Делай правильный выбор – остальное управит Господь

Проповедь в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц

Пастырская проповедь 
0
8
Время на чтение 10 минут

В сегодняшний воскресный день, который следует после Недели Фоминой, Святая Православная Церковь празднует Неделю жен-мироносиц. И с ними же прославляются Никодим и Иосиф Аримафейский. Это соединение святых имеет глубочайший смысл, потому что оно свидетельствует истину действия Благодати Божией. Как потом скажет апостол Павел: Благодатию же Божиею есмь, еже есмь <…> паче всех потрудихся, не аз же, но Благодать Божия, яже со мною (1 Кор. 15:10).

Почему Господь попустил, чтобы в Его творении произошло разделение? Это непостижимая Премудрость Божия. Попустил Он это потому, что дал Своему разумному творению свободную волю. Ибо мы и в обычной жизни ценим свободное произволение. И оно является выражением истинного чувства. Об этом напоминается каждый раз, когда человек здесь эти чувства проявляет и желает служить или же напрямую Богу, или же ближнему своему, особенно в супружеской жизни.

Сегодня прославляются и мужской и женский пол. Когда человек возгорается любовью к Богу, желает служить Ему безраздельно и принимает монашеский постриг, то его вопрошают: «Не принуждением ли каким или же иным чем другим, а свободным произволением ты избираешь этот путь?» И постриженник отвечает: «Да, отче, свободным произволением». Этот же вопрос священник задает и при венчании: «Имеешь ли произволение благое и непринужденное?..» Благое и непринужденное – это свободное произволение. Правда, следующие слова в этом вопросе отличаются. Мужчину спрашивают «…и крепкую мысль», а женщину – «…и твердую мысль». Ибо есть крепость, а есть твердость. Камень имеет твердость. Но его можно разбить кувалдой, и он разлетится на кусочки. Живое дерево имеет мягкую структуру. Но оно может выдержать такой же удар и не разделиться. Надломиться, но не сломаться.

Я как-то не задумывался над этим, пока мне не сказали. Я часто ездил на остров причащать старца Николая Гурьянова. И так однажды было устроено Промыслом Божиим, что автомобиль попал в аварию. Диавол вырвал часть поперечной тяги, которая управляет колесами, мы ее не нашли потом. Обычно она ломается, и все. А здесь была вырвана. И машину на громадной скорости понесло, стало крутить. По правой стороне шли деревья, а по левой – железобетонные столбы. И вот машину понесло и ударило о такой столб. Мне было странно слышать, когда один опытный человек сказал мне: «Это вам повезло, что вы врезались в столб, а не в дерево. Дерево бы расплющило машину». А столб сломался – на три части разлетелся.

Почему и говорится женскому полу «твердое», а мужскому – «крепкое». Потому что бывает – твердость есть, а крепости-то нет. Крепость – это выносливость. Твердость – это такое принципиальное стояние в чем-то. Но внутреннее содержание этого состояния должно быть еще и крепким. Металл имеет и твердость, и крепость – соединяет их в себе. Он может согнуться, но выдержать. Поэтому искусство создания булата в том и заключается, что это должен быть меч или нож, который способен рубить железо и в то же время гнуться, а не ломаться. Это просто жизненные размышления на эту тему.

Так вот и твердость, и крепость даются Богом. Это дар, который имеет человек, но он должен об этом помнить, потому что испытания в жизни бывают разного характера. Именно в этом и заключается тайна земного бытия, когда нужно быть в определенных моментах твердым и сохранять крепость. И тут ценно свободное произволение. Человек волен выбирать. И очень важно сделать правильный выбор. Потому что, когда выбор сделан, уже произволения нет. То, что человек выбрал, оно в нем начинает жить. Когда Иуда выбрал предательство, в него вошел сатана. Когда апостол Павел, после своего заблуждения и противления Христу, избрал Его, то он сказал: …живу же не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2:20). Это самое главное.

Когда человек что-то делает, то он делает потому, что ему это дано. А дано от того, что он избрал. Если он избрал благое, то ему дается сила для исполнения благого. Если он избрал злое, то духи злобы заставляют его творить зло. Мы знаем в мире много таких печальных примеров, когда люди, избрав какой-то порок, стали не властны над собой. Господь говорит: …аминь, аминь глаголю вам, яко всяк творяй грех раб есть греха (Ин. 8:34). Человек же, избравший служение Богу, именует себя рабом Божиим.

