Мое сообщение посвящено такому важному методу исторического исследования, как метод хронологический. На его примере отчетливо видно, что историческая наука не преодолела еще до конца марксистско-либеральную методологию. В результате ученые-историки не могут в полноте описывать исторические факты, теряются многие важные признаки и качества исторического события, что мешает продвигаться в понимании взаимосвязей исторических событий. А на историософском уровне теряется понимание самой сути русской истории, которая, без преувеличения, является продолжением Священной истории.
А поскольку история является основой современной государственной идеологической политики, то эти изъяны хронологии приводят к тому, что искажается и современная реальность, искажается историческая память, которая является основой государственного и национального единства.
1. Главная причина такого печального состояния заключается в том, что в исторических исследованиях и энциклопедических словарях берется за основу западно-европейский (григорианский) календарь, по которому живет с 1918 года наше государство.
Напомню, что 26 января 1918 года Совет народных комиссаров принял Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря, согласно которому после 31 января наступало 14 февраля. Декрет был принят «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». Представители новой власти, большинство из которых жили долгие годы в Европе, с лёгкостью приняли привычный им хронологический порядок. Причём, вопрос о календарной реформе был поставлен большевиками буквально сразу, на одном из первых заседаний Совнаркома 16 ноября 1917 года.
Эта реформа знаменовала разрыв с существовавшим столетия на Руси юлианским календарём, по которому жила и живёт Русская Церковь (только 24 дня в 1923 году в РПЦ действовал Новоюлианский календарь, но потом от него отказались). Сегодня только Русская, Сербская, Иерусалимская, Грузинская и Польская Церкви следуют юлианскому календарю в богослужебной практике.
Для большинства православных верующих календарная проблема встаёт во весь рост в новогодне-рождественские праздники, когда в государстве празднуется наступление Нового года, а в Церкви наступают самые строгие дни Рождественского поста.
2. Но календарный вопрос имеет непосредственное отношение к проблемам исторической памяти и методологии исторических исследований.
Если мы заглянем в любой энциклопедический словарь от Википедии до Российской (бывшей Советской) энциклопедии, то увидим там, что все даты даются по григорианскому календарю, принятому в Европе. Само собой разумеющимся является убеждение, что европейский (григорианский) календарь является общечеловеческим, научным календарём, которому и надо следовать.
Тут стоит напомнить, что Григорианский календарь был введён папой римским Григорием XIII 15 октября 1582 года. И это нововведение на первых порах встретило жёсткую критику со стороны тогдашних учёных. Против реформы высказались почти все университеты Западной Европы (особенно резко старинные Парижский и Венский). Однако Папа Григорий XIII пригрозил отлучением от церкви тем, кто будет противиться реформе. Тем не менее, даже в Европе Пруссия перешла на григорианский календарь только в 1612 году, а Великобритания и того позже – только в 1752-м, а последние швейцарские кантоны только в 1812-м. Надо отдать должное крупнейшему астроному того времени славянину Николаю Копернику (1473-1543) – он уклонился от участия в разработке нового календаря, хотя и был католическим священнослужителем – каноником. Поэтому Ватикану удалось внедрить новый календарь только спустя 40 лет после смерти Коперника. Разработал окончательную версию календаря немецкий астроном, член ордена иезуитов Христофор Клавиус (1538-1612).
Не будучи специалистом, я не стану касаться астрономических тонкостей календарей. Сторонники григорианского календаря упирают на астрономическую достоверность календаря. Однако для людей православных вопрос достоверности григорианского календаря решается, на мой взгляд, легко. Если по григорианскому календарю невозможно точно рассчитать дату главного события года – Пасхи Христовой, то достоверность его – под вопросом, достоверен именно юлианский календарь.
3. Важнейшей сферой деятельности государства является историческая память общества – она обеспечивает государственное и национальное единство. Если историческая память народа подменяется, ставится под сомнение, могут наступить трагические последствия, что мы наблюдаем на примере Украины, где была переформатирована историческая память, и этнически русских людей заставили считать себя нерусскими и даже превратили во врагов всего русского. А одним из первых шагов на пути изменения исторической памяти на Украине стало учреждение так называемого Института национальной памяти. У нас было принято потешаться над всякими «изобретениями»: древние укры выкопали Черное море, основали Иерусалим (подлинное название Руссалем) и т.д. Пока мы потешались, они переписали исторические учебники, изменили политику в сфере культуры и СМИ. И вот мы имеем тот результат, который имеем.
