Мартину Хайдеггеру много раз присуждали «первое место» среди философов ХХ века. Не буду спорить, особенно если не обращать внимания на предостережение апостола: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлёк вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8).
Мартин Хайдеггер – мыслитель-поэт, что лишний раз демонстрирует внутреннее родство между глубинной мыслью и искусством слова. Недаром представители т.н. «аналитической» англо-американской школы находили, что тексты Хайдеггера составлены из предложений, не имеющих логического смысла – со своей точки зрения, они правы.
Я, со своей стороны, нахожу, что мистико-поэтическое мышление автора «Бытия и времени» и «Лесных троп» действительно ищет «взыскания погибших», однако сделать это в силах один только Сын Божий. Хайдеггер первый – после Ницше, разумеется, – выявил всю глубину пропасти, в которой оказалось европейское сознание после забвения бытия, подменив его сущим. Авторская терминология не должна вводить нас в заблуждение – бытие у Хайдеггера, по сути, псевдоним Бога, действительно забытого западным умом после эпохи Просвещения.
Именно в этой критике Хайдеггер гений: «man», «всемство» вместо «званных и избранных» – этого не выносил германский мыслитель-аристократ.
Но как Мартин Хайдеггер попал в нацистскую партию и стал при Гитлере даже ректором университета? Как раз по причине того, что бытие, даже самое глубокое, не есть подлинный личный и любящий Бог, а всего лишь одна из его творящих энергий.
В мышлении Хайдеггера получило свою новую жизнь наследие немецкой средневековой гностической (имманентистской) мистики – М.Экхарта, Я.Беме с их Ungrund (безосновным) и др.
У Хайдеггера эта бездна предбытия оказалась в то же время личным достоянием человека, который выступает его «пастухом» в собственном интенциональном акте (Dasein, «мыслящее присутствие»).
Что ж, и этак возможно, вот только из их совместного опыта не родится ничего, кроме Sein-zum-Tode – бытия-к-смерти.
И даже дефисы между словами не в состоянии тут ничего изменить. Чистое бытие равняется чистому ничто, даже если писать его Seyn, а не Sein.
Вот в этом и заключается «благовестие» Мартина Хайдеггера, то самое содержание якобы бессмысленных предложений, которого искали и не нашли в его произведениях строгие англо-американские аналитики.
Бытие как таковое есть благородная гибель, и носителю такого бытия всё равно, за что погибать – лишь бы не участвовать в новоевропейском буржуазно-демократическом вырождении («всемстве»).
Отсюда один шаг до германского оккультного рейха с его культом героя-сверхчеловека.
Конечно, ни Ницше, ни Хайдеггер не ответственны за то или иное толкование их мысли, однако «бытие-в-себя-и-для-себя» даёт для этого поистине безграничные возможности…
Читайте философскую поэзию мудрого Мартина, но не увлекайтесь ею, братья-русачки. Кстати, в поздние годы Хайдеггер писал, что теперь нам – то есть Европе – поможет только новый бог. Какого бога он имел в виду, неизвестно. Более того, в своих таинственных «Черных тетрадях» он прямо призывал/предсказывал гибель (пожар) всего старого европейского Sein ради нового – чего? «Се, творю всё новое» — говорит Сидящий на престоле, а философ Мартин на своём изысканном мистико-поэтическом наречии это повторяет. Что же, спасибо и за это.
Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор, научный руководитель Российского института истории искусств