Труд ради ближнего как свидетельство веры

Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы

Пастырская проповедь  Великий пост 
0
77
Время на чтение 9 минут
Фото: Из личного архива автора

Сегодня второй воскресный день Великого поста. В этот день Святая Православная Церковь предлагает нам чтение об исцелении расслабленного. Четверо принесли его к Иисусу Христу, но не могли войти в дом из-за многолюдства. Тогда они разобрали кровлю дома и спустили перед Спасителем постель, на которой лежал расслабленный.

Все евангельские чтения, которые Духом Святым и святыми отцами положено читать в дни Великого поста, очень поучительны. Ибо здесь раскрывается непостижимый Промысл Божий. Эти евангельские чтения были установлены очень давно, и устав их сложился постепенно. Именно Великим постом читается это Евангелие об исцелении расслабленного. И в эти дни Церковь совершает Таинство Елеосвящения, или Соборование. Вначале Церковь совершала Соборование в конце Великого поста и даже на Страстной седмице.

Кто был на Таинстве Елеосвящения, должен был обратить внимание, что уже в конце этой службы, когда Евангелие возлагают на главы тех, над кем совершалось это Таинство, пресвитер читает молитву: «Не полагаю руку мою грешную на главы пришедших к Тебе во гресех и просящих у Тебе нами оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии сем, еже держится на главах рабов Твоих, и молюся Ти, и прошу милостивное и непамятозлобное человеколюбие Твое, Боже, Спасителю наш…» Читает эту молитву начальствующий, первенствующий пресвитер, а полагается ее читать всем пресвитерам, ведь Соборование и именуется собором, то есть собранием. В молитвах на храмовом Соборовании так и читается – принести молитву о тех рабех, которые собрались в храм сей. Хотя Соборование совершается и на дому над болящими, при этом читается Апостол. Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему (Иак. 5:14–15).

Образ Таинства Елеосвящения в сегодняшнем Евангелии нам предлагается прикровенно. Просто совершали его четверо тех, кто принес расслабленного. Но здесь опять же говорится: …видев же Иисус веру их (Мк. 2:5). А дальше Господь говорит не о болезнях, а о причинах их: …чадо, отпущаются тебе греси твои (Мк. 2:5). Поэтому в Соборовании, как учат нас наши духовные наставники или отцы, прощаются грехи, особенно забытые, а ведь их множество. Этот евангельский пример имеет очень глубокий смысл. Он прежде всего говорит о том, что даже по вере других Господь может очистить грехи. И исцелить. Это и является основанием того, о чем мы молимся. Как апостол Иаков говорит, молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак. 5:16). А исцеление подается после того, как болезнь принесет результат, плод, когда человек, которого посетила болезнь, осознает свои грехи. Это мы не раз слышим в Евангелии. Господь говорит больному: …оставляютися греси твои, и только потом: …востани и иди (Лк. 5:20–24). Или же: …се здрав еси, ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5:14). Главной причиной болезни является грех, потому что после грехопадения человек получил в наследство скорби и болезни. Скорбями же и болезнями очищаются грехи. Вот эта мысль является одной из самых важных, и ее нужно всегда себе напоминать.

Одна раба Божия рассказывала, как во сне увидела преподобного Серафима, который ей сказал, что, когда посещают скорби или болезни, надо становиться на колени и говорить: «Благодарю Тебя, Господи, что так мало меня наказываешь». Именно в этом состоит смысл наказания. У нас как-то не совсем правильно это понимают: вот ты нагрешил – тебе наказание. Нет. Грешить-то мы грешим, конечно. Но наказание не за то, что ты нагрешил, не «за что», а «для чего» – для того, чтобы ты избавился от этого греха.

