Как попы хотели разрушить Церковь

Обновленцы в РПЦ в 1920 -х гг. Несколько портретов

Бывший СССР 
0
7
Время на чтение 11 минут
Фото: из личного архива автора

Из цикла «Об антисистемах в России»

Начало обновленчества в Русской церкви было положено Февральской революцией 1917 г. Первой организацией стал созданный 7 марта 1917 г. «Всероссийский союз православного духовенства и мирян». Начиналось все, как водится, с «перестройки» и «демократизации» церковной жизни на протестантский манер. Позже эти эксперименты назовут «керенщиной в церковной ограде».

Примечание. Рассадником церковного либерализма и модернизма в то время был Петербург (Петроград). Именно там, в 1905 году, по инициативе епископа Антонина (Грановского) возник первый обновленческий «Кружок 32 священников», позже разогнанный.

Собственно обновленческое движение оформилось весной 1922 г. в связи с большевистской компанией по изъятию церковных ценностей и арестом патриарха Тихона. Это движение представляло собой несколько группировок либерального и «революционного» духовенства: «Живая Церковь», «Союз общин Древлеапостольской Церкви», «Союз церковного возрождения» и др., которые в скором времени перессорились между собой.

К концу 1922 г. обновленцы, пользуясь поддержкой большевистской власти (Троцкий) захватили две трети православных храмов (!). Наиболее радикальные из них ввели «литургические новшества» и русский язык в богослужение. Вели они себя напористо, агрессивно, за что и получили в народе прозвище «обнагленцы».

В 1923 г. прошел первый обновленческий («разбойничий»!) «поместный собор». Он «низложил» патриарха Тихона, провозгласил родственность советской идеологии и христианства, разрешил епископам и вдовым священникам жениться, а так же утвердил проект перевода богослужения с церковнославянского на русский язык и перехода на католический (григорианский) календарь (!). В ответ на это патриарх Тихон анафематствовал обновленцев, как «незаконное сборище» и «учреждение антихристово».

История обновленчества – это целая глава в истории РПЦ, заслуживающая отдельного изложения. Наша задача – показать наиболее характерные черты церковных антисистемщиков того времени.

Итак, несколько портретов.

Введенский Александр (1889 – 1946). Родился в дворянской семье. Отец получил дворянство за службу (директор гимназии). Дед был евреем, кантонистом, получил новую фамилию – Введенский. Мать – из старой русской дворянской семьи. Обладал выдающимися способностями, отличный оратор, полемист. Имел несколько дипломов о высшем образовании, знал языки. Активен, харизматичен, властолюбив, злопамятен.

Будучи студентом университета, посещал салон Гиппиус и Мережковского, подружился с ними. Став священником в 1914 г., «напугал» всех своим модернизмом – начал читать тайные молитвы нараспев, как поэты-декаденты.

В 1922 г. был запрещен в служении и отлучен от церкви за раскол (!) митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским). Во время компании по изъятию церковных ценностей в 1922 г писал доносы на духовенство. В июне 1922 г. митрополита Вениамина арестовали за отказ снять запрет с Введенского. Через два месяца митрополита Вениамина и трех его помощников расстреляли.

Совершенно беспринципен. Когда вместе с чекистами (обыск) Введенский пришел к митрополиту Вениамину, то направился к нему за благословением. На что владыка сказал: «Отец Александр, мы же с вами не в Гефсиманском саду». Затем, на собрании петроградского духовенства он открыто запугивал священников, говоря, что митрополита арестовали за его отлучение, и что так будет со всеми.

Живуч. Получил сильнейший удар камнем по голове от возмущенной женщины. Долго болел.

На «соборе» 1923 г. выступал за лишение сана патриарха Тихона, а так же, за разрешение брака епископам. После «собора» женатого священника Введенского произвели сразу в «архиепископы».

В 1920-е годы часто выступал публично, был популярен среди «интеллигенции», женщины ходили за ним гурьбой.

Похотлив. Имел любовниц. В 1935 женился второй раз, будучи уже «митрополитом». Перед войной женился в третий раз на молодой девушке. Имел восемь детей.

Любил деньги и роскошь. Собрал коллекцию картин и др. ценных вещей.

