Трудно ли восстанавливать Мемориальную Квартиру св.Иоанна Кронштадтского? Конечно, трудно, но благодатно. Какие трудности? Об этом можно говорить много. Главная трудность, вернее сказать, ответственность, – это угодить Дорогому Батюшке Иоанну Кронштадтскому, вернуть ему его жилплощадь, чтобы он сам вернулся в свою Квартиру. Для этого нужно, чтобы все было так, как было при нем. А это не просто сделать спустя более чем сто лет. И дом надстроили, и квартиру перестроили, планировку изменили, разделив на частные квартиры, утрачена вся обстановка, интерьеры, мебель, личные вещи. Все это приходится восстанавливать и собирать по крупицам. Какие-то проблемы решаются быстро, какие-то долго, а какие-то многие годы.
Сегодня я хочу рассказать о проблеме обоев. Именно обои создают атмосферу в комнатах. Их восстановление является первостепенной задачей. Легче всего была решена эта проблема в гостиной. К счастью, там при ремонте удалось обнаружить фрагмент дореволюционных обоев и по ним подобрать близкий вариант по рисунку и цвету. Труднее дело было в столовой, где не сохранилось ни фотографий, ни фрагментов, ни описаний.
Но самая важная комната в Квартире – это Кабинет Всероссийского пастыря, который был для него и молитвенной кельей, и творческим затвором, и местом отдыха. Сохранилось несколько снимков кабинета, на которых видны обои, причем разные, то есть в Квартире за 53 года жизни в ней о.Иоанна периодически происходили ремонты.
Фотографии – большая удача. Кажется, что остается только подобрать обои, найти, приобрести и поклеить.
Но обои у Батюшки оказались довольно нестандартные, с очень большим рисунком и подобрать их оказалось не так просто, как казалось. Кабинет о.Иоанна мы готовили к открытию к юбилею 100-летия его преставления. Тогда в Кронштадте ожидали визит патриарха Алексия. Кабинет был практически готов к открытию, не хватало только обоев. Я обошел все обойные бутики перелистал альбомы в самых знаменитых брендов в этой сфере. Меня уже знали в лицо многие руководители обойных магазинов. работала по поиску обоев шла уже более года. Однако я не мог найти даже близкий вариант. Такие крупные рисунки в наше время просто не выпускают.
Прежде они предназначались для больших просторных комнат в особняках и дворцах, в которых теперь нет необходимости. Не исключаю, что такие обои о.Иоанну могли пожертвовать его очень высокие почитатели. У меня возникла идея на основе фотографии заказать художнику заново нарисовать обои и отпечатать спецтираж для Мемориальной Квартиры. Были сделаны пробные эскизы. Но, во-первых, это было очень далеко от оригинала, который трудно было воспроизвести по размытой фотографии, а во-вторых, обойные фабрики просто отказались принимать малый заказ в 20 рулонов.
К приезду патриарха ситуация была критической. Нужно было принимать решение. Я решил, что лучше оставить на время кабинет без обоев, только сделав выкраску, нежели совершить непоправимую ошибку.
Патриарх Алексий посетил Мемориальную Квартиру 23 сентября 2008 года, освятил Кабинет, остался доволен, благословив дальнейшее восстановление.
С того времени прошло уже 16 лет. К покрашенным стенам в Кабинете все привыкли. Никто ни разу не спросил. почему нет обоев. Но я не забывал об этой проблеме. Юбилей 25-летия Мемориального Музея в прошлом году стал для меня еще одним напоминаем, что нужно продолжить поиски. Сейчас возможности поисков благодарю интернету значительно шире. Когда я увидел один вариант, я даже глазам не поверил: обои удивительно совпадали с теми, которые были в Кабинете о.Иоанна. Это были итальянские обои, которые выпускали по лицензии в России. Стоимость была немалая – более 3000 р. за рулон. Однако дело было не в цене, а в том, чтобы угодить Дорогому отцу Иоанну. На мое удивление в последний момент на эти обои была сделана акционная скидка и я не стал ждать и приобрел необходимые 18 рулонов.
Вчера я занимался ответственным дело – подготовкой кабинета к поклейке обоев. Пришлось вынести часть мебели, отодвинуть шкафы и киоты, снять со стен картины и светильники. Кабинет батюшки стал на глазах как будто больше и светлее. В этот момент в Мемориальной Квартире была небольшая московская группа, я извинился, что Кабинет сейчас в таком состоянии, объяснил ситуацию, показал обои. Они произвели впечатление.
И вот тут возникла одна неожиданная идея: а можно пожертвовать на восстановление Квартиры, на рулон обоев и написать на оборотной стороне обоев имена жертвователей о здравии, а перед поклейкой прочитать на молебне отцу Иоанну. Мне идея понравилась. Ведь есть понятие «именные кирпичики» для храма. почему не быть именным обоям для Кабинета Всероссийского пастыря. Москвичи пожертвовали на восстановление Квартиры, а наши сестры написали имена жертвователей, причем очень аккуратно, чтобы не осталось следов на лицевой стороне.
Очевидно, что многие почитатели Дорогого Батюшки хотели бы, чтобы их имена навсегда остались в его Кабинете .будучи написанными на обороте обоев. Для этого я объявляю сбор имен для молитвы о здравии и написании на обороте обоев. Имена, действительно, навсегда останутся в Квартире о.Иоанна. а мы будем молиться о всех наших помощниках и жертвователях.
Мемориальная Квартиры о.Иоанн – это народный музей, во-первых, потому что о.Иоанн Всенародный святой, а во-вторых, потому что восстанавливается и существует на народные пожертвования.
Все желающие, чтобы Ваши имена и имена Ваших близких были начертаны на обоях в Кабинете о.Иоанна для молитвы о здравии, можете перечислить Ваше пожертвование – одно имя – 500 р. на мой телефон 89117350478 – Сбер: Геннадий Владимирович Б. с пометкой «пожертвование на восстановление Квартиры Иоанна Кронштадтского». Этот сбор продлиться не долго, так в конце этой недели мы приступим к оклейке обоев, после завершения которой сбор будет прекращен.
Протоиерей Геннадий Беловолов, директор мемориальной квартиры-музея Иоанна Кронштадтского в Кронштадте, настоятель храма свв. апп. Петра и Павла в с. Сомино
Впервые опубликовано в социальной сети о.Геннадия