Из цикла «Об антисистемах в России»
Начало обновленчества в Русской церкви было положено Февральской революцией 1917 г. Первой организацией стал созданный 7 марта 1917 г. «Всероссийский союз православного духовенства и мирян». Начиналось все, как водится, с «перестройки» и «демократизации» церковной жизни на протестантский манер. Позже эти эксперименты назовут «керенщиной в церковной ограде».
Примечание. Рассадником церковного либерализма и модернизма в то время был Петербург (Петроград). Именно там, в 1905 году, по инициативе епископа Антонина (Грановского) возник первый обновленческий «Кружок 32 священников», позже разогнанный.
Собственно обновленческое движение оформилось весной 1922 г. в связи с большевистской компанией по изъятию церковных ценностей и арестом патриарха Тихона. Это движение представляло собой несколько группировок либерального и «революционного» духовенства: «Живая Церковь», «Союз общин Древлеапостольской Церкви», «Союз церковного возрождения» и др., которые в скором времени перессорились между собой.
К концу 1922 г. обновленцы, пользуясь поддержкой большевистской власти (Троцкий) захватили две трети православных храмов (!). Наиболее радикальные из них ввели «литургические новшества» и русский язык в богослужение. Вели они себя напористо, агрессивно, за что и получили в народе прозвище «обнагленцы».
В 1923 г. прошел первый обновленческий («разбойничий»!) «поместный собор». Он «низложил» патриарха Тихона, провозгласил родственность советской идеологии и христианства, разрешил епископам и вдовым священникам жениться, а так же утвердил проект перевода богослужения с церковнославянского на русский язык и перехода на католический (григорианский) календарь (!). В ответ на это патриарх Тихон анафематствовал обновленцев, как «незаконное сборище» и «учреждение антихристово».
История обновленчества – это целая глава в истории РПЦ, заслуживающая отдельного изложения. Наша задача – показать наиболее характерные черты церковных антисистемщиков того времени.
Итак, несколько портретов.
Введенский Александр (1889 – 1946). Родился в дворянской семье. Отец получил дворянство за службу (директор гимназии). Дед был евреем, кантонистом, получил новую фамилию – Введенский. Мать – из старой русской дворянской семьи. Обладал выдающимися способностями, отличный оратор, полемист. Имел несколько дипломов о высшем образовании, знал языки. Активен, харизматичен, властолюбив, злопамятен.
Будучи студентом университета, посещал салон Гиппиус и Мережковского, подружился с ними. Став священником в 1914 г., «напугал» всех своим модернизмом – начал читать тайные молитвы нараспев, как поэты-декаденты.
В 1922 г. был запрещен в служении и отлучен от церкви за раскол (!) митрополитом Петроградским Вениамином (Казанским). Во время компании по изъятию церковных ценностей в 1922 г писал доносы на духовенство. В июне 1922 г. митрополита Вениамина арестовали за отказ снять запрет с Введенского. Через два месяца митрополита Вениамина и трех его помощников расстреляли.
Совершенно беспринципен. Когда вместе с чекистами (обыск) Введенский пришел к митрополиту Вениамину, то направился к нему за благословением. На что владыка сказал: «Отец Александр, мы же с вами не в Гефсиманском саду». Затем, на собрании петроградского духовенства он открыто запугивал священников, говоря, что митрополита арестовали за его отлучение, и что так будет со всеми.
Живуч. Получил сильнейший удар камнем по голове от возмущенной женщины. Долго болел.
На «соборе» 1923 г. выступал за лишение сана патриарха Тихона, а так же, за разрешение брака епископам. После «собора» женатого священника Введенского произвели сразу в «архиепископы».
В 1920-е годы часто выступал публично, был популярен среди «интеллигенции», женщины ходили за ним гурьбой.
Похотлив. Имел любовниц. В 1935 женился второй раз, будучи уже «митрополитом». Перед войной женился в третий раз на молодой девушке. Имел восемь детей.
Любил деньги и роскошь. Собрал коллекцию картин и др. ценных вещей.
В октябре 1941 г. стал «первоиерархом» с приставкой «святейший и блаженнейший». А в декабре 1941 г. сам присвоил себе сан патриарха (!) и инсценировал интронизацию (не прошло).
После восстановления Церкви Сталиным в 1943 г. искал возможность возвращения в РПЦ с сохранением сана. Отказался от предложения стать сотрудником «Журнала Московской патриархии», после покаяния, без сана, простым мирянином.
В декабре 1945 г. Введенского хватил паралич. Скончался без покаяния в 1946 г. Завещал свой мозг (!) «Институту мозга». На этом обновленчество-1 закончилось.
Боярский Александр (1885 – 1937). Родился в русско-польской (украинско-польской) семье. Отец псаломщик. Мать из обедневших польских дворян. Блестящие способности, харизматичен, активен.
Исключен из духовной семинарии за толстовство и увлечение «идеями» (позже восстановлен).
