В островном городе Кронштадте праздники были в особой цене. Особенно широко праздновали Масленицу. Центром праздника была Нарвская площадь, выполнявшая роль Марсова поля в Петербурге. На ней ежегодно проводились масленичные гуляния, устраивались балаганы (театры под открытым небом), цирковые представления, ставили ярмарочные лавки.
Что можно было увидеть в балаганах, даёт представление реклама того времени: «В продолжение Сырной недели… ежедневно будет исполнена большая пантомима: нападки разбойников в ночное время, в 5-ти видах и дивертисмент из пения и танцев с бенгальским освещением».
Здесь же на площади происходила известная в Кронштадте забава с ловлей поросёнка.
Ещё одним популярным развлечением кронштадтской публики было «скользкое удовольствие» - катание на коньках.
Начиная с 1870-х гг., каток устраивался в центре города на Итальянском пруду. Ставился «длинный деревянный балаган с навесом», где помещались уборные (т.е. гардеробные), а сбоку катка была установлена эстрада для музыкантов. Два раза в неделю там играла музыка и «в разных местах катка устраивались импровизированные танцы».
Периодически на катке устраивали иллюминацию. «Каток был освещён гирляндами разноцветных фонарей и "электрическим солнцем" (электрическая дуговая лампа) и бенгальскими огнями, что "представляло действительно эффектную картину"».
Несмотря на то, что посещение катка на Итальянском пруду было платным, публики на катке собиралось много и порой бывало очень тесно. В связи с чем, распорядители катка обращались через газету с просьбой «детей не приводить в виду невероятно большого стечения публики».
«Членами катка» могли «быть все желающие за плату за сезон 5 рублей».
Я рассказал кратко о масленичном Кронштадте, чтобы задаться вопросом: а что же на Масленицу делал св.Иоанн Кронштадтский, как он её проводил?
Ответ на этот вопрос можно найти в Дневнике Кронштадтского пастыря. Отец Иоанн в эти дни служил Литургию в Андреевском соборе. Однако его огорчало одно обстоятельство: по церковному уставу на Сырной неделе (так по церковному называется Масленица) не положено служить Божественную литургию в среду и пятницу, эти дни оставались «безлитургийными».
Именно это и огорчало Кронштадтского пастыря, о чём он и сделал выразительную запись в своем Дневнике:
«Быть без литургии хоть один день для меня есть большое лишение: я слабею духом и телом. Но благодарю Господа за благопослушливость в моих тайных и явных молитвах и в сей безлитургийный день (пятница масленичная)».
Протоиерей Геннадий Беловолов, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино