После своего снятия с поста председателя церковного МИДа и высылки в Венгерскую епархию в июне 2022 г. митрополит Иларион на какое-то время затих и ушел в тень. Видимо, ему было о чем подумать после многих лет упорного труда на «ниве экуменизма» (см. на дзене ст. «За что сняли митр. Илариона», 2022 г.).
В апреле 2023 г., менее чем через год после прибытия митр. Илариона в Будапешт, его навестил римский папа Франциск. По старой дружбе. Они как всегда мило улыбались и нежно обнимались при встрече. После этого митрополит заметно ожил и активизировался в информационном пространстве.
В декабре 2023 г. он сделал ход конем – раскритиковал документ Ватикана (!), одобряющий благословение однополых пар. Это при том, что ОВЦС, с его новым главой митр. Антонием (Севрюком), на этот антихристианский шаг Ватикана никак не отреагировал (?). Может быть, «митрополитик» Иларион (так его называют в узких кругах) решил заявить о смене религиозной ориентации с либерализма на «консерватизм»?.. Ну, если надо для дела…
С начала 2024 года Иларион продолжал наращивать активность в интернете, выпуская ролики, делая комментарии и пр. Складывалось впечатление, что он оправился после своего «вылета в кювет» в 2022 г. и у него есть «новый план». Но!.. Но тут случилось непредвиденное. В июле 2024 г. бывший иподьякон митрополита Илариона Георгий Сузуки обвинил его в сексуальных домогательствах. И вдобавок назвал преступником! Какой скандал!..
Что там было на самом деле, до конца не ясно, хотя, в целом, эта история в «либеральную парадигму» нашего митрополита вполне укладывается. Из того, что первоначально было выложено в интернете самый скандальный момент – это видео, где Иларион заходит в спальню, снимает халат, и в трусах ложится в постель, где уже лежит под одеялом человек похожий на Сузуки. После чего митрополит протягивает к нему руку... На этом ролик (самый продолжительный) обрывается.
Остальные опубликованные иподьяконом видео, аудио и фотографии, касаются, в основном, гламурной жизни Илариона за границей, его денежных связях с российским олигархатом («спонсорами» П. Авеном, В. Коганом, Д. Пумпянским и др.), а так же – источников финансирования патриархии.
В последующих роликах, на своем канале, Сузуки призывает к суду над Иларионом и критикует отдельные стороны церковной жизни. Особенно он критикует церковное руководство за то, что оно не может защитить молодых служителей церкви от сексуальных домогательств их непосредственных начальников. (Что, увы, хотя и редко, но случается в церковной среде. И, добавим, не следует эти вещи «заметать под ковер», как иногда делается, а надо сурово карать преступников.) Собственно, этой незащищенностью Георгий Сузуки и оправдывает свой побег в Японию...
Что же касается вопроса о том, насколько далеко зашли домогательства со стороны Илариона, то, Сузуки дает понять, что митрополит не смог добиться своей цели только потому, что Сузуки был физически сильнее Илариона. Поэтому, по мнению иподьякона, и была выбрана тактика постепенного давления, от которого у Сузуки начался продолжительный нервный стресс. На вопрос келейника, что будет, если он его покинет, Иларион отвечал, что ему будет плохо, и не надо даже пытаться. И добавлял, что он к нему успел привязаться и не желает расставаться.
Таково объяснение ситуации Георгием Сузуки.
После побега иподьякона в Японию Иларион начал переговоры с его семьей о денежной компенсации за нанесенный ущерб, точнее – о «плате за молчание». Торговались полгода (январь – июнь), но… не сошлись в цене. Что, опять же, в либеральную парадигму нашего митрополита вполне укладывается. Мать Сузуки требовала крупную сумму сразу (почти 400 тыс. евро, по словам Илариона), а митрополит настаивал на выплате 2 тыс. евро ежемесячно, в виде «пособия» (см. ниже).
В результате переговоры зашли в тупик, и бывший келейник митрополита опубликовал компромат на своего архиерея в начале июля 2024 года. Правда, не весь… Возможно, хотел подстраховаться, ибо позже, на своем канале, он говорил, что опасается за свою безопасность и безопасность своей матери.
После публикации компромата митрополит обвинил Сузуки и его семью в вымогательстве денег, а так же в краже у него 30 тыс. евро и дорогих часов перед побегом. Иподьякон не стал этого отрицать и заявил, что взял эти ценности в залог, на случай если Илариону, как человеку очень влиятельному, удастся воспрепятствовать его вылету из Будапешта, или организовать «погоню» и остановить его по дороге в Японию. Сузуки надеялся, что «жадный» митрополит согласится на сделку с ним и отпустит после возвращения ценностей. По его словам, сначала он даже хотел закопать эти деньги в поместье Илариона в Венгрии (чтобы потом торговаться). После прибытия на родину келейник заявил, что деньги вернул…
В результате Сузуки был объявлен в международный розыск венгерскими властями. На что, по его словам, японская полиция никак не отреагировала, более того, взяла его «под защиту».
