Труд ради ближнего как свидетельство веры

Неделя 2-я Великого поста. Святителя Григория Паламы

Пастырская проповедь  Великий пост 
1 ОСт 
294
Время на чтение 9 минут
Фото: Из личного архива автора

Сегодня второй воскресный день Великого поста. В этот день Святая Православная Церковь предлагает нам чтение об исцелении расслабленного. Четверо принесли его к Иисусу Христу, но не могли войти в дом из-за многолюдства. Тогда они разобрали кровлю дома и спустили перед Спасителем постель, на которой лежал расслабленный.

Все евангельские чтения, которые Духом Святым и святыми отцами положено читать в дни Великого поста, очень поучительны. Ибо здесь раскрывается непостижимый Промысл Божий. Эти евангельские чтения были установлены очень давно, и устав их сложился постепенно. Именно Великим постом читается это Евангелие об исцелении расслабленного. И в эти дни Церковь совершает Таинство Елеосвящения, или Соборование. Вначале Церковь совершала Соборование в конце Великого поста и даже на Страстной седмице.

Кто был на Таинстве Елеосвящения, должен был обратить внимание, что уже в конце этой службы, когда Евангелие возлагают на главы тех, над кем совершалось это Таинство, пресвитер читает молитву: «Не полагаю руку мою грешную на главы пришедших к Тебе во гресех и просящих у Тебе нами оставление грехов; но Твою руку крепкую и сильную, яже во святом Евангелии сем, еже держится на главах рабов Твоих, и молюся Ти, и прошу милостивное и непамятозлобное человеколюбие Твое, Боже, Спасителю наш…» Читает эту молитву начальствующий, первенствующий пресвитер, а полагается ее читать всем пресвитерам, ведь Соборование и именуется собором, то есть собранием. В молитвах на храмовом Соборовании так и читается – принести молитву о тех рабех, которые собрались в храм сей. Хотя Соборование совершается и на дому над болящими, при этом читается Апостол. Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковныя, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне: и молитва веры спасет болящего, и воздвигнет его Господь, и аще грехи сотворил есть, отпустятся ему (Иак. 5:14–15).

Образ Таинства Елеосвящения в сегодняшнем Евангелии нам предлагается прикровенно. Просто совершали его четверо тех, кто принес расслабленного. Но здесь опять же говорится: …видев же Иисус веру их (Мк. 2:5). А дальше Господь говорит не о болезнях, а о причинах их: …чадо, отпущаются тебе греси твои (Мк. 2:5). Поэтому в Соборовании, как учат нас наши духовные наставники или отцы, прощаются грехи, особенно забытые, а ведь их множество. Этот евангельский пример имеет очень глубокий смысл. Он прежде всего говорит о том, что даже по вере других Господь может очистить грехи. И исцелить. Это и является основанием того, о чем мы молимся. Как апостол Иаков говорит, молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак. 5:16). А исцеление подается после того, как болезнь принесет результат, плод, когда человек, которого посетила болезнь, осознает свои грехи. Это мы не раз слышим в Евангелии. Господь говорит больному: …оставляютися греси твои, и только потом: …востани и иди (Лк. 5:20–24). Или же: …се здрав еси, ктому не согрешай, да не горше ти что будет (Ин. 5:14). Главной причиной болезни является грех, потому что после грехопадения человек получил в наследство скорби и болезни. Скорбями же и болезнями очищаются грехи. Вот эта мысль является одной из самых важных, и ее нужно всегда себе напоминать.

Одна раба Божия рассказывала, как во сне увидела преподобного Серафима, который ей сказал, что, когда посещают скорби или болезни, надо становиться на колени и говорить: «Благодарю Тебя, Господи, что так мало меня наказываешь». Именно в этом состоит смысл наказания. У нас как-то не совсем правильно это понимают: вот ты нагрешил – тебе наказание. Нет. Грешить-то мы грешим, конечно. Но наказание не за то, что ты нагрешил, не «за что», а «для чего» – для того, чтобы ты избавился от этого греха.