В октябре 1941 г. стал «первоиерархом» с приставкой «святейший и блаженнейший». А в декабре 1941 г. сам присвоил себе сан патриарха (!) и инсценировал интронизацию (не прошло).

После восстановления Церкви Сталиным в 1943 г. искал возможность возвращения в РПЦ с сохранением сана. Отказался от предложения стать сотрудником «Журнала Московской патриархии», после покаяния, без сана, простым мирянином.

В декабре 1945 г. Введенского хватил паралич. Скончался без покаяния в 1946 г. Завещал свой мозг (!) «Институту мозга». На этом обновленчество-1 закончилось.

Боярский Александр (1885 – 1937). Родился в русско-польской (украинско-польской) семье. Отец псаломщик. Мать из обедневших польских дворян. Блестящие способности, харизматичен, активен.

Исключен из духовной семинарии за толстовство и увлечение «идеями» (позже восстановлен).

В 1916 г. сменил фамилию по отцу (Сегенюк) на фамилию матери. Жена – дочь директора Государственного банка. Четверо детей.

В 1915 г. назначен священником в г. Колпино. Проявил себя, как хороший администратор и благотворитель. Его называли «рабочим батюшкой». Открыл при приходе бесплатную столовую, приходской кооператив, устраивал лекции для рабочих и пр. Бывало, приводил домой нищих и бродяг прямо с улицы, чтобы обогреть и накормить.

Идейный. Был связан с рабочим движением. Сторонник христианского социализма. Справедливо говорил о несовместимости православия и капитализма, однако при этом, вместе с Введенским, выступал за радикальную реформу богослужения в протестантском духе («социализация» церкви и пр.).

В 1921 г. арестован на 3 месяца. Обратился к советской власти с заверением в своей лояльности, просил не записывать его в «контрреволюционные попы». За него просили М. Горький и рабочие (1400 подписей). Выпущен.

С февраля 1922 г. активист обновленчества (тяга к диссидентству возобладала!). Подписался под «письмом 12 священников», которые обвиняли петроградское духовенство в саботаже помощи голодающим. С 1923 г. начал выступать против патриарха Тихона.

На судебном процессе против петроградского духовенства (май – июль 1922 г.) выступал на стороне обвинения. Однако не всегда ладил с советской властью, в 1925 г. был вновь арестован на 1.5 месяца.

В 1932 г. будучи женатым, принял сан епископа, затем архиепископа и митрополита. В 1934 – 35 гг. по мере нарастания репрессий против духовенства начал выступать за примирение с канонической церковью.

В 1936 г. арестован по доносу коллеги, заштатного епископа-обновленца, занявшего его кафедру. Осужден на 5 лет. После пересмотра дела в 1937 г. – расстрелян – единственный из обновленческого «епископата».

Грановский Антонин (1865 – 1927). Родился на Украине, в Полтавской губернии в семье диакона. Возможно имел польские корни. Выдающиеся способности. Взрывной темперамент. Амбициозен. Склонен к конфликтам. Неустойчивая психика. Временами впадал в депрессию.

В 1901 – 1903 гг. будучи архимандритом, посещал Религиозно-философские собрания, организованные Гиппиус и Мережковским (см. ст. «Больной Серебряный век»).

Эксцентричен. Живя в монастыре, завел медвежонка, с которым на Новый год ездил с визитами. Не застав дома одного высокого церковного чиновника оставил карточку: «Иеромонах Антонин с медведем»… Был скандал.

Занимая должность инспектора Тульской семинарии, сочетал в себе «распущенность и жандармские наклонности». Студенты подложили ему бомбу (!) в печь (ушел до взрыва). За «увлечение» женским полом и др. проступки был снят с должности инспектора в 1897 г.

Митр. Антоний (Храповицкий), будучи в эмиграции, отзывался о нем, как о развратнике, пьянице и «клиенте дома умалишенных».

