В воскресенье, 23 марта, в Неделю 3-ю Великого поста, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил чинопоследование пассии в Казанском кафедральном соборе, сообщает сайт митрополии.
Его Высокопреосвященству сослужили ключарь протоиерей Андрей Герасимов, председатель приходского совета протоиерей Александр Пашков, клир собора и другие священнослужители.
Пел хор собора под управлением Светланы Румянцевой.
При пении стихиры «Тебе, одеющагося светом, яко ризою» Святое Евангелие было изнесено на центр храма и положено на аналое перед крестом. Владыка и духовенство прочли акафист Страстям Христовым.
По возглашении прокимна «Разделиша ризы» был прочитан отрывок из Евангелия от Марка о Страстях Христовых.
При пении стихиры «Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного» правящий архиерей, духовенство и все молящиеся совершили поклонение Кресту Господню.
«Поздравляю вас с Неделей Крестопоклонной, – сказал владыка в проповеди. – Святая Церковь для благоговейного поклонения в храмах сегодня вынесла святой крест. На Животворящем Древе Креста был распят Христос. В четвертом веке мать императора Константина Елена обрела это Древо живоносное. Посещая Святую землю, мы бываем на Голгофе, где Господь был распят, на Гробе, где Он воскрес, и на том месте, откуда было взято это Древо. Оно было под землей, далеко, глубоко. Какая радость была, когда христиане обрели его! С тех пор всегда вы найдете в храмах распятие. В какой бы храм ни пришли, оно там обязательно есть, потому что на Кресте распят был Господь. На этом Древе Он исцелил нашу падшую природу, наше естество, умертвил язвы греха, которые не давали нам возможности жить вечно. Господь понес все наши кресты, претворил в Свой тяжелый Крест и взял его. Никто, кроме Христа, не мог этот Крест понести, и Он совершил этот спасительный для нас подвиг».
«А что мы должны делать? – продолжил архипастырь. – Господь указал: "Отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мк. 8:34). Идти за Ним – значит исполнять Его святые слова, выполнять обязанности, которые есть у каждого, – по работе, в семье, доме, квартире, по отношению к Церкви, Отечеству – много у нас обязанностей. Бывает, исполнять их трудно, это настоящий крест, но его нельзя бросать, оставлять, а нужно нести. Если мы бросаем крест, то лишаемся спасения. Крест состоит из болезней, скорбей, страданий, бедствий. Если Господь попустил это, если испытания встретились на нашем пути, значит, это нужно для нашего спасения, для смирения, послушания Богу, чтобы мы вспомнили про Него наконец-то, когда пришли эти бедствия. Без этого люди и в храм-то не зайдут. Тысячи прохожих идут по Невскому проспекту, а заходят единицы. Для остальных как будто храма нет. Когда случится беда, тогда найдут храм. А надо все время ходить – дорога в храм сейчас, слава Богу, открыта, нужно приходить и приносить покаяние. Господь этого от нас с Креста сегодня и требует».
«Он просит: "Братья и сестры, покайтесь! Я готов вам помочь, дать Свою благодать, но ваша душа погрязла в страстях, грехах, она не очищена. Вы мучаетесь, страдаете, но у вас есть возможность покаяться! Сейчас время Великого поста, самое удобное для покаяния". Надо очистить душу, подходить ко кресту и просить Божией помощи: "Господи, я с этого часа больше не возвращаюсь к греху, дай мне силы понести крест, который Ты мне дашь". Вот чего Господь от нас требует – взять свой крест и за Ним идти! Всем надо идти на свою голгофу. Мы ее не избежим, потому что воскресение души – только через распятие на кресте. Вы должны распять себя, свои страсти, как это делали апостолы Христовы после сошествия Святого Духа – они все пострадали за Него. И мученики первых веков за Христа страдали, и преподобные в пустынях палестинских, египетских, сирийских, ведь они тоже мучились, страдали, но и достигли святости. Какие это были подвижники! Читаешь их жития – и поражаешься, как можно так жить. Это просто ангелы земные. А нам хотя бы просто потерпеть друг друга – это уже крест. Но его надо нести. И Господь нам поможет с Креста. Он распростер руки и всех зовет: "Придите ко Мне все трудящиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко" (Мф. 11:28-30)», – завершил проповедь митрополит Варсонофий.
Богослужение транслировалось на YouTube-канале собора.
Пассия (от латинского – «страдание») – богослужебное последование, совершаемое в четыре воскресенья Великого поста вечером, на котором читаются тексты Евангелия о страданиях Христа. Эта самая поздняя по времени возникновения православная служба была составлена в середине XVII века митрополитом Киевским Петром (Могилой), создателем многих литургических форм. Чинопоследование было помещено в приложение к Цветной триоди, изданной Киево-Печерской лаврой в 1702 году. Смысл пассии – сопереживание со Христом последних дней Его земной жизни и, в особенности, Крестной Смерти. За каждой пассией прочитываются евангельские повествования о страданиях Христа: на первой – 26 и 27 главы от Матфея, на второй – 14 и 15 от Марка, на третьей – 22 и 23 от Луки, на четвертой – 18 и 19 от Иоанна. По традиции во время чтения Евангелия молящиеся стоят с зажженными свечами. В конце службы верующие с благоговением подходят поклониться Кресту Христову, который выносится на середину храма.