В молитве на Соборовании читается: «Владыко, Вседержителю, Святый Царю, наказуяй и не умерщвляяй…» Почему не умерщвляяй? Потому что Господь наказание дает для того, чтобы человек исправился. И дает ему время исправиться. Сколько этого времени будет – Его святая воля. Иногда человек имеет такую душевную скорбь, что люди считают даже, что он очень грешен и поэтому получает воздаяние за свои грехи. Но скорби посылаются прежде всего для очищения грехов и затем, чтобы человек дальше не грешил. Такая внутренняя скорбь напоминает нам о том, что если мы не отстанем от грехов, то, как Господь сказал, да не горше ти что будет (Ин. 5:14). Значит, наша внутренняя скорбь может стать еще тяжелее. Когда человек не смиряется и не терпит, а начинает роптать, он призывает на себя еще большую тяжесть скорби.

Святыми отцами сказано: «Господь грехи прощает, а за ропот наказывает». Но это наказание, как я уже сказал, есть одновременно и научение. А если человек еще не научился, наказание ему начинает повторяться. Вы помните это выражение: «Повторение – мать учения». Господь напоминает всем: …се здрав еси, ктому не согрешай. Чтение это предлагается нам как раз Великим постом. И на богослужениях, и в Таинствах, и в молитвах все это нам разъясняется. Причем то, что происходит, совершается в путях Промысла Божия. Здесь, на земле, нам открыта только часть этого Промысла.

Есть некоторая сокровенная часть: ведь те четверо, которые принесли расслабленного, делали это, веруя, что Спаситель его исцелит. Все-таки нести человека, хотя и четверым, определенно тяжело. Но они взяли на себя этот труд ради него. Иисус исцелил расслабленного, увидев веру их, и, может, за труды их. Во-первых, они его принесли, а во-вторых, они потом кровлю-то эту, наверное, починили, не оставили же ее раскрытой. То есть нужно было поднять расслабленного на кровлю, потом кровлю разобрать, а потом еще ее и собрать. У нас же просто посуду помыл – уже перетрудился. Причем горячей водой. А там-то – вера и труд. 

Почему сказано: видев же… веру их? Потому что вера сокровенная. Труды-то видны: вот они его принесли. И сколько они несли, тоже ведь неизвестно, может быть, издалека. Представляете, сколько усилий нужно, чтобы нести человека на большое расстояние. У нас вон покойника-то далеко не носят – до машины, затащили в нее, и всё, уже перетрудились. А эти люди тело расслабленного несли. Значит, тут был их труд. Эту сторону, кстати, часто упускают. Вера – это хорошо, но еще и труды нужны. Потрудиться нам тоже нужно ради ближнего.

Есть такие примеры, когда матери вымаливали своих детей во время войны. Нашего старца Кирилла (Павлова) мама вымолила. Конечно, у нее была вера. Она верила, что Господь его сохранит. И Господь его сохранил молитвами матери, да еще столько лет жизни ему дал – под 100 лет. Но там еще была тысяча материнских поклонов каждый день… в течение всей войны. Это и есть как раз объяснение того, что происходит с нами и с теми людьми, когда мы о ком-то молимся. Прежде всего нужна вера в то, что Господь исполнит просимое, и нужен труд. А уж где там ночью-то нам поклоны класть. Мы перетрудились, сидели в кресле или бумаги перекладывали, а «напахались» так, что уже трудно рано вставать. Это просто один из примеров наших так называемых «трудов». Когда человек сам не совершает труда, Господь посылает ему нечто, чтобы он потрудился. Может даже и болезни послать. 

Есть такой пример у старца Паисия. Когда он молился о болящем, то говорил: «Возьмем на себя часть его болезни». Ведь так и бывает. Мы с любовью молимся друг о друге. А это значит – что-то можно потерпеть ради ближнего. И это как раз в ту же самую Божию копилку вкладывается: …молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак. 5:16). По молитве даруется даже отпущение грехов. Или отпускаются они за добрые дела, за милостыни. 

Было видение одному человеку, как его душа пришла на Божий суд. А там ничего не сделаешь, усопшему может помочь только молитва тех, кто на земле остался. И вот стоят весы, взвешиваются дела, и когда добавляются в чашу весов добрые дела, то бесы вопят: так это же не он, это другой делал! А Ангелы отвечают: так это он за него делал. Так что Господь иногда приоткрывает эти таинственные стороны нашей духовной жизни и то, что происходит в том невидимом мире. 