Художник А. Бенуа вспоминал: «На меня особенно сильное впечатление произвёл архимандрит Антонин из Александро-Невской лавры… Поражал громадный рост… прямо-таки демоническое лицо, пронизывающие глаза и чёрная, как смоль, не очень густая борода. Но не менее меня поразило и то, что стал изрекать этот иерей, с непонятной откровенностью и прямо-таки цинизмом… Главной темой его беседы было общение полов... И вот Антонин не только не вдался в какое-либо превозношение аскетизма, а напротив, вовсе не отрицал неизбежность такого общения».

С 1903 г. Антонин – епископ Нарвский. Являлся одним из самых ученых архиереев своего времени, отлично знал древнееврейский и древнеарабский языки. Автор ряда серьезных богословских трудов.

Идейный либерал. Выступал за полную свободу слова, отмену цензуры и пр. После Манифеста 17 октября 1905 г перестал поминать царя титулом «самодержавнейший» (т. к. уже «конституционный строй!»). Утверждал, что три ветви власти – законодательная, исполнительная, судебная – уподобляются Святой Троице (!). Был уволен.

В 1917 г. будучи «на покое по болезни», лишился средств. Бедствовал, «ночевал на скамейке». Во время Поместного собора 1917 -18 гг. ходил в рваном подряснике. Сетовал, что его забыли.

В 1921 г был запрещен в служении патриархом Тихоном за «литургические новшества». Здесь он перещеголял всех обновленцев – добавил «чины древних литургий», перенес престол из алтаря на средину храма, читал за литургией стихи современных поэтов (!). Но главное его «новшество» – «преподание мирянам евхаристии прямо в руки»! Не для кощунства, разумеется, а из «гигиенических соображений»… После критики одумался. Кроме того, его община перешла на григорианский календарь (одна из немногих) и русский язык богослужения. (Ничего не напоминает?)

В 1922 г. выступил экспертом на судебном процессе в связи с изъятием церковных ценностей в Москве. Суд вынес одиннадцать смертных приговоров. Ходатайствовал о помиловании осуждённых, расстреляли пятерых.

Незадолго до смерти искал примирения с Патриаршей церковью, но… не договорился (?). 14 января 1927 года Антонин Грановский скончался от рака мочевого пузыря, без покаяния, находясь в конфликте и с «тихоновцами», и с обновленцами.

Красницкий Владимир (1881 – 1936). Родился в семье среднего чиновника недалеко от Одессы. Незаурядные способности, амбициозен, хитер, изворотлив.

Закончил духовную семинарию и академию с ученой степенью. При «царском режиме» был правым, состоял членом «Союза русского народа», затем переметнулся к большевикам. Служил в Красной армии (не на передовой). В 1922 г. подписал «письмо 12 священников», с обвинением петроградское духовенство в контрреволюционном саботаже.

Проявил чрезвычайную активность, цинизм и агрессивность. Отлучен от церкви за раскол митрополитом Петроградским Вениамином, вместе с Введенским.

С мая 1922 г. – глава «Живой церкви» – наиболее радикальной и активной обновленческой организации, которая выступала за реформу богослужения, отмену монашества, пересмотр догматики (!), церковного управления, положения о приходе и т. д. В конце концов, Красницкий договорился до «материалистического христианства», то есть – отрицания Бога!..

Имел диктаторские замашки. Даже среди обновленцев считался мерзавцем. Писал доносы, участвовал в репрессиях против духовенства. Не скрывал, что он агент ГПУ. Враждовал со всеми коллегами-обновленцами.

Антонин Грановский называл его «Живую церковь» «ассенизационной бочкой православной церкви» куда стекались все отбросы, жадные до «жен, наград и денег». Как говорил видный обновленец Вениамин Муратовский «живцы – элемент самый гадкий… они воистину диаволы во плоти!».

Шабаш «живцов» продолжался недолго. После освобождения патриарха Тихона в июне 1923 г. обновленческое движение пошло на спад. В 1925 г. обновленцам принадлежало уже 30 процентов приходов, в 1927 г. – 16 процентов. Народ за ними не пошел…

К концу 1920-х Красницкий остался практически без общины. В 1930-е был настоятелем небольшого кладбищенского храма. Умер в 1936 г. от гриппа, без покаяния, вне общения с РПЦ.

Вывод. Если посмотреть на историю с обновленцами не с духовной точки зрения (здесь оценку дает Церковь), а с позиции этнической истории, то мы обнаруживаем следующие закономерности.

