Сегодня день памяти архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Вот уже 19 лет нет с нами великого старца всея Руси, подвизавшегося в Псково-Печерском монастыре почти 40 лет.
Я ездил в Печоры ещё мирянином, начиная с 1980-х гг., исповедовался у старца, испрашивал у него важных благословений.
В этот день хочу вспомнить и рассказать, как старец Иоанн разрешил один вопрос, связанный с блаженной Марией алтарницей, когда я начинал своё служение в Сомино.
В первые годы своего служения в Сомино я по молодости старался многое исполнять по букве. По церковным правилам в алтаре не предусмотрена помощь женщин, только разве что если это монахини.
У меня в алтаре тогда прислуживала Мария, которую так и называли - алтарница. Она начала помогать в алтаре задолго до меня, еще с 1970-х гг. Её ввёл в алтарь игумен Николай (Кузьмин) и мне Мария досталась по факту.
Признаюсь, у меня почти сразу появился помысел, что женщине алтарнице не место в алтаре. Не то чтобы я её не почитал. Я видел её ревность и неутомимые труды, но мне всё равно казалось, что женщина в алтаре — это ненормально.
И эту проблему рано или поздно нужно будет решать.
Я думал, что легко найду ей замену. Из Питера и Пикалево ко мне приезжало немало молодых людей, которые вполне могли бы исполнять послушание алтарника, заменив Марию.
К тому же накладывался ещё один момент - это характер Марии. Не скажу, что она была образцом ангельского послушания. Многие вещи делала по своему, в том числе и в алтаре. Мне трудно бывало её в чём-то переубедить. К тому же она неприязненно относилась к некоторым прихожанам, наставляла и обличала их.
Я пытался мирить её с ними, но это приводило её в ещё большее негодование. Ради мира в храме я опускал руки. Некоторые жители села подходили ко мне и заявляли: я, может быть, и ходила бы в церковь, да из-за вашей Марии не пойду, она проходу в храме не даёт.
И вот тогда мне уже пришло твёрдое решение. Не годится женщине прислуживать в алтаре. Надо её удалить. Это и канонам будет соответствовать и искушений меньше будет. Естественно, что самой Марии я об этом ничего не сказал.
Я позвонил своему духовнику протоиерею Александру и поделился своими соображениями об отстранении Марии от алтаря. Но он неожиданно сказал, что это дело очень серьезнее, более, чем я себе представляю, и об этом нужно обязательно спросить старца Иоанна (Крестьянкина). Как я понял из разговора, старец о ней хорошо знал.
Признаюсь, что если бы я знал, что этот вопрос выйдет на уровень старца, я, может быть, его и не поднимал. Но теперь уже назад идти было некуда. Оставалось только ждать, как благословит старец.
Я решил положиться на его слово.
Через какое-то время духовник сообщил мне, что у него был разговор по телефону со старцем Иоанном (Крестьянкиным). Тот выслушал всё и попросил сказать мне такие слова: «Передайте молодому батюшке Геннадию, что сколько Мария будет служить у него в алтаре храма, столько он и сам будет служить в этом храме. А если он уберёт её из алтаря, то его и самого уберут из этого храма» (то есть переведут на другое место).
Эти слова меня поразили. Я ожидал услышать всё, что угодно, но только не такой вердикт. Слова старца заставили меня глубоко задуматься о том, что для меня значит Сомино – мой первый храм, в котором я и был рукоположен. Хотя у духовника и были виды перевести меня ближе к Питеру, но соминский храм, чем более я в нем служил, тем более мне нравился. Я открывал всю благодать служения на дальнем сельском приходе, и у меня всё меньше было желание куда-нибудь уезжать, тем более, чтобы меня «убирали».
На этом примере я увидел, что благословение старца не является каким-то приказом сверху, но предполагает свободу и выбор всё равно остаётся за мной.
Я посмотрел на своё служение как-то со стороны, оценил то, что раньше казалось обычным, и, главное, на Марию посмотрел другими глазами.
Мне открылось, что я оказывается связан с ней какими-то незримыми узами и от неё, простой женщины-алтарницы, оказывается, зависит моё служение в Сомино.
В тот же день я встретил Марию и сказал ей с улыбкой: «Мария, прости меня. Давай, дальше служи в алтаре». «Чево?! За что мне тебя прощать?! Это ты служи дальше, как служишь», - ответила она, качая головой и как будто что-то понимая.
После этого я зауважал Марию, стал смотреть на неё как на земного ангела-хранителя нашего соминского храма. Слово старца Иоанна (Крестьянкина) исполнилось точно: сколько Мария служила в алтаре, столько и я служил в соминском храме. А вот о том, что будет после Марии, старец ничего не сказал. Я уже после неё служу вот уже девятнадцать лет. Видно, молится там Мария за меня.
А старец Иоанн и блаженная Мария преставились в один год в 2006 году.
Протоиерей Геннадий Беловолов, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино
Впервые опубликовано в социальной сети о.Геннадия