Сегодня мы слышали исполнение евангельского пророчества об одной женщине. Господь тогда сказал: …идеже аще проповедано будет Евангелие сие во всем мире, речется и еже сотвори сия, в память ея (Мф. 26:13). И вот уже почти две тысячи лет по всему миру повествуется о том, что она сотворила. Дело же, которое она сотворила, есть свидетельство исполнения «бо́льших заповедей».
Когда Спасителя искушали и саддукеи, и фарисеи, и книжники, то один из них задал Ему вопрос: какая заповедь больше в законе? Иисус же ответил: …возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, всею мыслию твоею. Сия есть первая и болшая заповедь. Вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего яко сам себе. На сих двух заповедях закон и пророки ви́сят (Мф. 22:36–40). И вот в сегодняшнем евангельском событии мы видим как раз исполнение этих двух заповедей, потому что жена эта принесла самое драгоценное из того, что имела. Принесла это Иисусу Христу как Богу и как Богочеловеку. На замечания же по поводу того, что можно было бы продать это миро и раздать деньги нищим, Господь сказал: …нищих всегда имеете с собою, Меня же не всегда имеете (Ин. 12:8).
Часто наша любовь к Богу и ближним проверяется жизненными обстоятельствами. Во главе угла лежит любовь к Богу. И о любви мы можем получить понятие, только имея в виду любовь Божию. Ибо Он есть любовь. Бог есть любовь, и пребывающий в Боге пребывает в любви. Понятия истинной любви без Бога не существует. Как сказал преподобный ХХ века Иустин (Попович), любовь к человеку без любви к Богу есть самолюбие, а любовь к Богу без любви к человеку есть самообман. Эти две заповеди неразделимы. И в сегодняшнем евангельском чтении как раз и говорится, что они соединены. Эта жена, ощутившая Божество, возливала миро на главу Спасителя.
Мы знаем другой пример, когда блудница возливала миро на ноги Христа. А здесь – на главу. Все то же миро. В Ветхом Завете есть такие слова: …яко миро на главе, сходящее на браду, браду Аароню, сходящее на ометы одежды его (Пс. 132:2). Миро – это символ Благодати Святого Духа. И после Крещения нас помазывают миром, совершается Таинство Миропомазания. Особая благодать дается царю при венчании на царство. Он тогда тоже помазывается миром. Поэтому он и именуется помазанником Божиим. Ибо он на земле должен исполнять волю Божию. Царь никому не подвластен, не подотчетен, кроме одного Бога.
Сегодняшнее Евангелие очень глубоко по своему содержанию. Оно все время напоминает нам, что самое главное – это любовь к Богу и угождение Богу. Любовь к человеку должна зиждиться на любви к Богу. А человекоугодие – это грех. Сказано: …яко Бог разсыпа кости человекоугодников (Пс. 52:6). Только то, что в любви к Богу, есть истинная любовь к человеку.
Этот момент очень важен в жизни, потому что мы в разных обстоятельствах часто запутываемся в том, кому угождать – Богу или ближнему. Но внутреннее угождение Богу для человека всегда возможно. Перед тем как что-то совершить, нужно просить вразумления от Бога и помощи Божией. Потому что именно это является ориентиром в поведении. А те рассуждения, которые могут оторваться от этого духовного стержня, уводят в сторону и запутывают.
Господь сказал: …Аз с вами есмь во вся дни до скончания века (Мф. 28:20). Господь с нами всегда – как Бог. Но как Богочеловек Он ходил по земле, творил чудеса и должен был пострадать. Время Его должно было закончиться на земле в видимом образе. А невидимо, в духовном смысле, Господь Иисус Христос всегда с нами. Тайну его исхождения из этого мира и почувствовала эта женщина. Как сам Господь говорил: …еще мало время с вами есмь, и иду к Пославшему Мя (Ин. 7:33). И в сегодняшнем Евангелии: …возлиявши бо сия миро сие на тело Мое, на погребение Мя сотвори (Мф. 26:12). Сердце ее почувствовало любовь, которая руководит человеком, когда это любовь истинная. А сознание только потом, и то лишь иногда, может понять, почему сердце так вещало и так двигало человеком.
Еще в Ветхом Завете сказано: …аще бо премудрость призовеши и разуму даси глас твой, чувство же взыщеши великим гласом (Притч. 2:3). Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей (Пс. 50:12). Именно сердце, духовная сущность человека, является главным. Святые отцы так и говорят: человек живет сердцем, а не умом, ум – рабочая сила сердца. Даже если ум может рассуждать разумно, а сердце нечисто – человек живет неразумно. Если же сердце чисто, то человек, по сердцу поступая, будет жить разумно. Больше того, мы часто просим Бога, рассуждая умом, но что при этом у нас в сердце? Свое сердце человек не всегда может понять. К чему оно стремится? Апостол Павел говорит: …всей душой люблю закон Бога моего, но его нарушаю. Ненавижу злые дела мои, но их творю. То, что люблю, то ненавижу, а то, что ненавижу, то люблю (ср.: Рим. 7:14–19).
