Сегодня новость о готовившемся покушении на митрополита Тихона (Шевкунова) распространилась на всех информационных лентах. Впрочем, о попытке покушения сообщалось ранее после задержания бывшего помощника Владыки Дениса Поповича, но тогда эта новость не получила такого распространения, как после официального заявления ФСБ. И сегодня буквально весь Рунет кипит сообщениями о подготовке покушения на Владыку, рассказывается об обстоятельствах и нюансах этого дела, высказываются комментаторы.
Но в тени этих комментариев и сообщений о деталях готовившегося преступления остаётся главный вопрос: почему под ударом оказался именно митрополит Тихон? Некоторые журналисты высказывают предположение, что главный мотив организаторов террористического акта против Владыки Тихона заключается в том, что он имеет репутацию духовника Путина И это, мол, скорее, удар не лично по митрополиту Тихону, а по Президенту России.
Отчасти с этим можно согласиться. Но дело не только в слухах о «духовнике Президента», дело в том, что митрополит Тихон в последнее время превратился в один из символических образов Русской Православной Церкви. Пожалуй, среди церковных иерархов Святейший Патриарх Кирилл и митрополит Крымский Тихон являются наиболее медийно узнаваемыми: их заявления и действия привлекают, как правило, внимание светских средств массовой информации, о них пишут и их показывают.
И нужно отметить, что митрополит Тихон уже давно находится под прицелом либералов как внутренних, так и внешних, о нём либеральные СМИ пишут даже чаще, чем о Предстоятеле нашей Церкви.
Можно вспомнить, как была организована настоящая кампания против Владыки, чтобы не давать ему большую литературную премию за его книгу «Несвятые святые». Об этом мы уже писали, приводя даже фразу, звучавшую в кулуарах этого междусобойчика: «Кому угодно – только не Тихону!».
Не меньшую вражду либеральных СМИ вызвал выход фильма, а затем книги, посвящённой гибели Российской Империи, когда было сказано большое количество всяких колкостей, попыток уязвить автора, всякого рода инсинуаций. А уж защита владыкой Тихоном диссертации в МГУ по мотивам его фильма и книги в декабре 2024 года просто вызвала волну неприязни в его адрес, обвинений в компиляциях и т.д. По этому поводу кто только из либеральных деятелей не высказывался и какие только обвинения в адрес диссертанта не произносились. На этом фоне, видимо, перепугались церковные медицийные ресурсы: по крайней мере, защита кандидатской диссертации в светском вузе архиереем Русской Православной Церкви (а это редкое явление по нынешним временам) было практически полностью проигнорировано церковными медийными ресурсами.
Вот на фоне этой откровенной травли в адрес митрополита Тихона и нужно рассматривать организацию покушения против него спецслужбами преступного киевского режима.
Важной причиной, по которой митрополит Тихон стал приоритетной целью в организации террористического акта, является тот факт, что он возглавляет фактически приграничную митрополию Русской Православной Церкви. Конечно, Крымская митрополия не находится в буквальном смысле на границе, но практические действия и публичные выступления митрополита Тихона звучат значительно чаще, нежели, чем выступления архиереев других епархий, находящихся ближе к линии боевого соприкосновения. И его вольно или невольно воспринимают именно как главного архиерея «новых территорий» и потенциального переговорщика после окончания боевых действий с Украинской Православной Церковью по всему комплексу возникших в ходе войны проблем.
Важно обратить внимание и на то, что Владыка, как можно было судить по его выступлениям, с болью в сердце воспринял конфликт двух частей русского народа. Ещё будучи во Пскове, он организовывал помощь беженцам с Украины и на епархиальные средства размещал их в России. Да и тот факт, что люди, которые пытались организовать покушение на митрополита Тихона, носят украинские фамилии и являются выходцами с Украины, говорит именно о том, что Владыка уделял много внимания и помощи страждущей Украинской Православной Церкви и молодым людям, которые оттуда приезжали в Россию, в частности, поступали в Сретенскую духовную семинарию.
Уже прозвучала мысль епископа Питирима о том, что покушение на владыку Тихона прочитывается в логике Библейской истории. Действительно, помощник митрополита, человек, получивший образование в Сретенской духовной семинарии, обласканный Владыкой, ставший его помощником, т.е. человек из близкого круга – совершает предательство. Конечно, это обстоятельство сразу заставляет вспомнить предательство Христа одним из Его учеников,
На ум приходит и Император-Мученик Николай Второй, приехавший искать поддержки у командующего Северо-западным фронтом генерала Николая Рузского (фамилия-то какая!), которого только недавно произвёл в свои генерал-адъютанты, назначил командующим фронтом и очевидно, в чьей преданности Государь не сомневался.
Поистине, предательство близкого человека – это образ трагедии, потому что предательство невозможно предусмотреть, предугадать, предотвратить. Если уж Господь наш Иисус Христос не смог остановить Иуду от предательства, хотя, будучи Сердцеведцем, читал уже помыслы Иуды, то, как можно обычному человеку, пусть и в архиерейском сане, предотвратить предательство?!
Я говорю к тому, что уже приходится сталкиваться с подобными комментариями: мол, покушение организовал помощник митрополита Тихона, как же владыка не усмотрел?..
Покушение на митрополита Тихона свидетельствует о том, что гибридная война, как мы привыкли называть нынешнее вооружённое противостояние, ведётся не только военными и информационными средствами, но это поистине и духовная борьба, где в качестве оружия используется и предательство…
Анатолий Дмитриевич Степанов, историк, главный редактор «Русской народной линии», председатель «Русского Собрания», член Союза писателей России