Не только на Украине, но и во всем мире в последнее время предпринимаются попытки фальсификации исторического прошлого. Наше государство в последнее время наконец увидело глубину проблемы и начало предпринимать усилия для противодействия этим фактически агрессивным действиям ментальной войны против России. По крайней мере для противодействия фальсификации прошлого указом Президента в ноябре 2023 года был создан Национальный центр исторической памяти при Президенте РФ.
Ранее государство установило целый ряд памятных дат истории в честь важных событий прошлого: дни воинской славы в память побед русской армии в различных сражениях (Невская битва, Куликовская битва, Бородинская битва и другие). Был учреждён День Русского языка, приуроченный к дню рождения А.С. Пушкина. Отмечаются годовщины рождения и кончины выдающихся полководцев, деятелей науки и культуры.
Но проблема в том, что в связи с зависимостью от европейского григорианского календаря, который до сих пор считается у нас не календарём одной из цивилизаций, а общечеловеческим календарём, мы отмечаем эти даты не в тот день, когда они произошли.
Ну, например, День русского языка у нас празднуется 6 июня, поскольку якобы в этот день родился великий Пушкин. Но Пушкин родился 26 мая 1799 года по юлианскому календарю, который и был государственным, в день обретения мощей прп. Макария Калязинского (тогда в Европе было, и правда, 6 июня). Но сегодня память Макария Калязинского совершается 8 июня по григорианскому календарю. Так почему же мы празднуем день рождения Пушкина на 2 дня раньше?!
Или совсем уже вопиющий пример. В 2022 году на широкую ногу в России отметили 350-летие со дня рождения первого русского императора Петра Великого. Любому, кто бывал в Санкт-Петербурге или интересовался историей, известно, в какой день родился Петр Алексеевич – об этом напоминает величественный Исаакиевский собор. Сам Государь распорядился построить в честь святого, в день которого он появился на свет, храм, который потом перестраивался, пока не приобрёл нынешний вид. Петр родился 30 мая 1672 года, сегодня по григорианскому календарю это 12 июня, государственный праздник День России (какой прекрасный повод насытить историческим содержанием довольно сомнительный по происхождению день провозглашения Б.Н. Ельциным независимости России от своих окраин!). Но тогда в Европе это было 9 июня (разница в календарях в 17 веке была 10 дней), и вот мы празднуем 350-летие рождения Петра Великого за три дня до дня памяти прп. Исаакия Далматского. Думаю, Государь этим был бы очень недоволен.
Сегодня, слава Богу, стали правильно праздновать день воинской славы России в честь Бородинской битвы – 8 сентября (сражение произошло 26 августа 1812 года по юлианскому календарю). Но в энциклопедиях до сих пор стоит дата 7 сентября, поскольку прибавляют не 13 дней, а 12, как было в XIX веке. Но ведь таким образом искажается историческая достоверность события. 26 августа по юлианскому календарю Православная Церковь празднует Сретение Владимирской иконы Божией Матери. Перед Бородинским сражением служился молебен именно перед Владимирской иконой Богородицы, а воины сражались и умирали с молитвой на устах к Заступнице рода Христианского. Это важные признаки исторического события. А вот 7 сентября (25 августа по юлианскому календарю) – это другой день календаря. Таким образом, важнейшее событие нашей истории теряет свое духовное измерение, свой духовный колорит. Теряется историческая достоверность события, если мы используем григорианский календарь в хронологических расчетах.
Повезло и Дню народного единства. Вообще-то в 1612 году Народное ополчение взяло Китай-город, т.е. фактически освободило Москву от польско-литовских интервентов по григорианскому календарю 1 ноября (22 октября по юлианскому календарю, в честь этого дня и было позднее учреждено празднование Казанской иконе Божией Матери, которая возглавляла ополчение). Но поскольку перед властью стояла задача «перебить» советский праздник 7 ноября, то милостиво согласились считать дату по юлианскому календарю, вот мы и празднуем День народного единства «неправильно» в день Казанской иконы. Кстати, именно в этот день в 1721 году царь Петр был провозглашён Императором и Великим, т.е. День народного единства – это еще и День рождения Российской Империи, но этот праздник у нас, увы, пока не в почёте.
Мы поминаем в разные дни Петра Первого и великого Достоевского, а они умерли в один день 28 января, когда Церковь празднует память препп. Ефрема Сирина и Исаака Сирина, это 10 февраля по григорианскому календарю. Но поскольку в 18 веке разница в календарях была 11 дней, а в 19 веке – 12 дней, то память Петра Алексеевича в энциклопедиях 8 февраля, а Федора Михайловича – 9 февраля.