В молитве на Соборовании читается: «Владыко, Вседержителю, Святый Царю, наказуяй и не умерщвляяй…» Почему не умерщвляяй? Потому что Господь наказание дает для того, чтобы человек исправился. И дает ему время исправиться. Сколько этого времени будет – Его святая воля. Иногда человек имеет такую душевную скорбь, что люди считают даже, что он очень грешен и поэтому получает воздаяние за свои грехи. Но скорби посылаются прежде всего для очищения грехов и затем, чтобы человек дальше не грешил. Такая внутренняя скорбь напоминает нам о том, что если мы не отстанем от грехов, то, как Господь сказал, да не горше ти что будет (Ин. 5:14). Значит, наша внутренняя скорбь может стать еще тяжелее. Когда человек не смиряется и не терпит, а начинает роптать, он призывает на себя еще большую тяжесть скорби.

Святыми отцами сказано: «Господь грехи прощает, а за ропот наказывает». Но это наказание, как я уже сказал, есть одновременно и научение. А если человек еще не научился, наказание ему начинает повторяться. Вы помните это выражение: «Повторение – мать учения». Господь напоминает всем: …се здрав еси, ктому не согрешай. Чтение это предлагается нам как раз Великим постом. И на богослужениях, и в Таинствах, и в молитвах все это нам разъясняется. Причем то, что происходит, совершается в путях Промысла Божия. Здесь, на земле, нам открыта только часть этого Промысла.

Есть некоторая сокровенная часть: ведь те четверо, которые принесли расслабленного, делали это, веруя, что Спаситель его исцелит. Все-таки нести человека, хотя и четверым, определенно тяжело. Но они взяли на себя этот труд ради него. Иисус исцелил расслабленного, увидев веру их, и, может, за труды их. Во-первых, они его принесли, а во-вторых, они потом кровлю-то эту, наверное, починили, не оставили же ее раскрытой. То есть нужно было поднять расслабленного на кровлю, потом кровлю разобрать, а потом еще ее и собрать. У нас же просто посуду помыл – уже перетрудился. Причем горячей водой. А там-то – вера и труд. 

Почему сказано: видев же… веру их? Потому что вера сокровенная. Труды-то видны: вот они его принесли. И сколько они несли, тоже ведь неизвестно, может быть, издалека. Представляете, сколько усилий нужно, чтобы нести человека на большое расстояние. У нас вон покойника-то далеко не носят – до машины, затащили в нее, и всё, уже перетрудились. А эти люди тело расслабленного несли. Значит, тут был их труд. Эту сторону, кстати, часто упускают. Вера – это хорошо, но еще и труды нужны. Потрудиться нам тоже нужно ради ближнего.

Есть такие примеры, когда матери вымаливали своих детей во время войны. Нашего старца Кирилла (Павлова) мама вымолила. Конечно, у нее была вера. Она верила, что Господь его сохранит. И Господь его сохранил молитвами матери, да еще столько лет жизни ему дал – под 100 лет. Но там еще была тысяча материнских поклонов каждый день… в течение всей войны. Это и есть как раз объяснение того, что происходит с нами и с теми людьми, когда мы о ком-то молимся. Прежде всего нужна вера в то, что Господь исполнит просимое, и нужен труд. А уж где там ночью-то нам поклоны класть. Мы перетрудились, сидели в кресле или бумаги перекладывали, а «напахались» так, что уже трудно рано вставать. Это просто один из примеров наших так называемых «трудов». Когда человек сам не совершает труда, Господь посылает ему нечто, чтобы он потрудился. Может даже и болезни послать. 

Есть такой пример у старца Паисия. Когда он молился о болящем, то говорил: «Возьмем на себя часть его болезни». Ведь так и бывает. Мы с любовью молимся друг о друге. А это значит – что-то можно потерпеть ради ближнего. И это как раз в ту же самую Божию копилку вкладывается: …молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак. 5:16). По молитве даруется даже отпущение грехов. Или отпускаются они за добрые дела, за милостыни. 

Было видение одному человеку, как его душа пришла на Божий суд. А там ничего не сделаешь, усопшему может помочь только молитва тех, кто на земле остался. И вот стоят весы, взвешиваются дела, и когда добавляются в чашу весов добрые дела, то бесы вопят: так это же не он, это другой делал! А Ангелы отвечают: так это он за него делал. Так что Господь иногда приоткрывает эти таинственные стороны нашей духовной жизни и то, что происходит в том невидимом мире. 