В 1916 г. сменил фамилию по отцу (Сегенюк) на фамилию матери. Жена – дочь директора Государственного банка. Четверо детей.
В 1915 г. назначен священником в г. Колпино. Проявил себя, как хороший администратор и благотворитель. Его называли «рабочим батюшкой». Открыл при приходе бесплатную столовую, приходской кооператив, устраивал лекции для рабочих и пр. Бывало, приводил домой нищих и бродяг прямо с улицы, чтобы обогреть и накормить.
Идейный. Был связан с рабочим движением. Сторонник христианского социализма. Справедливо говорил о несовместимости православия и капитализма, однако при этом, вместе с Введенским, выступал за радикальную реформу богослужения в протестантском духе («социализация» церкви и пр.).
В 1921 г. арестован на 3 месяца. Обратился к советской власти с заверением в своей лояльности, просил не записывать его в «контрреволюционные попы». За него просили М. Горький и рабочие (1400 подписей). Выпущен.
С февраля 1922 г. активист обновленчества (тяга к диссидентству возобладала!). Подписался под «письмом 12 священников», которые обвиняли петроградское духовенство в саботаже помощи голодающим. С 1923 г. начал выступать против патриарха Тихона.
На судебном процессе против петроградского духовенства (май – июль 1922 г.) выступал на стороне обвинения. Однако не всегда ладил с советской властью, в 1925 г. был вновь арестован на 1.5 месяца.
В 1932 г. будучи женатым, принял сан епископа, затем архиепископа и митрополита. В 1934 – 35 гг. по мере нарастания репрессий против духовенства начал выступать за примирение с канонической церковью.
В 1936 г. арестован по доносу коллеги, заштатного епископа-обновленца, занявшего его кафедру. Осужден на 5 лет. После пересмотра дела в 1937 г. – расстрелян – единственный из обновленческого «епископата».
Грановский Антонин (1865 – 1927). Родился на Украине, в Полтавской губернии в семье диакона. Возможно имел польские корни. Выдающиеся способности. Взрывной темперамент. Амбициозен. Склонен к конфликтам. Неустойчивая психика. Временами впадал в депрессию.
В 1901 – 1903 гг. будучи архимандритом, посещал Религиозно-философские собрания, организованные Гиппиус и Мережковским (см. ст. «Больной Серебряный век»).
Эксцентричен. Живя в монастыре, завел медвежонка, с которым на Новый год ездил с визитами. Не застав дома одного высокого церковного чиновника оставил карточку: «Иеромонах Антонин с медведем»… Был скандал.
Занимая должность инспектора Тульской семинарии, сочетал в себе «распущенность и жандармские наклонности». Студенты подложили ему бомбу (!) в печь (ушел до взрыва). За «увлечение» женским полом и др. проступки был снят с должности инспектора в 1897 г.
Митр. Антоний (Храповицкий), будучи в эмиграции, отзывался о нем, как о развратнике, пьянице и «клиенте дома умалишенных».
Художник А. Бенуа вспоминал: «На меня особенно сильное впечатление произвёл архимандрит Антонин из Александро-Невской лавры… Поражал громадный рост… прямо-таки демоническое лицо, пронизывающие глаза и чёрная, как смоль, не очень густая борода. Но не менее меня поразило и то, что стал изрекать этот иерей, с непонятной откровенностью и прямо-таки цинизмом… Главной темой его беседы было общение полов... И вот Антонин не только не вдался в какое-либо превозношение аскетизма, а напротив, вовсе не отрицал неизбежность такого общения».
С 1903 г. Антонин – епископ Нарвский. Являлся одним из самых ученых архиереев своего времени, отлично знал древнееврейский и древнеарабский языки. Автор ряда серьезных богословских трудов.
Идейный либерал. Выступал за полную свободу слова, отмену цензуры и пр. После Манифеста 17 октября 1905 г перестал поминать царя титулом «самодержавнейший» (т. к. уже «конституционный строй!»). Утверждал, что три ветви власти – законодательная, исполнительная, судебная – уподобляются Святой Троице (!). Был уволен.
В 1917 г. будучи «на покое по болезни», лишился средств. Бедствовал, «ночевал на скамейке». Во время Поместного собора 1917 -18 гг. ходил в рваном подряснике. Сетовал, что его забыли.
В 1921 г был запрещен в служении патриархом Тихоном за «литургические новшества». Здесь он перещеголял всех обновленцев – добавил «чины древних литургий», перенес престол из алтаря на средину храма, читал за литургией стихи современных поэтов (!). Но главное его «новшество» – «преподание мирянам евхаристии прямо в руки»! Не для кощунства, разумеется, а из «гигиенических соображений»… После критики одумался. Кроме того, его община перешла на григорианский календарь (одна из немногих) и русский язык богослужения. (Ничего не напоминает?)
В 1922 г. выступил экспертом на судебном процессе в связи с изъятием церковных ценностей в Москве. Суд вынес одиннадцать смертных приговоров. Ходатайствовал о помиловании осуждённых, расстреляли пятерых.