Поэтому духовная жизнь – это истинная жизнь. Мы здесь видим проявление внешней стороны внутренней духовной жизни. Грех – болезнь. Прощение грехов – облегчение болезни. Молитва за другого – вера и труд. Есть какие-то трудности, но ты же молишься, а труд нужно на себя принять. У нас иногда спрашивают: батюшка, можно за того-то молиться? Молиться можно за всех, к кому душа лежит. Но при этом нужно помнить, что это не просто так – почитал молитву, и все. А что-то еще, может быть, придется и потерпеть. Как раз сегодняшнее Евангелие нам показывает, что нужна вера и труд нужен. Люди, которые не знают этого, часто недоумевают: он грешит, а ему все равно хорошо. Да, грешит, но о нем кто-то молится. И тот, кто молится, тот на себя принимает. Или же имеет особое дерзновение перед Богом. Мы все согрешаем часто в разной степени, а вот то, что совершается с нами, происходит по молитвам наших Ангелов Хранителей, дальних родственников.

Есть такой пример. Вчера была память преподобномученицы Евдокии – матери митрополита Филарета (Дроздова), Евдокии Никитичны Дроздовой. Был такой раб Божий Владимир Петрович Седов, Господь сподобил меня его знать, и причащать, и отпевать. Он вел довольно воздержанную жизнь: не ел мяса, не пил не только вина, но и никаких крепких напитков, ни кофе, ни чаю. Так вот, этому рабу Божию явился митрополит Филарет и просил его, чтобы он восстановил могилу его матери Евдокии Никитичны. И сказал ему, что его мать и пра-пра-прабабушка Владимира Петровича Марина были родными сестрами. О, какая связь! И потом еще сказал: «Ты ведешь воздержную жизнь, ты много раз был избавлен от смерти. Думаешь, это просто так? Я с самой колыбели за каждым твоим шагом слежу, так что ты мне многим обязан». Он, действительно, много раз был избавлен от смерти, когда был врачом на войне. Вокруг шла бомбежка, а их вагон остался целым, бомбы отлетали от вагона на все в стороны.

Мы не знаем, чьими молитвами, какими неисповедимыми путями Промысла Божия мы живем так, как живем. Или наши сродники, или же кто-то по любви к нам молится так, как призывает всех Евангелие: …молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иак. 5:16). И мы исцеляемся. Нашего тут, в основном, – грехи только, а вот милость Божия к нам – по молитвам святых отец наших и сродников наших. Вспоминаешь, как в жизни все устраивалось, и думаешь – это ведь случилось не просто так, кто-то усердно обо мне молился, угодил Богу.

Нужно помнить, что мы живем милостью Божией и молитвами святых. Поэтому и говорят: «Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас». А о других мы тоже должны молиться, просить милости Божией, но помнить, что если что-то нам посылается, то в этом есть какой-то смысл. Мы ведь желаем своим близким и спасения, и вообще блага. Но благо посылается по милости Божией. Никтоже благ, токмо един Бог (Мф. 19:17). 

Кстати, слово «благо» есть в Божией заповеди. Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет и да долголетен будеши на земли (Исх. 20:12). В этой заповеди раскрывается то, что с нами происходит. Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский, был одним из первых претендентов на пост патриарха. Но он был болен, и поэтому его кандидатура не выставлялась. Так вот он говорил: «Многие желают друг другу счастья, благополучия, долгих лет жизни, но мало кто задумывается, что секрет к этому – почитание родителей». И когда венчают, в одной из молитв есть такие слова: «Помяни, Боже, и воспитавшия их родители: зане молитвы родителей утверждают основания домов». Вот почему так важно почитание старших, особенно родителей! Это залог земного благополучия и будущей вечной жизни, потому что наши предки и здесь, и там ходатайствуют о своих потомках, чтобы и земная жизнь устроилась, и в вечности были с Богом. 