Поэтому духовная жизнь – это истинная жизнь. Мы здесь видим проявление внешней стороны внутренней духовной жизни. Грех – болезнь. Прощение грехов – облегчение болезни. Молитва за другого – вера и труд. Есть какие-то трудности, но ты же молишься, а труд нужно на себя принять. У нас иногда спрашивают: батюшка, можно за того-то молиться? Молиться можно за всех, к кому душа лежит. Но при этом нужно помнить, что это не просто так – почитал молитву, и все. А что-то еще, может быть, придется и потерпеть. Как раз сегодняшнее Евангелие нам показывает, что нужна вера и труд нужен. Люди, которые не знают этого, часто недоумевают: он грешит, а ему все равно хорошо. Да, грешит, но о нем кто-то молится. И тот, кто молится, тот на себя принимает. Или же имеет особое дерзновение перед Богом. Мы все согрешаем часто в разной степени, а вот то, что совершается с нами, происходит по молитвам наших Ангелов Хранителей, дальних родственников.

Есть такой пример. Вчера была память преподобномученицы Евдокии – матери митрополита Филарета (Дроздова), Евдокии Никитичны Дроздовой. Был такой раб Божий Владимир Петрович Седов, Господь сподобил меня его знать, и причащать, и отпевать. Он вел довольно воздержанную жизнь: не ел мяса, не пил не только вина, но и никаких крепких напитков, ни кофе, ни чаю. Так вот, этому рабу Божию явился митрополит Филарет и просил его, чтобы он восстановил могилу его матери Евдокии Никитичны. И сказал ему, что его мать и пра-пра-прабабушка Владимира Петровича Марина были родными сестрами. О, какая связь! И потом еще сказал: «Ты ведешь воздержную жизнь, ты много раз был избавлен от смерти. Думаешь, это просто так? Я с самой колыбели за каждым твоим шагом слежу, так что ты мне многим обязан». Он, действительно, много раз был избавлен от смерти, когда был врачом на войне. Вокруг шла бомбежка, а их вагон остался целым, бомбы отлетали от вагона на все в стороны.

Мы не знаем, чьими молитвами, какими неисповедимыми путями Промысла Божия мы живем так, как живем. Или наши сродники, или же кто-то по любви к нам молится так, как призывает всех Евангелие: …молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак. 5:16). И мы исцеляемся. Нашего тут, в основном, – грехи только, а вот милость Божия к нам – по молитвам святых отец наших и сродников наших. Вспоминаешь, как в жизни все устраивалось, и думаешь – это ведь случилось не просто так, кто-то усердно обо мне молился, угодил Богу.

Нужно помнить, что мы живем милостью Божией и молитвами святых. Поэтому и говорят: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». А о других мы тоже должны молиться, просить милости Божией, но помнить, что если что-то нам посылается, то в этом есть какой-то смысл. Мы ведь желаем своим близким и спасения, и вообще блага. Но благо посылается по милости Божией. Никтоже благ, токмо един Бог (Мф. 19:17). 

Кстати, слово «благо» есть в Божией заповеди. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли (Исх. 20:12). В этой заповеди раскрывается то, что с нами происходит. Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский, был одним из первых претендентов на пост патриарха. Но он был болен, и поэтому его кандидатура не выставлялась. Так вот он говорил: «Многие желают друг другу счастья, благополучия, долгих лет жизни, но мало кто задумывается, что секрет к этому – почитание родителей». И когда венчают, в одной из молитв есть такие слова: «Помяни, Боже, и воспитавшия их родители: зане молитвы родителей утверждают основания домов». Вот почему так важно почитание старших, особенно родителей! Это залог земного благополучия и будущей вечной жизни, потому что наши предки и здесь, и там ходатайствуют о своих потомках, чтобы и земная жизнь устроилась, и в вечности были с Богом. 