После всех этих событий митр. Иларион развил бурную деятельность по своей реабилитации. Особенно часто он стал наезжать в Москву в сентябре-октябре 2024 г., накануне очередного заседания Синода РПЦ. По его инициативе была проведена «профессиональная экспертиза» главного видео «в постели», которая пришла к заключению, что данный видеоролик «недостоверный» и, соответственно, абсолютно похожий на Илариона человек в спальне – это не вполне Иларион (см. в интернете). Кроме того, эксперты заявили, что с аудиозаписью голоса митрополита (очень характерного!) тоже не все понятно: может быть, это вовсе и не его голос, а какой-нибудь искусственный, цифровой (слушайте в интернете).
В общем, впору писать детективный роман с ароматом «клубнички»…
Прошедший 24 октября 2024 г. Синод РПЦ вопрос по делу митр. Илариона не поднимал. Однако через два месяца, на заседании Синода 27 декабря 2024 г. решение было принято. Митрополит Иларион (Алфеев) был уволен на пенсию (без суда и лишения сана, то есть, отделавшись легким испугом!) с неприличной формулировкой: за «несоответствие характера его отношений с ближайшим окружением и его быта образу монаха и священнослужителя».
Под несоответствующим «бытом» подразумевалось: поместье под Будапештом за 2 млн. 150 тыс. евро, квартира-пентхаус в Испании за 950 тыс. евро, «дача» во Франции, на берегу Женевского озера, предположительно за полмиллиона евро и 4-комнатная квартира в центре Москвы. Плюс несколько автомобилей класса люкс (два в Москве) и прочая дорогостоящая движимость, включая коллекцию элитных вин, часов и пр.
Ну, что тут скажешь, это тоже вполне укладывается в либеральную парадигму нашего «митрополитика». Как, кстати, укладываются в нее и связи Илариона с «наднациональными элитами», особенно – британскими (учился в Оксфорде), которые, по словам журналиста М. Шевченко, выражаются в его «интегрированности в британское элитное клубное пространство».
Примечание. Помимо покупки недвижимости в Венгрии митрополит Иларион ухитрился получить еще и венгерское гражданство. В обход всех правил и приличий, спустя три месяца после приезда в Будапешт. Вот вам и «интегрированность… в пространство»…
Таким образом, число архиереев имеющих гражданство страны НАТО (!) у нас увеличилось. Одним из первых двойных граждан, на момент СВО, стал архиепископ Савва (Тутунов) – французский гражданин и – какое совпадение! – такой же убежденный антисталинист и антисоветчик, как митр. Иларион (см. на дзене ст. «Архиепископ Савва (Тутунов), человек с французским гражданством…», 2024 г.).
Мораль этой истории в том, что «церковный олигарх» Иларион Алфеев – лишь верхушка айсберга, проблема глубже. Она не только в том, что так наз. «либералы» за прошедшие тридцать лет пролезли в светскую и церковную власть (в церковь – меньше), а в обмирщении самих православных, то есть – в нарастании буржуазности нашего общества и, соответственно, Церкви… Проблема современности – в приоритете материального над духовным, земного над небесным!
Или кто-то до сих пор думает, что христианство и капитализм, с его культом потребления, – это совместимо? Или забыли страшный урок антикапиталистического бунта 1917 – 20 гг. (который на первых порах, да, оседлали враги русского народа и Церкви)?..
Ну, если забыли, то подождем, когда Господь попустит следующий очистительный урок… Для нашей же пользы.
Заключение. Таким образом, путь главного церковного либерала митр. Илариона (Алфеева) завершён. Бывший претендент на патриаршество отправлен в Чехию, рядовым настоятелем небольшого прихода в Карловых Варах. Надеемся, что в Москву он, в качестве священнослужителя, больше не вернётся. И «реформировать» уже ничего не будет… (см. на дзене ст. «Как либералы хотели захватить власть в Русской Церкви…», 2025 г.). Впрочем, от Чехии до Ватикана рукой подать, и кто его знает, куда кривая экуменизма может вывезти... Посмотрим. Но только не в Россию! Упаси Бог!
Вывод. Человек предполагает, а Бог располагает. Это только кажется, что главное в жизни – это деньги, связи, власть. Если подняться на высший уровень понимания жизни – духовный, то главное – на чьей стороне Бог! Пока в Русской церкви и обществе сохраняется консервативное ядро (а оно существует!), пока не перевелись на Руси подвижники, молящиеся за Россию день и ночь, и пока есть люди, готовые пожертвовать за Родину своей жизнью на полях сражений, Бог Россию не оставит. При всех наших слабостях и болезнях.
Евтушенко Евгений Альбертович, историк, Красноярск