка крестил меня. Расскажу в связи с юбилеем об этой, хотя личной, но важной для характеристики юбиляра истории. С детства я помнил, что был крещён, и в ящике кухонного стола лежали нательные крестики – мой и брата. Крестик я, как примерный октябрёнок-пионер-комсомолец, разумеется, не носил, но видел его своими глазами.
И когда в начале 90-ых годов я начал возвращаться в Церковь, я был уверен, что меня крестили в детстве и смело надел на шею крестик. Однако со временем я попытался узнать, когда и где меня могли крестить. И вдруг выяснилось, что это не такая уж очевидная проблема, поскольку рядом с деревней не было действующих храмов.
И я стал даже сомневаться – а был ли я крещён. А спросить уже было не у кого. Поэтому я обратился к духовным авторитетам, которым доверял, в том числе к отцу Николаю Булгакову. И мне он и ещё один архимандрит в один голос сказали: «если есть сомнения, то лучше креститься еще раз».
И вот тогда меня крестил в своём Державном храме протоиерей Николай.
Правда, через некоторое время я всё-таки выяснил, что нательные крестики – не аберрация зрения. Оказывается, в соседней деревне жил священник, храм которого разбомбили во время войны, да так и не восстановили. И батюшка на дому совершал самые необходимые требы для окрестных крестьян: крестил, отпевал. Так крестили и нас с братом.
Поэтому мне дорого не только то, что наши оценки исторических событий тяжёлого ХХ века с отцом Николаем совпадают, но и то, что в момент сложной духовной ситуации он оказался рядом, поддержал меня и наставил.
Думаю, не только я, но и многие читатели «Русской народной линии», газеты «Русь Державная», в которой отец Николай сотрудничал до своего рукоположения, ждут новых текстов батюшки: вразумляющих, наставляющих нас. Ведь протоиерей Николай Булгаков – зримое воплощение преемственности русской духовности, пример истинно пастырского отношения к людям, подлинный пастырь, уподобляющийся в своём служении Пастыреначальнику Христу.
Храни тебя Бог, истинный пастырь Христов. Многая лета дорогому отцу Николаю!
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России