В среду, 26 марта, в Московском Доме Национальностей состоялась научно-практическая конференция «Актуальность философского наследия Н.Я.Данилевского». Участники конференции говорили о важности опровержения нашим выдающимся учёным тезиса о европоцентризме как главном пункте западного мироощущения. Общеевропейский консенсус в отношении России: всякое её преуспевание – бедствие для Запада. Он воспринимает себя как высшую точку развития человеческой цивилизации, всё же прочее, особенно Россия – суть варвары.
В своей знаменитой работе «Россия и Европа» (1862 г.) Данилевский насчитывает 11 культурно-исторических типов, цивилизаций. Он говорит о самобытной славянской цивилизации, даже славянской федерации (хотя трудно себе представить русских и поляков в такой федерации).
Я в своём выступлении привёл ряд примеров самобытной неповторимости нашей цивилизации. Такие её проявления совершенно невозможно представить себе на Западе. 20 лет назад «десант» из нескольких прихожанок нашего храма высадился в глубинке, поселился рядом с заброшенным монастырём. В качестве дачников они хоз. способом стали восстанавливать обитель.
Конечно, вскоре произошла огласка, и обитель получила статус – сейчас это Архиерейское подворье. Водитель, привезший этих прихожанок в вымирающую деревню, в дом без всяких удобств, в полную темноту, был в шоке: «Как?! Променять столицу на эту дыру?!»
Монастырь с его соборным храмом и вторым храмом-колокольней был полностью восстановлен. Сметы и все бюрократические процедуры – всё это было впоследствии. Главное, что сразу началась молитва.
Слава Богу, что подобные примеры жертвенности ещё случаются у нас в народе.
Глава Крыма Аксёнов пару лет назад собрал руководителей частных клиник и поставил вопрос ребром – никаких абортов. Благодаря этому решению за два года на свет появилось около 4000 детей.
Вологодский губернатор, столкнувшийся с ужасным бедствием – ежегодной гибелью от пьянства до 8000 мужчин работоспособного возраста, ограничил продажу алкогольных напитков двумя часами в день. Естественно, можно ожидать позитивных изменений по части демографии.
К сожалению, очень многое в нашей повседневной жизни противоречит ценностям нашей самобытной цивилизации. Неприятно наблюдать небрежное отношение к земле-матушке. По пути в обитель делаем остановки – если в лесу, то обязательно встречаешь горы мусора, если в придорожном кафе, то и здесь рядом его немало. Внутри кафе звучит западная музыка – какая-то галиматья. А ведь какие возможности не используются для донесения до посетителей народной музыки, лирических и патриотических песен.
Далее – убивает равнодушие. Прочитал в интернете, как в Петербурге во время избиения пятью мигрантами двух русских все равнодушно проходили или проезжали мимо. Нет, чтобы пошуметь, посигналить, покричать, вызвать полицию – ведь не обязательно лезть в драку с перспективой превратиться в овощ после избиения. Отрадно, что начали появляться русские общины как союзы взаимопомощи.
Поднимает голову язычество, выдавая себя за нечто исконное и самобытное. В прошлом году в первый день Страстной седмицы в два часа ночи в одной глухой деревне был подожжён деревянный Никольский храм, в значительной степени нами восстановленный. В другой деревне был установлен мраморный языческий истукан, на что было потрачено около 1 млн. рублей (в то же время на просьбы выделить средства на консервацию разрушающихся храмов у местной администрации неизменный ответ: в нашем бюджете нет статьи расходов на это).
Что касается вала миграции, которая размывает нашу самобытность и уже давно воспринимается как замещающая коренное население, то, на мой взгляд, мы давно перешли все красные линии. Считаю, что любые ограничения любых категорий мигрантов были бы крайне желательны. Только таджиков, аж 180 000 в прошлом году получили гражданство.
Интересно, могли бы наши самобытные ценности быть аккумулированы в контекст российско-украинского конфликта с помощью президента Трампа? Мог ли бы он проявить гуманитарную инициативу по запрету обстреливать религиозные и культурные объекты (первый же украинский танк, вошедший в Курскую область, стал в упор расстреливать Белогорский монастырь; выбитые из Суджы боевики ВСУ, разрушили арт. обстрелами здесь краеведческий музей и т.д.).
Также могли бы быть подняты вопросы о гуманном отношении к пленным, к мирным жителям и пр. Ведь наша русская самобытность, наши нравственные ценности, основанные на библейских постулатах – это ведь не вещь в себе, не музейный экспонат – они вполне могли бы быть аккумулированы в современную действительность.
Возвращаясь к Данилевскому, нужно отметить, что ценность его книги в наличии в ней огромного количества фактов, иллюстрирующих её утверждения. Данилевский не видел перспектив объединения России и Европы. Очевидно, что современный Запад воспроизводит Ветхий Израиль. К сожалению, Николай Яковлевич не был монархистом, и он не апеллирует к теории Москва – III Рим (как, впрочем, и Леонтьев, Катков, Ильин). Тем не менее, он всегда актуален. Слава Богу, что сейчас к месту его захоронения в Крыму есть доступ, а на его малой Родине, в Орле, установлен памятник.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России