В сущности, в нашем бытии есть выбор только из двух состояний: с Богом или не с Богом. А остальное уже ‒ или действие Благодати Божией, насколько человек сможет ее вместить, или Божие попущение, если человек от Бога отворачивается. Поэтому апостол Павел так смиренно, сразу же спохватываясь, говорит: …не аз же, но Благодать Божия, яже со мною (1 Кор. 15:10).

Сегодняшний праздник и есть свидетельство этой истины. Когда человек забывает об этом, начинает надеяться на свою твердость, на свои силы – тут Благодать Божия в помощь ослабляется, Господь как бы говорит: ну давай своими силами, попробуй. И мы знаем этот пример. Господь предупреждает учеников на Тайной Вечере: …вси вы соблазнитеся о мне в нощь сию, писано бо есть: поражу пастыря, и разыдутся овцы стада. Но Петр возражает Спасителю и говорит, что он никогда не соблазнится. На что получает ответ Господа: ...аминь глаголю тебе, яко в сию нощь, прежде даже алектор не возгласит, трикраты отвержешися Мене (Мф. 26:31‒34). Петр был предупрежден и все равно он это отречение совершил. Потому что Благодать Божия как бы оставила его.

Никодим тайно приходил к Господу, и Иосиф Аримафейский тоже один из тайных последователей Спасителя при Его земной жизни. А после того как Христос был распят и умер на Кресте, Иосиф открыто заявил себя Его последователем. Потому что он верил, что таков Промысл Божий. Жены-мироносицы тоже всей душой горели, но немощь их была такова, что они только стояли и смотрели со скорбью, где полагали Христа. И Промыслом Божиим через женский пол, которым вошел в мир грех, вошла же и благодать. Прежде всего через чистейшую Матерь Божию. А далее ‒ через жен-мироносиц. Ведь апостолы все время были со Спасителем, ходили с Ним, Он посылал их на проповедь. А жены-мироносицы тоже служили своим имением, своими руками. Но Господь им дал такую духовную силу, что они решились открыто пойти к Его Гробу рано утром и были первыми свидетелями Воскресения Христова.

Это важный духовный момент, который имеет отношение и к нашей жизни. Апостол Петр, уже испытав на себе действие благодати, во время суда над ним за проповедь спокойно говорит, что не своею силою совершил то, что расслабленный человек стал ходить, а силою Иисуса Назорея, Сына Божия, Которого иудеи распяли. Но Он воскрес, и Его силою совершаются чудеса. Именно это и есть свидетельство истины христианской веры.

Продолжение сегодняшнего воскресного Евангелия в очередной раз об этом и говорит. Знамения же веровавшим последуют: ...аще и что смертно испиют, не вредит их (Мк. 16:18). Сначала – вера, потом – чудо. Мы не раз слышим это в Евангелии. Господь на просьбу отца исцелить сына сказал: ...еже аще что можеши веровати, вся возможна верующему. И отец со слезами отвечает: Верую, Господи, помози моему неверию (Мк. 9:23‒24). И отрок исцеляется. Когда к Спасителю приносят расслабленного, Он, «видев же веру их», говорит: ...чадо, отпущаются тебе греси твои, востани, и возми одр твой, и иди в дом твой (Мк. 2:5, 11). То есть чудо предваряет вера. Потому что она является сущностью того, что совершается.

 Знамения же веровавшим сия последуют: именем моим бесы ижденут, языки возглаголют новы, змия возмут, аще и что смертно испиют, не вредит их, на недужия руки возложат, и здрави будут (Мк. 17‒18). Это свидетельство того, что происходило и сейчас происходит. Когда говорят о разных вероисповеданиях, то почему-то забывают о множестве чудес, совершающихся в Православной Церкви. Преподобный Серафим сказал Мотовилову, который был болен и не мог ходить:

‒ Веруешь? Вот ты и здоров. Встань, – и поднял его.

‒ Как же это?

‒ Но ты же стоишь.

‒ Это вы меня подняли.

‒ Нет, это Благодать Божия. Ну, иди.

