Христос Воскресе!
В первый же день после праздника Пасхи Святая Православная Церковь, празднуя торжество Воскресения Христова, говорит устами апостола Иоанна Богослова о духовности Божества. Бога никтоже виде нигдеже, Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда (Ин. 1:18). В этих словах дан ответ вопрошающим на все времена.
Одно из первых возражений неверующих людей заключается в вопросе: где же Бог, кто Его видел? Этого никто не знает, и об этом мы слышали сегодня в Евангелии. Здесь говорится ясно и открыто, что существо Бога непостижимо. «Бога человеком невозможно видети, на Негоже не смеют чини Ангельстии взирати» (Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, ирмос 9-й песни) – так воспевает Церковь. Так же ответила и дивеевская святая, Елена Мантурова, когда явилась после смерти своему брату и тот спросил: «Ты видела Бога?» Господь явил Себя миру через Своего Сына.
Ведь и человек, сотворенный по образу Божию, имеет в себе духовную сущность. Но кто может сказать об этой духовной сущности, даже человеческой? Душа, когда выходит из тела, имеет образ тела – так говорит духовный опыт. Но о духе ведь не сказано, в каком он образе. Ибо духовная сущность человека тоже невидима. Мы видим тело, можем видеть душу человеческую в образе тела, и явления умерших свидетельствуют нам эту истину. Души умерших являются, и мы их можем узнать. Но духа никто не видит. Хотя свидетельствуется, что он есть. Люди большей частью не задумываются над тем, что они говорят. Как сказано в Библии, произволение сердца – от человека, а изречение уст – от Бога («Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка» (Притч. 16:1)). Человек иначе не скажет, и об этом мы слышим в Евангелии, которое читается на Пасху. В начале бе Слово, и Слово бе к Богу, и Бог бе Слово (Ин. 1:1). Здесь говорится о том, что слово обозначает сущность. Но сущность – это то, что часто не поддается описанию с точки зрения человека.
Когда Господь создал животных полевых и птиц небесных, то привел их к Адаму, чтобы, как сказано в Книге Бытия, видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей (Быт. 2:19–20). Адам давал им имена не по внешности, а по их сущности. Как сказал святитель Николай (Велимирович), первые люди не много знали, но все понимали; потом стали знать больше, а понимать меньше; а в конце будут много знать, но ничего не понимать. Именно это является тайной духовной жизни. Человек иногда – видя не видит и слыша не слышит и не разумеет.
Люди даже не задумываются над тем, что они вынуждены признавать. У нас, например, когда человек крушит все, ломает, рвется напролом, то говорят: как медведь. Именно медведя связывают с таким поведением. Это, говорят, его характер. Но характер – это некая сущность. Амвросий Оптинский о духовной жизни говорил: теория – это придворная дама, а практика – медведь в лесу. То есть он прет, треск идет, все ломается. А лисица хитрая. Иван Андреевич Крылов и взял этот пример: ворона-то наглая, но ума не хватает. Как видим из басни, она осталась без сыра, потому что лисица оказалась хитрее. Жизнь нам свидетельствует эту истину. Есть некоторый дух во всем. Как сказано, ...отвращшу же Тебе лице, возмятутся, отъимеши дух их, и исчезнут, и в персть свою возвратятся (Пс. 103:29). «Святым Духом всякая душа живится, и чистотой возвышается» (Антифоны степенны, гл. 4), – эти слова мы все знаем из богослужения.
И в жизни люди вынуждены это же подтверждать. Когда человек на всех вокруг рычит, огрызается, говорят: он не в духе. Никуда от этого не денешься. Даже вид человека может иногда меняться. Какой в нем дух – то просвечивает и через плоть. Лица святых людей благообразные, умиротворенные, исполнены любви и кротости. Когда смотришь на фотографии новомучеников и их мучителей, контраст очень наглядный. Одни лица благородные, чистые, спокойные, а другие – мрачные и озлобленные. Это и есть тот самый дух.
Господь на вопрошение Филиппа «Господи, покажи нам Отца» отвечал: …толико время с вами есмь, и не познал Мене, Филиппе? Видевый Мене виде Отца. Не веруеши ли, яко Аз во Отце, и Отец во Мне есть? (Ин. 14:8–9). Никто не может видеть сущность Божества. Когда одного ребенка спросили, какой Бог, он ответил: «Бог сидит на небе на троне в короне и на все смотрит». Когда же взрослые продолжали допытываться, какой же все-таки Бог, ребенок сказал: «А это никто не знает». Детская простота и чистота изрекла эту возвышенную духовную истину. Но Он есть!