Незадолго до смерти искал примирения с Патриаршей церковью, но… не договорился (?). 14 января 1927 года Антонин Грановский скончался от рака мочевого пузыря, без покаяния, находясь в конфликте и с «тихоновцами», и с обновленцами.
Красницкий Владимир (1881 – 1936). Родился в семье среднего чиновника недалеко от Одессы. Незаурядные способности, амбициозен, хитер, изворотлив.
Закончил духовную семинарию и академию с ученой степенью. При «царском режиме» был правым, состоял членом «Союза русского народа», затем переметнулся к большевикам. Служил в Красной армии (не на передовой). В 1922 г. подписал «письмо 12 священников», с обвинением петроградское духовенство в контрреволюционном саботаже.
Проявил чрезвычайную активность, цинизм и агрессивность. Отлучен от церкви за раскол митрополитом Петроградским Вениамином, вместе с Введенским.
С мая 1922 г. – глава «Живой церкви» – наиболее радикальной и активной обновленческой организации, которая выступала за реформу богослужения, отмену монашества, пересмотр догматики (!), церковного управления, положения о приходе и т. д. В конце концов, Красницкий договорился до «материалистического христианства», то есть – отрицания Бога!..
Имел диктаторские замашки. Даже среди обновленцев считался мерзавцем. Писал доносы, участвовал в репрессиях против духовенства. Не скрывал, что он агент ГПУ. Враждовал со всеми коллегами-обновленцами.
Антонин Грановский называл его «Живую церковь» «ассенизационной бочкой православной церкви» куда стекались все отбросы, жадные до «жен, наград и денег». Как говорил видный обновленец Вениамин Муратовский «живцы – элемент самый гадкий… они воистину диаволы во плоти!».
Шабаш «живцов» продолжался недолго. После освобождения патриарха Тихона в июне 1923 г. обновленческое движение пошло на спад. В 1925 г. обновленцам принадлежало уже 30 процентов приходов, в 1927 г. – 16 процентов. Народ за ними не пошел…
К концу 1920-х Красницкий остался практически без общины. В 1930-е был настоятелем небольшого кладбищенского храма. Умер в 1936 г. от гриппа, без покаяния, вне общения с РПЦ.
Вывод. Если посмотреть на историю с обновленцами не с духовной точки зрения (здесь оценку дает Церковь), а с позиции этнической истории, то мы обнаруживаем следующие закономерности.
1) Обновленчество стало первым масштабным проявлением протестантизма в церковной жизни (упрощение, обмирщение!), что очень характерно для фазы этнического надлома. Примеры: надлом в Европе – это Реформация (большой 16 век), в Византии – иконоборчество (8 – 9 вв.). (См. в моей кн. гл. «Фаза надлома», гл. «Фаза инерции», и литературу по истории церкви).
Специфика надлома в России заключалась в том, что в условиях наступившего капитализма и начавшейся глобализации (!), главная битва у нас протекала не под религиозными, а под идеологическими знаменами. То есть, нападающая сторона стремилась религию не подчинить и упростить, как протестанты в Европе и иконоборцы в Византии, а подменить идеологией социализма.
Результат известен. По окончании надлома, точнее – на выходе из него (девяностые и нулевые) – Русская Церковь была восстановлена, но уже на более низком духовном уровне, что естественно для «буржуазной» фазы инерции. Которая, заметим, была «буржуазной» (прагматичной) не только в Европе (17 - 20 вв.), но и в Византии (9 - 11 вв.).
2) Если посмотреть на персоналии лидеров обновленчества (большинство фамилий оканчивается на «ий»), то мы увидим, что значительная часть из них имело смешанное этническое происхождение, что укладывается в учение Льва Гумилёва об этнических химерах, которые складываются в результате длительных контактов с представителями чуждых суперэтносов. (См. в кн. гл. «Комплиментарность».)
Сами по себе химеры, как и их порождения антисистемы, не являются причинами исторических явлений, но выступают как факторы, искажающие исторические процессы (например, троцкисты в Русской революции).
3) В феномене обновленцев кроме этнического фактора (надлом, этно-контакты) проявился фактор культурно-идеологического воздействия чуждой цивилизации. В нашем случае – это двухсотлетняя европеизация (либерализация) не только русского дворянства и интеллигенции, но и значительной части духовенства (см. соц. происхождение обновленцев и материалы Поместного Собора 1917-18 гг.).
P.S. А теперь, уважаемые читатели, попробуйте провести параллели, в т. ч. этнологические, от обновленцев 1920-х гг. к нынешним – церковным «модернистам» и «филокатоликам» начала 21 века (см. на дзене ст. «Антисистема в церкви. Как разрушается фундамент Русского мира», 2021 г. и ст. «За что сняли митр. Илариона», 2022 г.).
Евтушенко Евгений Альбертович, историк, Красноярск