Есть замечательные слова в Священном Писании: …даст ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит (Пс. 19:5). Если сердце стремится к Богу, то даже если и ум куда-то не туда уклонится (ведь ум враг старается замутить), то все равно Господь даст по сердцу. Он выправит то, к чему стремится сердце. Как раз так и поступила эта женщина, о которой говорится в сегодняшнем Евангелии. Она слышала эти рассуждения или как-то чувствовала окружающее ее осуждение. И все-таки она совершила то, что совершила. А Господь тайну сердца ее открыл всему миру.
Эти евангельские примеры в преддверии Страшных дней, страданий Спасителя, последних дней Его земной жизни призывают нас больше прислушиваться к своему сердцу и к голосу Божию. Есть такое изречение современных подвижников: когда Небо молчит, не надо ничего предпринимать. Сердце стремится, но нужно стараться утвердить в нем волю Божию. И тогда «даст Господь по сердцу твоему». Иногда сердце желает, но что-то в нас мешает этому благому желанию. Это наша греховность. Как говорит апостол Павел, закон греха воюет во удах моих (Рим. 7:23).
Вот мы сейчас весь пост просили смиренномудрия, целомудрия, терпения и любви. Но если просили смирения, значит, нас кто-то будет смирять. Святитель Феофан Затворник говорит: не надо роптать, если нас кто-то не уважает, не почитает, нами пренебрегает, одним словом – нас обижает. Что ж, сам просил смирения, а когда тебя смиряют, начинаешь роптать. Ты просил – тебе дается. Зачем же тогда ропщешь? Мы просим терпения. А как же приобрести терпение и ничего не терпеть? Это все равно что стать сильным, ничего не делая. Трудиться надо. Так же и сердцу, которое просит у Бога любви, Господь дает возможность проявлять любовь.
Любы долготерпит, милосердствует, любы не завидит, любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своя си. Не раздражается, не мыслит зла, не радуется о неправде, радуется же о истине. Вся покрывает, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает (1 Кор. 13:4–8). Поэтому если чувствуешь, что любовь в тебе начинает оскудевать, старайся возгревать это чувство. А для этого надо всегда себе напоминать о любви Божией. Ведь Господь всех нас возлюбил! Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего единороднаго дал есть, да всяк веруяй в Онь не погибнет, но имать живот вечный (Ин. 3:16).
Мы часто обижаемся, расстраиваемся. А если вспомнить о том, что совершалось со Спасителем? Бог всемогущий, сама любовь! А Его несправедливо обвиняют, бьют, надевают терновый венец. За что? За наши грехи. Если бы мы это хоть сколько-то почувствовали, то стыдно было бы нам так жить, как мы иногда живем. Всемогущий и всесильный Бог стоит перед Пилатом, который ему самоуверенно говорит: …мне ли не глаголеши? Не веси ли, яко власть имам распяти Тя и власть имам пустити Тя? И Господь ему смиренно отвечает: …не имаши власти ни единыя на Мне, аще не бы ти дано свыше (Ин. 19:10–11). Так и есть. Но об этом мы забываем. Эту истину нужно стараться чаще вспоминать в своем сердце.
У тех, кто говорит «у меня Бог в душе», – у них и любовь к Богу в сердце должна быть. А когда в сердце любовь, то к тому, кого любят, стремятся всей душой, хотят видеть и слышать его. А если человек не ходит в церковь, какая же тогда это любовь к Богу? Если он не стремится к Нему, если это для него тяжело, если пребывание в церкви чуть ли не каторга. Разве тогда это Бог в сердце? Если есть любовь к Богу в сердце, тогда только и будешь об этом думать. Значит, нет там, видимо, любви к Богу. Да и к ближнему сколько злобы. Удивляться же этому не приходится. Если на саму любовь такая злоба восстала – избивали, плевали. И это Безгрешного, Святейшего. Что же тогда удивляться поношению, оскорблению, которое нас иногда касается?
Вот эти примеры должны тронуть душу и сердце. Как говорил отец Сергий Орлов, «каким же молотом по этим сердцам нужно стучать, чтобы их размягчить? Какие же они каменные, жесткие, жестокие!» Эти трогательные евангельские отрывки предлагаются нам перед Страстями Господними. Уже завтра мы будем совершать богослужение, где вспоминается Тайная Вечеря, а потом идет чтение двенадцати Евангелий как раз о Страстях Господних.
И если уж мы не можем по немощи своей исполнить все то, что Христос нам заповедал, то хотя бы постараться не роптать. И крест свой нести безропотно. Ведь мы – это же «малое стадо» (ср.: Лк. 12:32). Сколько сейчас людей в храме? Капля по сравнению с морем человеческим, которое бушует вокруг. А те, которые говорят, что у них в сердце Христос… Может, так и есть… Но тот, у кого Христос в сердце, уже не может без Него, он все равно здесь присутствует и душой, и сердцем. Поэтому возблагодарим Господа, что Он дает нам возможность бывать в храме Божием. И что этот сердечный мир, который Господь дает нам стяжать в своих сердцах, мы можем принести в свои дома, своим ближним.
2014 г.
Архимандрит Серафим (Кречетов), почетный настоятель храма Покрова Божией Матери, с. Акулово, Одинцовский благочиннический округ, духовник Одинцовской епархии