Для нашего приземленного и полуслепого восприятия духовной жизни нам дается мир видимый, но, как говорит святитель Николай Сербский, мир видимый есть символ невидимого. Мы все дышим воздухом, и корень этого слова – дух. И когда человек испускает последнее дыхание – тело его замирает, дух покидает тело. Этот образ нам дан для того, чтобы мы задумались: как наше тело не может жить без воздуха, так и ничто не может жить без духа. И тело именуется «бездыханным». Истина эта ясно сказана: «Бога человеком невозможно видети…» И когда говорят: космонавты летали, Бога не видали – так и есть, они и не могли Его видеть.
Все мы знаем из уроков физики, что существует так называемое тяготение. А что это, никто не знает. Кто-нибудь видел поле тяготения? И в безвоздушном пространстве, в космосе, оно есть, а как бы тогда получилось, что Луна вращается вокруг Земли? Как бы двигались все планеты, если бы не было поля тяготения? Увидеть его невозможно, однако оно есть. Говорят, Эйнштейн плохо говорил чуть ли не до пяти лет, а потом, когда увидел компас, стрелка которого все время показывала на север, сказал: «А ею что-то двигает!» Магнитное поле человек просто не может видеть глазами. И если мы не видим воздух, который нас окружает, то утверждать, что его нет, – это умопомрачение. Сказано в Писании: …рече безумен в сердце своем: несть Бог (Пс. 13:1). Настолько все просто.
Математика, о которой говорят как о сухой бесстрастной науке, не связанной с человеческим поведением, основана на аксиомах. Аксиомы – это то, что принимается без доказательства. И бытие Божие принимается как аксиома, как сущность. Когда ребенок рождается, как он может принимать или не принимать родителей, ведь он через них родился? Он же не будет утверждать: нет, я один и сам по себе. Это же умопомешательство. А весь мир в его многообразии? И человек со всей его сложностью? Я уж не говорю о духовной сущности, но даже тело человека до сих пор наука толком не знает.
Единственное истинное восприятие – это только понимание сущности вещей. Как сказал святитель Николай (Велимирович), последние люди будут много знать, но ничего не понимать. Есть такое шутливое четверостишие:
Душа отпылала, погасла,
Состарилась, влезла в халат.
Но ей, как и прежде, неясно,
Что делать и кто виноват.
Когда люди в церковь приходят, они в большинстве своем не в грехах каются. Часто и грехов не называют, а начинают рассказывать все обстоятельства, объяснять, чтобы батюшка понял, почему он нагрешил. «Такие уж обстоятельства, батюшка, простите, потому что она мне то-то наговорила, я ей ответила…» Сначала у нас всегда оправдания. Слово «оправдания» в славянском языке означает «заповеди». Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим (Пс. 118:12). А у нас по-русски другой смысл этого слова получается.
Так вот все занимаются самооправданием, и основная проблема – что делать? Что делать с одной половиной, с другой половиной, с детьми что делать? Где работать, на что жить? Одни и те же вопросы – что делать и кто виноват? Обычно все вокруг виноваты, кроме тебя. А что делать – непонятно. Нужно начинать с себя, конечно, с того самого духа, о котором мы часто забываем. Если будешь в духе, все будет так, как подобает. Человек сможет только тогда понять, что происходит, когда он находится в любви и с Благодатью Божией. Как сказал апостол Павел, которому многое было открыто, Благодатию же Божиею есмь, еже есмь… (1 Кор. 15:10).
На самом деле все, что человек имеет, он имеет по дару Божию. У нас вынуждены эту истину свидетельствовать, говорят: одаренный человек, талантливый. Но дары, таланты – это от Бога, это все дается. Правда, не все это понимают, некоторые присваивают себе дары, думают: это я сам. Забывают, что все это дано.
Я недавно услышал такой бытовой юмор. У одного богатого человека была дочь, которая хотела выйти замуж. А жених оказался скромным и с небольшим достатком. И вот отец дочери захотел узнать, что это за человек. Он спрашивает его:
– Вот ты собираешься семью строить, свадьбу устраивать. А на что?
– Бог даст, и свадьбу справим.
– А где вы жить будете, у тебя же ни кола ни двора?
– Бог даст, где-нибудь будем жить.
– Ну а детей растить надо, где деньги брать собираешься?
– Бог даст, вырастим.
Пришел отец дочери к своей жене и говорит:
– Жених – хороший человек. Но больше всего мне понравилось, что он меня богом называл.
Вот так человек присвоил себе то, что ему Бог дал. Юноша-то понимал, что Бог даст. Через кого – это другой вопрос.
Видите, как все просто. Народ вынужден эту истину свидетельствовать. А куда денешься-то? Бог даст, тогда и будет. Живешь в простоте сердца, знаешь, что Бог есть, что Он любит нас и пострадал ради нашего спасения и воскрес. Важно помнить, что всё, что мы имеем, – это от Бога. Вот такое устроение – преданность воле Божией – и должен иметь человек, верующий в Господа Иисуса Христа.
2017 г.
Архимандрит Серафим (Кречетов), почетный настоятель храма Покрова Божией Матери, с. Акулово, Одинцовский благочиннический округ, духовник Одинцовской епархии