Был такой духовный писатель Мотовилов. Ему явился Святитель Николай и сказал: «Мы над твоим родом шефствуем». Как уж там Господь распределяет это «шефство», это Его дело. И вот живет человек, а там о нем ходатайствует кто-то из святых или угодивших Богу сродников. Поэтому в сегодняшнем евангельском чтении сказано, что Господь, видя веру их, простил грехи и исцелил расслабленного. По вере святых или благочестивых богоугодных людей Господь и нам посылает все, что мы имеем благого в этой жизни. И мы надеемся, что по их молитвам Господь сподобит нас наследовать и вечную жизнь. 

Великий пост предваряет память преподобных отцев. Именно преподобные особенно ходатайствуют о нас, грешных, потому что они шли как раз этим путем и совершали подвиг борьбы с грехом. Подвиг преподобных – это очищение сердца от грехов. В это постное время нам как раз и предлагается Евангелие, где Спаситель говорит: «оставляются грехи твои». Это напоминание нам о том, что нужно стараться от грехов очиститься. Как рассказывал сын одного благочестивого раба Божия, многодетного, когда его отец умирал, то сказал: «Как легко умирать, когда Господь очистил от грехов». А нам всем смерть предстоит. У нас об этом не думают, но никому ее не миновать. И вот как раз к этому-то нужно готовиться. И просить у Бога мирной кончины. Каждый раз за богослужением звучит это прошение: «Христианския кончины живота нашего безболезненны, непостыдны, мирны и добраго ответа на Страшнем судищи Христове просим». 

А кто к будущей жизни готовится, тот и в земной живет как подобает, в любви и в мире. Когда люди смиряются, начинают терпеливо друг к другу относиться, тогда еще здесь наступает у них другая жизнь. 

2020 г.

Архимандрит Серафим (Кречетов), почетный настоятель храма Покрова Божией Матери, с. Акулово, Одинцовский благочиннический округ, духовник Одинцовской епархии

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Серафим (Кречетов)
Делай правильный выбор – остальное управит Господь
Проповедь в Неделю 3-ю по Пасхе, святых жен-мироносиц
03.05.2025
Почему люди более возлюбили тьму, нежели свет?
Проповедь на Радоницу. Поминовение усопших
29.04.2025
Не нужно смущаться сомнениями
Проповедь на Антипасху. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы
26.04.2025
Истина открывается в Таинствах Церкви
Проповедь в Светлый вторник
22.04.2025
На земле мы всё имеем по дару Божию
Проповедь в Светлый понедельник
21.04.2025
Все статьи Архимандрит Серафим (Кречетов)
Пастырская проповедь
Если бы дано нам было увидеть свою жизнь со стороны вечности
9 мая — день особого поминовения православных воинов, погибших в Великую Отечественную войну
08.05.2025
Бог все может, кроме одного
Евангелие четверга (Ин, 22 зач., 6, 40—44)
08.05.2025
Что зависит от нас?
Евангелие среды (Ин, 21 зач., 6, 35—39)
07.05.2025
«Последнее слово молящийся человек должен оставлять за Господом»
Хуже всего становиться на молитву или приходить в храм с требованием только того, что тебе сейчас кажется необходимым и добрым
06.05.2025
Невозможно быть более слепым, чем тот, кто не желает видеть
Евангелие вторника (Ин, 20 зач., 6, 27—33)
06.05.2025
Все статьи темы
Великий пост
«Зачем вы ищете Живаго с мертвыми»
Слово на Утрени Великой Субботы
19.04.2025
Когда деньги дороже истины
Проповедь в Великую Субботу
19.04.2025
Via Dolorosa. Путь скорби. Беседа #1. История
возникновения традиции
18.04.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Есть ли в России социальная справедливость?
Новый комментарий от Константин В.
08.05.2025 18:38
«Взрослый человек в реальности себя не осознаёт!»
Новый комментарий от В.Р.
08.05.2025 18:27
«Еврокарфаген» должен быть разрушен!
Новый комментарий от В.Р.
08.05.2025 18:08
Сможет ли монархическое движение снова стать силой?
Новый комментарий от С. Югов
08.05.2025 17:45
Оскорбляющее правосудие
Новый комментарий от Тимофеев Александр
08.05.2025 16:39
«Церковь Христова оберегает наш народ»
Новый комментарий от Игорь Ал
08.05.2025 14:07
Великая Победа в судьбах ХХI века
Новый комментарий от prot
08.05.2025 14:03