1) Обновленчество стало первым масштабным проявлением протестантизма в церковной жизни (упрощение, обмирщение!), что очень характерно для фазы этнического надлома. Примеры: надлом в Европе – это Реформация (большой 16 век), в Византии – иконоборчество (8 – 9 вв.). (См. в моей кн. гл. «Фаза надлома», гл. «Фаза инерции», и литературу по истории церкви).

Специфика надлома в России заключалась в том, что в условиях наступившего капитализма и начавшейся глобализации (!), главная битва у нас протекала не под религиозными, а под идеологическими знаменами. То есть, нападающая сторона стремилась религию не подчинить и упростить, как протестанты в Европе и иконоборцы в Византии, а подменить идеологией социализма.

Результат известен. По окончании надлома, точнее – на выходе из него (девяностые и нулевые) – Русская Церковь была восстановлена, но уже на более низком духовном уровне, что естественно для «буржуазной» фазы инерции. Которая, заметим, была «буржуазной» (прагматичной) не только в Европе (17 - 20 вв.), но и в Византии (9 - 11 вв.).

2) Если посмотреть на персоналии лидеров обновленчества (большинство фамилий оканчивается на «ий»), то мы увидим, что значительная часть из них имело смешанное этническое происхождение, что укладывается в учение Льва Гумилёва об этнических химерах, которые складываются в результате длительных контактов с представителями чуждых суперэтносов. (См. в кн. гл. «Комплиментарность».)

Сами по себе химеры, как и их порождения антисистемы, не являются причинами исторических явлений, но выступают как факторы, искажающие исторические процессы (например, троцкисты в Русской революции).

3) В феномене обновленцев кроме этнического фактора (надлом, этно-контакты) проявился фактор культурно-идеологического воздействия чуждой цивилизации. В нашем случае – это двухсотлетняя европеизация (либерализация) не только русского дворянства и интеллигенции, но и значительной части духовенства (см. соц. происхождение обновленцев и материалы Поместного Собора 1917-18 гг.).

P.S. А теперь, уважаемые читатели, попробуйте провести параллели, в т. ч. этнологические, от обновленцев 1920-х гг. к нынешним – церковным «модернистам» и «филокатоликам» начала 21 века (см. на дзене ст. «Антисистема в церкви. Как разрушается фундамент Русского мира», 2021 г. и ст. «За что сняли митр. Илариона», 2022 г.).

Евтушенко Евгений Альбертович, историк, Красноярск

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Евгений Альбертович Евтушенко
Болезнь этноса
Что такое фаза надлома, и как она протекала в России
27.12.2024
Преобладали ли православные в Российской империи?
Сектанты, оккультисты, инородцы и пр. в начале 20 века. Из истории антисистем
14.12.2024
Из истории антисистем в России: больной Серебряный век
Среди богемных литераторов были наркоманы, пьяницы и сексуальные извращенцы
29.11.2024
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Из истории антисистем в России
18.11.2024
Все статьи Евгений Альбертович Евтушенко
Бывший СССР
Царица Оперы
К 100-летию великой русской, советской и мировой оперной певицы Ирины Константиновны Архиповой
23.01.2025
«России нужна ослепительная новизна»
Сегодня Россия лежит под капельницей, вымывает из себя яды, которыми наполнила её духовную жизнь победившая в 1991 году Америка
23.01.2025
День памяти святителя Феофана Затворника
Сегодня мы также вспоминаем балерину А.М.Павлову
23.01.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Кнут остался, пряник съели
Новый комментарий от Ленчик
24.01.2025 14:06
Нацизм всегда и везде американский!
Новый комментарий от Ленчик
24.01.2025 14:02
Почему русские не рожают?
Новый комментарий от Русский человек
24.01.2025 13:52
«России нужна ослепительная новизна»
Новый комментарий от Ленчик
24.01.2025 13:30
Мой собеседник Иван Ильин
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
24.01.2025 13:27
К этому можно относиться как к мерзости
Новый комментарий от Константин В.
24.01.2025 12:28
Прощальный вздох умирающего Запада
Новый комментарий от Сергей из НН
24.01.2025 11:57