«Слово старца Иоанна исполнилось точно»

Как архимандрит Иоанн (Крестьянкин) благословил блаженную Марию Соминскую не оставлять служения в Алтаре

0
3
Время на чтение 4 минуты

Сегодня день памяти архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Вот уже 19 лет нет с нами великого старца всея Руси, подвизавшегося в Псково-Печерском монастыре почти 40 лет.

Я ездил в Печоры ещё мирянином, начиная с 1980-х гг., исповедовался у старца, испрашивал у него важных благословений.

В этот день хочу вспомнить и рассказать, как старец Иоанн разрешил один вопрос, связанный с блаженной Марией алтарницей, когда я начинал своё служение в Сомино.

В первые годы своего служения в Сомино я по молодости старался многое исполнять по букве. По церковным правилам в алтаре не предусмотрена помощь женщин, только разве что если это монахини.

У меня в алтаре тогда прислуживала Мария, которую так и называли - алтарница. Она начала помогать в алтаре задолго до меня, еще с 1970-х гг. Её ввёл в алтарь игумен Николай (Кузьмин) и мне Мария досталась по факту.

Признаюсь, у меня почти сразу появился помысел, что женщине алтарнице не место в алтаре. Не то чтобы я её не почитал. Я видел её ревность и неутомимые труды, но мне всё равно казалось, что женщина в алтаре — это ненормально.

И эту проблему рано или поздно нужно будет решать.

Я думал, что легко найду ей замену. Из Питера и Пикалево ко мне приезжало немало молодых людей, которые вполне могли бы исполнять послушание алтарника, заменив Марию.

К тому же накладывался ещё один момент - это характер Марии. Не скажу, что она была образцом ангельского послушания. Многие вещи делала по своему, в том числе и в алтаре. Мне трудно бывало её в чём-то переубедить. К тому же она неприязненно относилась к некоторым прихожанам, наставляла и обличала их.

Я пытался мирить её с ними, но это приводило её в ещё большее негодование. Ради мира в храме я опускал руки. Некоторые жители села подходили ко мне и заявляли: я, может быть, и ходила бы в церковь, да из-за вашей Марии не пойду, она проходу в храме не даёт.

И вот тогда мне уже пришло твёрдое решение. Не годится женщине прислуживать в алтаре. Надо её удалить. Это и канонам будет соответствовать и искушений меньше будет. Естественно, что самой Марии я об этом ничего не сказал.

Я позвонил своему духовнику протоиерею Александру и поделился своими соображениями об отстранении Марии от алтаря. Но он неожиданно сказал, что это дело очень серьезнее, более, чем я себе представляю, и об этом нужно обязательно спросить старца Иоанна (Крестьянкина). Как я понял из разговора, старец о ней хорошо знал.

Признаюсь, что если бы я знал, что этот вопрос выйдет на уровень старца, я, может быть, его и не поднимал. Но теперь уже назад идти было некуда. Оставалось только ждать, как благословит старец.

Я решил положиться на его слово.

Через какое-то время духовник сообщил мне, что у него был разговор по телефону со старцем Иоанном (Крестьянкиным). Тот выслушал всё и попросил сказать мне такие слова: «Передайте молодому батюшке Геннадию, что сколько Мария будет служить у него в алтаре храма, столько он и сам будет служить в этом храме. А если он уберёт её из алтаря, то его и самого уберут из этого храма» (то есть переведут на другое место).

Эти слова меня поразили. Я ожидал услышать всё, что угодно, но только не такой вердикт. Слова старца заставили меня глубоко задуматься о том, что для меня значит Сомино – мой первый храм, в котором я и был рукоположен. Хотя у духовника и были виды перевести меня ближе к Питеру, но соминский храм, чем более я в нем служил, тем более мне нравился. Я открывал всю благодать служения на дальнем сельском приходе, и у меня всё меньше было желание куда-нибудь уезжать, тем более, чтобы меня «убирали».

На этом примере я увидел, что благословение старца не является каким-то приказом сверху, но предполагает свободу и выбор всё равно остаётся за мной.

Я посмотрел на своё служение как-то со стороны, оценил то, что раньше казалось обычным, и, главное, на Марию посмотрел другими глазами.

Мне открылось, что я оказывается связан с ней какими-то незримыми узами и от неё, простой женщины-алтарницы, оказывается, зависит моё служение в Сомино.

В тот же день я встретил Марию и сказал ей с улыбкой: «Мария, прости меня. Давай, дальше служи в алтаре». «Чево?! За что мне тебя прощать?! Это ты служи дальше, как служишь», - ответила она, качая головой и как будто что-то понимая.

После этого я зауважал Марию, стал смотреть на неё как на земного ангела-хранителя нашего соминского храма. Слово старца Иоанна (Крестьянкина) исполнилось точно: сколько Мария служила в алтаре, столько и я служил в соминском храме. А вот о том, что будет после Марии, старец ничего не сказал. Я уже после неё служу вот уже девятнадцать лет. Видно, молится там Мария за меня.

А старец Иоанн и блаженная Мария преставились в один год в 2006 году.

Протоиерей Геннадий Беловолов, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино 

Впервые опубликовано в социальной сети о.Геннадия

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Геннадий Беловолов
Хлебная Богоматерь проводила в последний путь свою верную служку
В Казанском храме Вырицы состоялось отпевание блаженной Людмилы Николаевны
27.01.2025
«Она всегда имела неземной благообразный вид»
Слово на кончину блаженной Людмилы, в постриге - схимонахини Иоанны (Краевской)
24.01.2025
«Достойный подарок памяти игумении Таисии Леушинской - Аммы всея Руси!»
Объявляем подписку на художественное издание полного собрания стихов игумении Таисии
17.01.2025
С настоящим Новым годом – Православным, Царским, Русским!
Новый год наступает только после Рождества Христова, и только тогда мы празднуем его вместе со Христом!
14.01.2025
«С этим концертом произошла таинственная история»
В Кронштадте состоялся XVII Таисиинский вечер-концерт
14.01.2025
Все статьи Протоиерей Геннадий Беловолов
Последние комментарии
«За Руиной приходит большая и сильная Россия»
Новый комментарий от Апографъ
05.02.2025 06:27
Почему американец распоряжается русскими ресурсами
Новый комментарий от РОНОЛ
05.02.2025 06:26
Почему русские не рожают?
Новый комментарий от Ленчик
05.02.2025 05:32
Похоже, русские патриоты заскучали без гражданской войны
Новый комментарий от Закатов
05.02.2025 05:29
Тайна Великой войны
Новый комментарий от РомКа
04.02.2025 23:05
Тайна Великой войны
Новый комментарий от Русский Иван
04.02.2025 22:50
Конец экуменизма
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
04.02.2025 22:26