Мы не должны забывать, что несмотря на свой аскетический подвиг, Иоанн Кронштадтский жил в миру, у него была матушка, семейный круг общения. У него было две родных сестры и семь свойских братьев и сестёр по его матушке Елизавете. А уж всех племянников и сосчитать трудно, точно не мене двадцати, только у его сестёр Дарьи и Анны было по пять детей. С каждым из родственников у о.Иоанна были свои взаимоотношения, свои пристрастия и привязанности.
Не вдаваясь в подробности родословного древа отца Иоанна, можно твёрдо сказать, что одной из самых близких и любимых племянниц была Анна Семеновна Орнатская, дочь его сестры Дарьи Ильиничны Сергиевой-Малкиной. О ней сегодня у нас и пойдёт речь.
Кратко о ней можно сказать: матушка священника-исповедника о.Иоанна Орнатского, невестка (жена брата) священномученика о.Философа Орнатского, тётя мучеников Бориса и Николая Орнатских, мать 14 детей... Её святые глаза первой христианки на простом лице русской женщины говорят сами за себя.
5 июля (18 по н. ст.) 1875 года в день памяти преподобного Сергия Радонежского, всегда почитавшегося в роду Сергиевых особым небесным покровителем, в Суре в семье Дарьи Ильиничны Малкиной (Сергиевой), родилась дочь, названная по дню памяти святых мучеников Анны и Кириллы, празднуемых в этот день, - Анной.
Её ожидала судьба обычной севернорусской крестьянки: трудовое детство, работы по хозяйству, воспитание младших детей, уход за престарелыми родственниками. Когда Анюта подросла, старшие братья стали брать её на Пинегу, где ей приходилось наравне со взрослыми нести нелегкий рыбацкий труд. Рыбы ловили много, от улова рыбаки сами едва помещались в баркасе. Зато рыба кормила многочисленную семью.
Судьба Анны резко изменилась в 1891 году, когда ей было почти 16 лет. В тот год летом в Суре проходили торжества освящения построенного о.Иоанном Кронштадтским нового каменного храма Св. Николая Чудотворца. Отец Иоанн остановился в доме своей сестры (сохранился доныне). Его подросшая племянница Анюта сразу обратила на себя духовное внимание знаменитого дядюшки - О. Иоанна своим «простодушием, смиренностью и послушанием».
В воспоминаниях самовидцев этого праздника есть такое описание: «Всем нам было хлопот, как говориться, полон рот. Душой всех ручных работ была молоденькая голубоглазая Анюта, дочь любимой сестры Батюшки, Дарьи Ильиничны... Характерный тип красавицы-северянки, рослая, здоровая, с льняными волосами и ясными, как у самого Батюшки, глазами, она везде поспевала: и в церкви помогала все приводить в порядок, и шить, что нужно для освящения, и в столовой убирала стены затейливыми украшениями, и ещё лучше и проворнее нас, горожан, хотя раньше, жила безвыездно в Суре, ничего подобного не видывала. Всюду и всем она помогала и везде вносила какое-то оживление и радость и сразу сделалась нашей общей любимицей. Да и Дорогой Батюшка, с какой отеческой любовью следил за ее неутомимостью!».
Возвращаясь в Кронштадт, Батюшка упросил родителей Анюты отпустить племянницу с ним, чтобы дать ей духовное воспитание и обучение. Не имея своих детей, отец Иоанн хотел, чтобы род его не терял духовного звания. В одном из писем к сестре отец Иоанн писал: «Благодари Бога, что хотя дочь твоя будет за духовным лицом, имея мать свою духовного звания, ставшую крестьянкою по мужу...».
Первое время Анюта жила в Кронштадте и её начальным воспитанием занялась Елизавета Константиновна, которая до этого воспитывала собственную племянницу Руфину, вышедшую в 1889 году замуж и покинувшую дом отца Иоанна.
Вскоре отец Иоанн нашёл для Анюты достойную духовную «руководительницу», по его собственному определению. Ею оказалась настоятельница Леушинского монастыря духовная дочь Батюшки Игумения Таисия. Выпускница Павловского института благородных девиц Игумения Таисия открыла в Леушинском монастыре церковно-учительскую школу для девушек, куда и была принята Анна Малкина-Сергиева. Высокообразованная Игумения, исполняя послушание Батюшки, лично занялась Анютой и за короткое время развила в деревенской девушке все заложенные в ней природные способности. Впоследствии Батюшка часто брал Анну Семёновну с собой в знатные петербургские дома и даже (по её воспоминаниям) ко двору. Но это позднее.
А сначала Анюта жила в Леушинском монастыре, а в участившихся письмах к Игумении Таисии Батюшка с этих пор всегда спрашивает об Анюте, интересуясь её успехами и духовным преуспеванием, особенно тем, как она молиться. «Да умудрит её Господь, - пишет он, - и да уготовите сердце её в жилище своё». И заключает: «...Я надеюсь, что из неё выйдет хорошая личность». И уже к концу 1893 года он обсуждает с Игуменией предстоящее замужество Анны: «Я полагаю избрать Анюте жениха из семинаристов, окончивших курс, с более скромными требованиями». И подчеркивает: «Да устроит всё Господь, если Ему угодно, чтобы племянница моя была подругою пастыря - служителя алтаря Господня».
