За последние три месяца Святейший Патриарх Кирилл уже дважды на высоких собраниях говорил об алкогольной угрозе.
В конце ноября 2024 года на съезде Всемирного Русского Народного Собора в Храме Христа Спасителя он произнес буквально фундаментальную речь, в которой чуть ли не каждый абзац можно выносить как историческую цитату и руководство к действию. Присутствующим депутатам, министрам и лидерам общественного мнения он напомнил, что алкогольная угроза – это серьезный вызов Русскому миру, преодоление демографического и семейно-нравственного кризиса невозможны без отрезвления, да и вообще алкоголь – это причина преступности, интеллектуальной и духовно-нравственной деградации людей. Но что особенно важно – из уст Патриарха, пожалуй, впервые в истории прозвучало то, что на протяжении нескольких столетий распространяются и настойчиво навязываются общественному сознанию ложные стереотипы о якобы извечной склонности русского человека к пьянству, при этом русский человек всегда был работающим, трудолюбивым, ответственным, целеустремленным.
Потом об алкогольной угрозе Святейший Патриарх заявил с трибуны Государственной Думы депутатам и лидерам парламентских партий в ходе Рождественских парламентских встреч в конце января 2025 года. Он подчеркнул, что потребление алкоголя в нашей стране ломает судьбы миллионов людей и разрушает семьи.
За эти три месяца было немало и иных антиалкогольных весьма громких пресс-конференций, заявлений и инициатив политиков и общественников, предлагавших здравые и даже порой абсурдные предложения отрезвления страны, которые в любом случае есть признание алкогольной угрозы и попытки решить её.
Все это на пользу дела, поскольку решение любой проблемы государственного масштаба должно решаться с её обсуждения, вынесения её в публичное пространство.
Ведь пьют в России много, и это серьезная угроза.
Однако тут же в некоторых СМИ один за другим стали появляться оправдательные материалы, мол, россияне пить стали меньше и не такая уж это и проблема. Делается это ясно с какой целью – усыпить бдительность, нивелировать масштабность и значение проблемы.
А может и правда пить стали меньше?
Нет, пить стали больше!
Это подтверждает опубликованный документ Федеральной службы по контролю за алкогольным и табачным рынком «Статистический сборник основных показателей, характеризующих рынок алкогольной продукции за 2021-2023 гг.».
Раздел третий – Сведения об объемах розничных продаж алкогольной продукции гласит, что продукции (без пива и напитков, изготовленных на основе пива, сидра, пуаре и медовухи) в 2021 году было продано 219 400,1 декалитров, в 2022 году – 226 618,5, в 2023 году – 237 008,3.
Таким образом, объем розничной продажи населению алкогольной продукции, изготовленной не на основе пива, за три года вырос на 17 608,2 декалитров.
Причем выросли розничные продажи населению исключительно крепкого алкоголя, который свыше 9%. Его рост составил 10 805,6 декалитров, из которых на водку пришлось 3 916,9 декалитров.
Рост розничных продаж алкогольной продукции (без учета пива) Федеральным ведомством отмечен во всех федеральных округах страны.
В Центральном округе – на 5353,9 декалитров; в Северо-Западном – на 1908,3; в Южном – на 2921,9; в Северо-Кавказском – на 588,4; в Приволжском – на 3388,5; в Уральском – на 1424,9; в Сибирском – на 1630,8; в Дальневосточном – на 391,5.
Напомню – это статистические данные за период 2021 – 2023 год.
Полные итоги 2024 года пока не опубликованы. Но в любом случае ни о каком снижении потребления говорить, очевидно, не приходится по уже опубликованным цифрам продаж пива, пивной продукции и вин.
Продажи пивной продукции в 2024 году по сравнению с годом предыдущим выросли на 6,7%, при этом производство выросло на 10,3% и составило 789 миллионов декалитров пива. Розничные продажи пивных напитков выросли на 14,9% и составили 103,5 миллионов декалитров.
Производство другой слабоалкогольной продукции (сидра, пуаре и медовухи) в 2024 году показало рост на 43,8%, до 14,4 миллионов декалитров.
Продажи вин выросли на 8,6%, ликеров почти на 8%, коньяка более чем на 2%, водка чуть менее 1% (хотя несколько лет подряд продажи водки падали, нынче же подросли), чуть более 1% выросли продажи игристых вин.
Это все – опубликованные сведения Федерального ведомства, найти которые можно на их сайте. А вот тиражируемые Средствами массовой информации новости о том, что отмечается снижение потребления алкоголя – выходит, что блеф. И от кого эта ложь исходит – думаю, очевидно.
Это – война, цель которой – деньги.
И если с одной стороны – совестливые депутаты Государственной Думы, патриотически ориентированные чиновники и Святейший Патриарх Кирилл, то с другой стороны этой войны – бизнес. А полем битвы является – российский народ. Прям как по Достоевскому, который в «Братьях Карамазовых» писал «Тут дьявол с Богом борются, а поле битвы – сердца людей».
Святейший Патриарх Кирилл в своём докладе на съезде Всемирного Русского Народного Собора 2024 года также заявлял о росте потребления алкоголя: «…по некоторым из видов продажа выросла даже на 60 %. Неприемлемо высоким остается употребление алкоголя на душу населения. Это реальная проблема национального масштаба. Русская Православная Церковь, свидетельствующая о смертельной опасности алкоголизации, не может не бить в набат по этому поводу».
Решить проблемы демографии и народосбережения, семейного и духовно-нравственного кризисов, нельзя, не решив прежде всего проблемы алкогольной. И решать ее необходимо уже сегодня, сейчас, ибо это вопрос стратегического будущего страны, её геополитического существования. Вымирает и деградирует прежде всего русский народ. Президент В.В. Путин на съезде Всемирного Русского Народного Собора в 2023 году ясно и четко обозначил, что без русских как этноса не может быть России.
Руководство к действию для нас – здравых сил Отечества, – дал Святейший Патриарх Кирилл: «Необходимо вернуть нашему народу понимание и убеждение, что трезвость – это норма жизни, тем более жизни духовной. … Без возвращения людей к трезвенному образу жизни нельзя представить будущее Русского мира…»
Дмитрий Михайлович Коновалов, руководитель секретариата, сопредседатель Всемирного Русского Народного Собора в Калининградской области