И он пошел. До сих пор эти свидетельства для верующих сверхдостаточны. А таких свидетельств множество в истории Церкви, в житиях наших святых. Святой праведный Иоанн Кронштадтский, святитель Лука (Войно-Ясенецкий) и множество других – сколько чудес было еще при их жизни! И сейчас эти чудеса происходят, они с того света свидетельствуют истину Православной веры. Но если веры нет, то это бесполезно. Господь воскрес, и не поверили. И до сих пор, видя сходящий на Гроб Господень Благодатный огонь, даже некоторые из так называемых православных сомневаются: а как это происходит? В первом воскресном Евангелии, которое читается на утрени, есть очень интересный момент. Ученицы идоша в Галилею, в гору, аможе повеле им Иисус, и видевше Его, поклонишася Ему, ови же усумнешася (Мф. 28:16). Господь живой перед ними идет, и одни кланяются, а другие сомневаются.

Я не раз вспоминаю этот случай. Обычно на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы распускается верба. Есть мороз или нет – все равно она распускается. И если сломить – так и останется распущенная ветка. Одна наша прихожанка дала такую ветку распущенной вербы своим соседкам, они держат ее в руках и говорят: на твоей ветке иней. Бывает такой иней, как пушок. Держат в руках эту вербу и не верят. Куда дальше-то?

В основе всего лежит вера. Если же веры нет, то чудеса бесполезны. О чудесах писал Дмитрий Сергеевич Мережковский: «Я вижу чудеса, как бумагу, на которой пишу. Не видит их тот, кто слеп или не хочет видеть». Потому что вера призывает к изменению жизни. А вот тут-то все и начинается. Если же ты хочешь жить так, как тебе хочется, тогда это тебе уже не подходит.

Когда-то давно попалась мне одна атеистическая книжонка, которая называлась «Миф о Христе». В ней автор пытался опровергнуть Рождество Христово и вообще Его существование, приводя какие-то неубедительные доводы. И заканчивалась она такими словами: «Ну что рассуждать, был Христос или не был, главное – это нам не подходит». Сказано довольно честно ‒ невольно, опять же, изречение уст ‒ от Бога. С этого надо было и начать, и тогда вообще не нужно было все это писать. Главное не в том, есть ли это на самом деле, а в том, что не подходит. Нам, например, не подходит пьянство, курение. А другим это подходит, они этим занимаются. Сколько курильщиков и пьяниц! И какие-то высокопарные рассуждения здесь – пустой звук. Все опускается на землю. Даже, как говорят, ниже пояса.

Поэтому истина остается истиной независимо от того, принимают ее или нет. Как Господь сказал: ...Аз на сие родихся и на сие приидох в мир, да свидетельствую истину, и всяк, иже есть от истины, послушает гласа Моего (Ин. 18:37). И поэтому Церковь проповедает истину. Кто принимает ее – тот принимает, а кто не принимает – это его свободная воля. Правда, как я уже сказал, свободная воля ‒ только в выборе. А дальше она уже не свободная. Нам нужно эту истину помнить. Что мы выбираем – это зависит от нас. А дальше ‒ уже не от нас. Не нужно смущаться, что, делая выбор, мы не можем представить себе часто, как это все может быть. Это уже дело Божие. Ты делай правильный выбор, а дальше Господь управит.

Сегодняшний праздник и есть свидетельство этой истины. Иосиф и Никодим, жены-мироносицы сделали выбор, и Господь дал им силы твердо стоять в этом выборе. Эта жизнь все равно кончается, а там уже ‒ какой выбор сделал, то и получишь.

Сказано: двум господам не работают. Мне вспоминается такой пример. Жил человек, как ему хотелось: вел светскую жизнь, ходил по театрам, покуривал, как это обычно бывает. Жена его просила исповедоваться, причащаться. А он ей отвечал: я, как разбойник, скажу то же перед концом жизни, разбойник же перед смертью покаялся и пошел в рай. И вот однажды они пришли домой из театра, и жена вышла из комнаты, возвращается и видит: он лежит мертвый, папироса рядом валяется. И она вдруг задумалась: успел ли он перед смертью сказать покаянные слова? Потом он явился ей, и она спрашивает:

‒ Ты успел?

‒ Что заслужил, то и получил, – ответил он.