Таким скромным семинаристом оказался 23 летний выпускник Новгородской семинарии, направленный псаломщиком в Благовещенскую церковь г.Череповца, - Иван Орнатский, которого с Батюшкой познакомил его старший брат о.Философ Орнатский.
Отец Иоанн увидел молодого псаломщика 9 июля 1893 года, когда служил Литургию в череповецкой Благовещенской церкви, И выбор его был сделан. В начале 1894 года отец Иоанн пишет сестре в Суру: «Дочь твоя Анюта здравствует и гостит теперь с Игуменией Таисией в Петербурге. Вчера я молился с ней за Всенощной... Анюта невеста и готовится выходить замуж за будущего священника И.Н.Орнатского. Священником он будет в Петербурге...» Батюшка определил его в построенное в это время Игуменией Таисией столичное Леушинское подворье.
А пока после недолгого пребывания в столице Анюта вместе с Игуменией возвращается в Леушинский монастырь, а отец Иоанн почти следом пишет: «Матушка Таисия, свези сама Анюту на дачу к Орнатским (часть большой семьи Орнатских жила и сейчас живет в Череповце)... Я еду на родину после 17-го мая, возьму с собой и Анюту не столько для гостьбы там, сколько на благословение матери на вступление в брак: это дело великое! Привези её в Вологду прямо на мой пароход...».
На обратном пути отец Иоанн возвращает Анюту Игумение и вскоре пишет: «Как ведёт себя и вообще как поживает моя Анюта? Каково даётся ей просвещение? Здорова ли? Благочестива ли?» Отец Иоанн считает, что полезные месяцы учения у Игумении много могут дать его любимице. «Дай Бог, чтобы монастырское воспитание в религиозном духе послужило для ней прекрасным началом последующей жизни», - пишет он далее, и продолжает: «...потому что жизнь в обители должна быть началом всякой добродетели, как для Пресвятой Девы Марии-Богородицы - воспитание в храме Иерусалимском...».
К осени Анюта возвратилась в Петербург и в конце сентября стала женой священника Леушинского подворья отца Иоанна Орнатского. Всей своей последующей жизнью - а она прожила с мужем более 40 лет - Анна Семёновна доказала, что не обманула надежд своего великого дяди. Она стала тем, чего он ожидал от неё - «подругой пастыря - служителя алтаря». Она вырастила и воспитала 14 детей. Крестным отцом всех родившихся до 1908 года был сам Батюшка отец Иоанн. Крестил их вместе с Философом Орнатским. С огромной нежностью по-сурски надписал он им свой портрет: «Манюшкам крестникам и крестницам - Орнатским - благословение. Протоиерей Иоанн Сергиев. 27 декабря 1901 г.»
Дом Орнатских - и в Леушинском подворье и потом на Карповке - был для отца Иоанна всегда родным. Парадную комнату в квартире на Карповке - с окнами на Песочную улицу в семье до 1970 гг. называли «кабинетом Батюшки». После революции в этой комнате остались жить дочери Елизавета и Агния с семьей, так как остальную часть квартиры власти национализировали и отобрали, а семье пришлось переехать на ст. Графская (ныне Песочная) в дачный дом на Левашовской улице (ныне Ленинградская), построенный отцом Иоанном для племянницы с семьей в 1902 году.
Анна Семёновна терпеливо сносила все обрушившиеся на неё страшные беды: сначала погиб на фронте Первой Мировой старший из сыновей - Сергий, в 1919 году был тяжело ранен сын Иван, в 1937 году мученической смертью в ГУЛАГе умер муж отец Иоанн Орнатский, в 1944 году пропал без вести на фронте младший сын Вячеслав, в 1937 году были арестованы по той же статье, что и муж, - два сына - Андрей и Федор.
Всю блокаду Анна Семёновна с младшей дочерью Антониной спасали маленького сына последней - Игоря, родившегося в 1941 году. А после войны она воспитывала осиротевших внуков - Кирилла, Тамару и того же Игоря, родители которого после войны кочевали с места на место (отец Игоря был военный). И всегда, при любых обстоятельствах, Анна Семёновна была добра и ласкова. В голодные послевоенные годы за большим обеденным столом собирались все, кто оказывался вблизи - от родных до пленных немцев, которых много было в Песочной.
В доме постоянно появлялись или гостили ближние и дальние родственники: частым гостем был будущий капитан теплохода «Шенкурск» Н.Н.Карпов, приехавший из Архангельска учиться. Летом живали внуки и правнуки о.Философа Орнатского. Не забывали Анну Семёновну и ученики и знакомые её мужа. Приезжал и митрополит Вениамин (Федченков), работавший тогда над книгой об отце Иоанне Кронштадтском. Семейный архив, бережно хранимый бабушкой, к сожалению, был похищен каким-то втершимся в доверие проходимцем.
В Песочной Анну Семёновну знали и любили, звали «матушкой» и при встречах низко кланялись. На службу она ездила в никогда не закрывавшийся храм в Шувалове. Там она завещала себя похоронить. 11 мая 1951 года Анна Семеновна преставилась, её отпевали и похоронили недалеко от Спасо-Парголовского храма.
Протоиерей Геннадий Беловолов, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино
Впервые опубликовано на странице автора в социальной сети