Эта хронологическая несуразица приводит уже к рождению новой «благочестивой» мифологии. Один профессор написал в статье, посвященной Павлу Степановичу Нахимову, что кончина его была весьма символической, ибо умер он в день своего небесного покровителя Апостола Павла 12 июля 1854 года. На самом деле П.С.Нахимов был жив в день праздника Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Он был смертельно ранен в канун праздника 28 июня, а скончался на следующий день после праздника 30 июня (по юлианскому календарю), но если прибавить не 13, а 12 дней, то историческая достоверность искажается. Такая же история и с датой кончины нашего великого Пушкина. Прибавляя к дате кончины по юлианскому календарю 12 дней, иные мифотворцы попадают в день памяти преподобного Ефрема Сирина, чью чудную великопостную молитву Пушкин переложил в стихах. И вот рождается еще одна «благочестивая» легенда: Пушкин умер в день Ефрема Сирина, как, мол, символично. Закавыка только в том, что когда Церковь праздновала день памяти преподобного Ефрема 28 января 1837 года, Пушкин был жив. Он скончался на следующий день.
4. О методологии исторических исследований. Чрезвычайно эвристичным для получения информации об историческом факте является наложение юлианского календаря и юлианской пасхалии на события прошлого. Это позволяет не только понять колорит события, понять, что могли чувствовать участники исторического события, если оно происходило (а так зачастую и было) в день памяти великих святых, но и понять мотивацию участников исторического события. Но к сожалению, это мало кто из исследователей делает, а некоторые даже и не задумываются об этом.
К примеру, мы можем понять логику действий накануне битвы под Полтавой Петра Великого, который, вооружившись недавно прославленной Каплуновской иконой Божией Матери, хотел дать решающий бой шведам в день памяти своего небесного покровителя – в день Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Это кстати, важный штрих к портрету «безбожника на троне», нарисованный либеральной историографией. Однако шведы подошли двумя днями раньше, и бой пришлось дать в день памяти преподобного Сампсона Странноприимца, и этот живший в конце V – начале VI века римлянин стал с тех пор, можно сказать, русским святым.
5. А теперь о самом главном. Если самые важные события отечественной истории наложить на церковный календарь и Пасхалию, то мы придем к удивительному открытию: почти все они происходили в дни великих христианских праздников. Напомню самые яркие события. Невская битва, в которой прославился благоверный князь Александр Невский, произошла в 1240 году в день памяти святого равноапостольного князя Владимира Крестителя. Ливонских рыцарей в Ледовом побоище в 1242 году русские войска под водительством того же князя Александра разгромили за 15 дней до Пасхи, т.е. в субботу Акафиста Пресвятой Богородицы. Куликовская битва произошла 8 сентября 1380 года в день Рождества Пресвятой Богородицы (не мог же Мамай заранее договориться с русскими и привести войска именно в этот день!). Казань русские войска под началом Царя Иоанна Грозного взяли 2 октября 1552 года, на следующий день после Покрова Пресвятой Богородицы (в праздник царь повелел молиться, а не штурмовать город). А через 30 лет 26 октября 1582 года в день памяти покровителя православного воинства Великомученика Димитрия Солунского казаки атамана Ермака Тимофеевича взяли Кашлык – столицу Сибирского ханства. Морское сражение при мысе Гангут, решившее исход Северной войны и приведшее к закату морской мощи Швеции, произошло 27 июля 1714 года в день памяти одного из самых почитаемых святых Великомученика и Целителя Пантелеимона, который с тех пор стал почитаться как покровитель русского флота. Великое Чесменское морское сражение (24-26 июня 1770 года) началось в день Рождества Иоанна Предтечи, а закончилось в память Тихвинской иконы Божией Матери.
6. Наши предки устанавливали и особые церковные праздники в память о чудесной помощи Свыше русскому народу в годину испытаний. Самые известные примеры: праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, установленный в память заступничества Божией Матери над русским народом во время нашествия на Русь лютого полководца Тамерлана 26 августа 1395 года (именно в этот день спустя 417 лет заступничеством Богородицы русская армия впервые остановила победоносное шествие войск доселе непобедимого Наполеона); праздник Казанской иконы Божией Матери, ставший теперь государственным, установлен в честь взятия Китай-города ополчением князя Димитрия Пожарского и Козьмы Минина 22 октября 1612 года.