Был такой духовный писатель Мотовилов. Ему явился Святитель Николай и сказал: «Мы над твоим родом шефствуем». Как уж там Господь распределяет это «шефство», это Его дело. И вот живет человек, а там о нем ходатайствует кто-то из святых или угодивших Богу сродников. Поэтому в сегодняшнем евангельском чтении сказано, что Господь, видя веру их, простил грехи и исцелил расслабленного. По вере святых или благочестивых богоугодных людей Господь и нам посылает все, что мы имеем благого в этой жизни. И мы надеемся, что по их молитвам Господь сподобит нас наследовать и вечную жизнь. 

Великий пост предваряет память преподобных отцев. Именно преподобные особенно ходатайствуют о нас, грешных, потому что они шли как раз этим путем и совершали подвиг борьбы с грехом. Подвиг преподобных – это очищение сердца от грехов. В это постное время нам как раз и предлагается Евангелие, где Спаситель говорит: «оставляются грехи твои». Это напоминание нам о том, что нужно стараться от грехов очиститься. Как рассказывал сын одного благочестивого раба Божия, многодетного, когда его отец умирал, то сказал: «Как легко умирать, когда Господь очистил от грехов». А нам всем смерть предстоит. У нас об этом не думают, но никому ее не миновать. И вот как раз к этому-то нужно готовиться. И просить у Бога мирной кончины. Каждый раз за богослужением звучит это прошение: «Христианския кончины живота нашего безболезненны, непостыдны, мирны и добраго ответа на Страшнем судищи Христове просим». 

А кто к будущей жизни готовится, тот и в земной живет как подобает, в любви и в мире. Когда люди смиряются, начинают терпеливо друг к другу относиться, тогда еще здесь наступает у них другая жизнь. 

2020 г.

Архимандрит Серафим (Кречетов), почетный настоятель храма Покрова Божией Матери, с. Акулово, Одинцовский благочиннический округ, духовник Одинцовской епархии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Серафим (Кречетов)
Иконы – это проявление любви Божией к человеку
Неделя Торжества Православия
08.03.2025
Первая ступенька воспитания воли. Неделя сыропустная
Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье
01.03.2025
От нас зависит, спастись нам или погибнуть
Неделя мясопустная, о Страшном суде
23.02.2025
Воцерковляйтесь!
Вселенская родительская суббота
22.02.2025
Ценить опыт предыдущих поколений
Проповедь в неделю о блудном сыне
15.02.2025
Все статьи Архимандрит Серафим (Кречетов)
Пастырская проповедь
Бесконечная минута молчания
К десятой годовщине кончины писателя Валентина Распутина
15.03.2025
Начало нашего спасения — увидеть всего себя в проказе
Суббота 2-я Великого поста (Мк, 6 зач., 1, 35—44)
15.03.2025
В день насильственного отречения Царя Николая II от престола
15 марта — икона Божией Матери «Державная»
15.03.2025
Для Бога нет невозможного
Ветхозаветные чтения Великого поста. Книга пророка Исаии
14.03.2025
Не лучше ли нам покаяться перед Пречистой в эти покаянные дни Великого поста?
Слово митрополита Вениамина (Пушкаря) в канун Праздника Державной Иконы Божией Матери
14.03.2025
Все статьи темы
Великий пост
Проповедь после Литургии в пятницу 2-й
недели Великого поста
15.03.2025
О тишине
В Неделю памяти свт.Григория Паламы – защитника и проповедника исихазма
14.03.2025
Грех Каина
Слово в среду 2-й седмицы Великого поста
12.03.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Так кто же всё-таки Удерживающий?
Новый комментарий от Zakatov
15.03.2025 15:13
Современный облик Русской идеи
Новый комментарий от Игорь Бондарев
15.03.2025 15:01
Сегодня против Ленина прёшь, завтра – Христа продашь?
Новый комментарий от Игорь Бондарев
15.03.2025 14:40
В 1945 году Бог показал, кто исполнил Правду Его
Новый комментарий от Русский танкист
15.03.2025 14:18
Февраль-март 1917 как информационный фантом
Новый комментарий от Русский Иван
15.03.2025 12:35
«Террор в Сирии нужно обуздать»
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.03.2025 12:21
«Кругом измена, и трусость, и обман»
Новый комментарий от РОНОЛ
15.03.2025 11:28