Предпобедные дни юбилейного года 80-летия Победы вновь и вновь возвращают нас к тем незабываемым дням, вновь и вновь позволяют пережить радость со слезами на глазах от освобождения очередного города от нацистов. 4 апреля 2025 года мы отмечаем сразу два героических события – 80-летие освобождения Братиславы и освобождения Венгрии.
4 апреля 1945 года Красная армия в ходе Братиславско-Брновской наступательной операции освободила столицу Словакии. Войска 2-го Украинского фронта под командованием маршала Родиона Малиновского на подступах к Братиславе разгромили крупную группировку вермахта из состава группы армий «Юг». Одна из последних крупных операций на Восточном фронте имела важнейшее стратегическое значение, создав возможность стремительного наступления на Прагу и Вену и ускорив окончательное поражение нацистской Германии.
В 1944 году, когда поражение Германии стало очевидным, в Словакии (тогда союзнице Третьего Рейха) созрел антифашистский заговор. В августе он перерос в восстание с участием военных. Однако лидеры заговора действовали медленно и нерешительно, поэтому вермахту и войскам СС удалось подавить мятеж. За несколько дней они вырезали несколько десятков тысяч словаков, в том числе 25 тысяч мирных граждан. Всю власть в стране взяли в руки немецкие нацисты, а Словацкая республика вплоть до ее освобождения существовала лишь формально. Красная армия попыталась оказать помощь повстанцам, но пробиться к району восстания советские части не успели. Только к концу 1944 года советские войска освободили значительную часть южной и юго-восточной Словакии. К февралю 1945 года соединения 4-го и правого крыла 2-го Украинских фронтов разгромили части вермахта в Западных Карпатах и вышли на подступы к Моравска-Остравскому району и на рубеж реки Грон.
В марте 1945 года ставка Верховного главнокомандования приказала командующему 2-го Украинского фронта маршалу Советского Союза Родиону Малиновскому нанести удары в направлениях Брно и Братиславы. Основной целью операции был захват промышленных районов в этих городах. Кроме того, Братислава имела существенное стратегическое значение, поскольку, владея городом, можно было контролировать движение судов по Дунаю.
Вермахт, а также словацкие и венгерские фашисты планировали удержать Братиславу, превратив город в неприступную крепость. На подступах к городу они оборудовали противотанковые рвы и минные поля, противопехотные и противотанковые препятствия. Особенно сильно были укреплены восточные окраины Братиславы. Город прикрывали три линии траншей с многочисленными железобетонными огневыми точками. Также Братислава имела природную защиту: с юга – реки малый Дунай и Дунай, с севера – горы Малые Карпаты.
Советское командование, в первую очередь командующий 2-м Украинским фронтом маршал Советского Союза Родион Малиновский, решило наступать сразу с нескольких направлений, не используя крупнокалиберные орудия. Со стороны реки действовала Дунайская флотилия. Через горы рвались казаки героя Советского Союза Иссы Плиева, наводившие ужас на врага внезапными прорывами.
Глубокий и неожиданный обходной маневр Дунайской флотилии, высадившей десант морской пехоты в районе моста, дезорганизовал хорошо оборудованную оборону врага. заставив его распылять свои силы. Несмотря на ожесточенное и упорное сопротивление, штурм города был настолько хорошо скоординированным и стремительным, что неприступная крепость была взята за 2 дня! Гитлеровцы даже не успели взорвать заминированные дома и мосты, что сохранило много жизней и архитектуру города.
Также 4 апреля 1945 года советские войска завершили освобождение Венгрии и развернули наступление на Вену. Бои за освобождение Венгрии продолжались почти полгода, более 200 тысяч советских воинов отдали жизни на ее территории. Особенно кровопролитным и длительным (108 дней!) было сражение за Будапешт. Нацисты отчаянно держались за важные в экономическом отношении Венгрию и Восточную Австрию, где размещалось большое количество военных заводов и находилось два источника нефти, в которой вермахт испытывал острую потребность.
Прорвав вражескую оборону от города Гант до озера Балатон, к 25 марта советские войска преодолели горы Баконьский Лес, вышли на линию Веспрем, Девечер, озеро Балатон и начали преследование противника, отходившего на укрепленный рубеж австро-венгерской границы. 17 марта перешли в наступление в направлении Дад, Дьер войска левого крыла 2-го Украинского фронта. Они к 25 марта завершили окружение и к 27 марта полностью уничтожили до четырех вражеских пехотных дивизий севернее города Товарош. Войска 2-го Украинского фронта под командованием маршала Малиновского, неотступно преследуя врага, 4 апреля 1945 года полностью завершили освобождение Венгрии.
Вот и сейчас, спустя 80 лет, мы с таким же вниманием читаем военные сводки о сражениях на полях СВО. Как и в победном 45-м, мы все чаще слышим об освобожденных городах и селах, героизме и воинском таланте российских войск. Словно стрела времени замкнулась в петлю, заставляя Россию освобождать Украину и Европу от фашистской нечисти. Опять. В самом деле, не напоминает ли прорыв по трубе в Судже прорыв флотилии по Дунаю?
Освобождение Словакии и Венгрии в один день символично и тем, что тогдашние союзницы Германии теперь наши, если не союзницы, то по крайней мере страны, сохраняющие стойкий нейтралитет. Это уже подвиг и почти союзные отношения. В Венгрии и Словакии до сих пор бережно относятся к советским памятникам и захоронениям воинов, заплативших жизнями за их свободу.
Нынешний словацкий премьер Роберт Фицо не раз заявлял, что ни одного словацкого солдата не будет на «восточном фронте» (как называют войну на Украине сейчас в ЕС – еще один красноречивый символизм), а после покушения, совершенного проукраинским фанатиком, Фицо стал еще более категоричным: «Откуда свобода пришла в Словакию? Она что, пришла из Норвегии? Или из Африки? Или пришла с Запада? Свобода пришла в Словакию с Востока, и все народы, воевавшие в составе Красной армии, понесли невероятные потери. Я понимаю, кто сыграл решающую роль во Второй мировой войне, без бывшего Советского Союза Гитлер никогда бы не потерпел поражение».
Урок 80-летней давности Европе не пошел впрок. Мы вновь наблюдаем картину «Похищение Европы» – похищение русофобскими силами, отчаянно жаждущими реванша. Что ж, за похищением Европы всегда следует «Освобождение Европы», заканчивающееся то в Париже, то в Берлине. В какой столице Европы (или Америки?) случится очередное освобождение Европы?
Костерин Андрей Борисович, православный публицист, г. Владимир
1. Освобождение Европы