Но есть и другие примеры. К заключению Ништадтского мирного договора, завершившего победоносную, но и тяжелейшую для России, Северную войну Петр I специально приурочил перенос в новую столицу страны Санкт-Петербург мощей святого благоверного Великого князя Александра Невского. Причем, в этот день – 30 августа 1721 года, ставший впоследствии днем кавалеров ордена Александра Невского, Церковь отмечала память еще одного великого русского святого преподобного Александра Свирского.
Все это – яркое свидетельство не только наличия у наших предков силы веры и силы смирения, но прежде всего того, что Сам Господь помогал русскому народу побеждать врагов Веры и Отечества! И таким образом русская история предстает как продолжение Священной истории! Понятно, что либеральная и марксистская историография всячески стремились исказить и затушевать этот факт.
7. И последнее, на что хотелось бы обратить внимание. Метод наложения церковного календаря на мирской календарь помогает порой понять духовную суть самых сложных исторических эпох. Сегодня идут ожесточенные споры среди ученых, писателей, публицистов и общественных деятелей в оценке событий советской эпохи. Давайте вспомним. Февральская революция произошла во время Великого поста, времени особого покаяния для каждого православного христианина. Измена и бунт против Помазанника Божия во время Великого поста – это приговор народу. Если мы не будем принимать во внимание этот факт, мы не поймем и действий Императора Николая II, человека верующего и нравственного, а потому вряд ли ожидавшего, что так могут поступить православные люди. А в день его отречения была обретена Державная икона Божией Матери. Пасха 1917 года была настоящим революционным праздником, - в этом легко убедиться, если познакомиться с документами той эпохи. А потом наступило время гнева Господня на Руси.
А вот хронология событий 20 лет спустя. 22 июня 1941 года – день всех Святых в Земле Российской просиявших. 12 июля 1943 года в праздник святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла происходит знаменитое Прохоровское танковое сражение, решившее исход Великой Отечественной войны. 6 мая 1945 года Церковь торжествует по случаю великого праздника Воскресения Господня и одновременно дня Великомученика и Победоносца Георгия, а победоносная русская армия, предводимая маршалом Георгием Жуковым, берет штурмом столицу фашисткой Германии, и наши солдаты водружают знамя Победы над рейхстагом. Победа над смертью и победа над зримым воплощением смерти – фашизмом – происходят в один день. Господь вновь помогает русскому народу. А через 50 дней в праздник Святой Троицы 24 июня 1945 года в Москве проходит Парад Победы.
Кстати, Пленум ЦК КПСС, изгнавший из власти гонителя Христа, намеревавшегося показать миру последнего попа, Никиту Хрущева, состоялся 14 октября 1964 года, в день Покрова Пресвятой Богородицы. Снова Божия Матерь простерла над Русью свой Покров.
Таким образом, метод наложения церковного календаря и Пасхалии на хронологию исторических событий является эвристически ценным, поскольку он позволяет уточнить важные обстоятельства исторических событий и понять логику действий участников исторического процесса. И что еще более важно, этот метод помогает сделать важные выводы историософского порядка – о характере русской истории, о действии Промысла Божия в историческом процессе.
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России
2.
1. Царь грядет!
Да и вы лично принимали участие в безчисленном множестве круглых столов, конференций, коллоквиумов. В связи с вышеизложенным, у меня к вам такой вопрос, переходящий в пожелание.
Где концентрированное и краткое изложение ( выжимки ) из всей этой многолетней интеллектуальной работы? Вопрос далеко не праздный. И вот почему.
До воцарения российского самодержца остались считаные годы. Что вы ему, вождю Третьего Рима, как руководитель национально - патриотического ресурса, готовы лично представить. Концентрированно, сжато, и кратко. Ибо краткость это сестра таланта.
Диалог в белом Кремле. " Здравствуйте, ваше Императорское Величество. Разрешите представиться. Анатолий Степанов, член союза писателей России. Монархист. Последние восемнадцать лет руководил информационным ресурсом "Русская Народная Линия". Разрешите представить вашему вниманию коллективный труд редакции, наших авторов и читателей "Вождю. Третьего Рима". С верноподданнейшей любовью надеемся и уповаем, что он поможет вам в строительстве Новой Российской Империи, которую Господь вручил вашему попечению.".
Итак, прошу как лично вас, так и редакцию, начать систематизировать материалы для этой небольшой книжицы. Потому как время скоротечно.