Нам эту истину нужно помнить и не быть беспечными. Да, человек здесь спотыкается, иногда падает, встает, но все равно, если он с Богом и все-таки старается исправиться, кается, то Господь его примет. Поэтому, делая внутренний выбор, не нужно смущаться обстоятельствами и тем, что происходит вокруг нас, да и в самих нас, потому что на войне как на войне. Но результат – от Бога и от нашего выбора.

Кстати, очень символично, что в нашей православной стране День Победы был установлен на Пасхальных днях. А какие были обстоятельства! Часть территории захвачена, враг у Москвы, всё, кажется, конец. И вдруг начинается наступление и заканчивается в столице противника. Не в столице почти побежденного государства, а в столице так называемого победителя. Это он думал, что он победитель. Это не первый случай, кстати. Французы даже были в нашей столице в 1812 году, а потом эта война закончилась в Париже. И здесь тоже ‒ фашисты были около Москвы, а закончилась война в Берлине.

Это свидетельство силы Божией. Потому что люди взмолились, стали каяться, сделали выбор быть с Богом, и Господь стал с ними. Как сказал святитель Николай Сербский, в войне побеждает не народ, а Бог ‒ на стороне того народа, который начинает каяться и просить помощи. И даже молитвами тех, которые уже ушли из этого мира, здесь совершается то, что совершается. Это чудо, что теперь открываются, строятся храмы. Когда я начинал здесь служить, то даже представить себе не мог, что у нас будет второй храм, в голову такое прийти не могло. Но он есть! И это как раз об этом: Благодатию же Божиею есмь, еже есмь.

Взирая на все это, нам нужно твердо стоять в вере и не смущаться. А как будет? Это как Бог устроит. Я не раз приводил пример из жизни своего отца. Он находился в лагере на Соловках и, казалось, все впереди было беспросветно. Он пришел к схиархиепископу Коломенскому Феодосию, с которым вместе сидел, и спросил:

‒ Владыка, не знаю, что дальше делать, как быть?

Тот ему ответил:

‒ Положись на волю Божию.

‒ Да я вроде положился.

‒ А чего ко мне пришел? В лучших руках дело!

Все так просто. Почему я об этом говорю? На исповеди в грехах-то своих не очень каются, а все больше проблемы свои взваливают: что мне делать, где мне работать, где прописаться, как получить гражданство… А ответ один – положись на волю Божию и веруй Богу, и Он все устроит.

2017 г.

Архимандрит Серафим (Кречетов), почетный настоятель храма Покрова Божией Матери, с. Акулово, Одинцовский благочиннический округ, духовник Одинцовской епархии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Серафим (Кречетов)
Почему люди более возлюбили тьму, нежели свет?
Проповедь на Радоницу. Поминовение усопших
29.04.2025
Не нужно смущаться сомнениями
Проповедь на Антипасху. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы
26.04.2025
Истина открывается в Таинствах Церкви
Проповедь в Светлый вторник
22.04.2025
На земле мы всё имеем по дару Божию
Проповедь в Светлый понедельник
21.04.2025
Когда деньги дороже истины
Проповедь в Великую Субботу
19.04.2025
Все статьи Архимандрит Серафим (Кречетов)
Пастырская проповедь
Ужасней всего, когда нет с нами Христа
Евангелие субботы (Ин, 19 зач., 6, 14—27)
03.05.2025
Христос — сокровище, сокрытое на поле Писаний
Евангелие пятницы (Ин, 17 зач., 5, 30—6, 1—2)
02.05.2025
Как достигнуть общения с Богом
Евангелие четверга (Ин, 16 зач., 5, 24—30)
01.05.2025
Быть христианином значит слушать, что говорит Бог
Евангелие среды (Ин, 15 зач., 5, 17—24)
30.04.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Как нам пройти между белогвардейщиной и большевизмом?
Новый комментарий от С. Югов
03.05.2025 09:09
Аэропорт «Сталинград»: вопросы
Новый комментарий от Советский недобиток
03.05.2025 06:17
А не читает ли Владимир Путин «Русскую народную линию»?
Новый комментарий от Апографъ
03.05.2025 05:17
Да поможет нам… Сталин!?
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
03.05.2025 04:22
Сможет ли монархическое движение снова стать силой?
Новый комментарий от учитель
03.05.2025 00:50
Трамп заключил сделку с Зеленским
Новый комментарий от учитель
03.05.2025 00:34