Молитвы в новогоднюю ночь – возвращение к истории

Год от года число молящихся растёт

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Проблемы церковной жизни  Русская цивилизация и Запад  Русская цивилизация 
0
5
Время на чтение 5 минут
Фото: предоставлено автором

В шестой раз довелось мне промолиться всю новогоднюю ночь в пермском храме во имя Святителя Стефана Пермского, и вновь для меня это стало радостным событием – предтечей доброго, хорошего и творческого года. Впервые эта традиция появилась в нашем храме семь лет тому назад: в ночь с 31-го декабря на 1 января староверы молятся Святому мученику Вонифантию, исцеляющему людей от пьянства и прочих грехов. Поначалу прихожан было немного – десятка два человек – ведь далеко не каждый готов встретить новый год не за праздничным столом, ломящимся от вин и яств, а в дни Рождественского поста в церкви. Но год от года число молящихся понемногу возрастало, и я даже написала об этом рассказ «Плывущие против течения», опубликованный в калиниградском журнале «Берега» и размещённый на моей странице на Прозе.Ру. В рассказе попыталась я художественно воспроизвести жизнь Вонифантия – от простого, обычного человека, впавшего в блуд и пьянство, но осознавшего и с лихвой искупившего свои грехи, – до Святого мученика.

Вновь в эту памятную ночь раскатисто зазвучал-загудел колокол: ровно в десять вечера началось полунощное бдение в присутствии настоятеля Храма о. Николы, второго священника о. Георгия, клирошан и прихожан.

На сей раз думы мои были заняты взаимосвязью нашей православной истории с нынешним тяжелейшим положением русского народа. Вновь и вновь задавалась я вопросами, почему празднуем мы новый год первого января до Рождества Христова? Как праздновали его наши предки?

Известно, что весь западный христианский мир, католический и протестантский, ежегодно отмечает Рождество 25 декабря. А русский православный люд празднует его на тринадцать дней позже – 7 января. Дело в том, что православная церковь столетиями живёт по Юлианскому календарю, в западном мире правит бал Григорианский, впервые введённый папой римским Григорием Тринадцатым в 1582 году взамен прежнего и утвердившийся в большинстве государств и стран мира, получивший название «новый стиль». По Юлианскому календарю Рождество Христово выпадает на 7 января Григорианского календаря.

Что стоит за этими датами? Ни много, ни мало – церковные расколы и воля Божия, направленная на сохранение Православия. Официальной датой раскола христианства на православие и католицизм считается 1054 год. Год так называемой Великой Схизмы (раскола). Примечательно, что вся Московская Русь и Российская империя до 1917 жила по Юлианскому календарю. Все даты у нас в стране тогда на целых 10-13 дней «отставали» от общемировых.

С 1918 года Россия начала жить по Григорианскому календарю, но Православная церковь не перешла на него. В 1923 году несмотря на сильнейший натиск на Церковь последовал категорический отказ переходить на «новый стиль». До сей поры звучат упреки от католиков: перешли бы с Юлианского календаря на Григорианский и праздновали бы Рождество, как положено, 25 декабря. И Новый год не приходился бы на пост. Что побудило Православную Церковь свято сохранить все богослужения по «старому стилю»? Вопрос об изменении календаря затронул все глубинные духовные основы православного мира, и, прежде всего, стремление сохранить Пасхалию – великое достижение Святых отцов IV века.

В 325 году в Никее отцами I Вселенского собора, было решено отмечать праздник Пасхи в первое воскресенье после наступления полнолуния. Переход на «новый стиль» привёл бы к серьёзным каноническим нарушениям, ибо апостольские правила не разрешают праздновать святую Пасху ранее иудейской Пасхи и в один день с иудеями: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина», гласит нам 7-е апостольское правило. Перешедшие же на новый календарь другие конфессии, в частности католики и протестанты, нарушили это правило, что неизбежно повлекло за собой отказ от воли Божией и истинного христианства.

На Руси до Крещения Новый год начинался в марте, но с десятого века новолетие стали отмечать в сентябре, по византийскому церковному календарю. Однако, люди по привычке отмечали Новый год весной, пока Великий князь Иван III в конце 15-го века не издал указ о переносе Нового года на начало осени. После, уже во времена правления Петра I, Новый год перенесли на 1 января – по аналогии с европейскими нормами, подражая западным традициям. Это произошло 19 декабря 1699 года, но Юлианский календарь при этом Петр I оставил.

Ныне отказ от перехода на Григорианский календарь Православная Церковь объясняет верностью церковным уставам и старинным христианским традициям. В настоящее время переход на новую систему означал бы преклонение нашей Церкви перед Западом, чего в нынешней ситуации невозможно допустить. Печально, что Рождество на Украине теперь отмечают 25 декабря вместе с католическим миром: теперь это официальный государственный праздник. Даже в вопросах религии официальные власти Украины решили оказаться подальше от России и русских, что привело к падению Православия и возрождению разных форм язычества. Примечательно, что 7 января, помимо русских, Рождество отмечают также православные сербы и грузины, эфиопы, представители Иерусалимский православной Церкви и Афон.

Ударом по святоотеческим традициям стало решение Петра Первого перенести празднование Нового года с 1 сентября, как это было раньше, на 1 января. После своего путешествия по Европе царь стал проводить кардинальные реформы, меняя привычный уклад русской жизни на западный. Символом Нового года стали не колосья пшеницы, а вечнозеленые еловые ветки. Петр пожелал, чтобы отныне люди поздравляли друг друга с Новым годом и отмечали праздник веселым пиршеством. По указу монарха, веселье должно было продолжаться всю неделю, а при дворе состоялся грандиозный фейерверк.

Трагедия церковного Раскола середины 17-го века сыграла свою роковую роль – и с тех пор Новый год начали отмечать с удовольствием. Так продолжается и по сей день. По существу, ныне Рождество в России заменено празднованием Нового года. И только православные христиане сохранили в чистоте святоотеческие традиции.

Что потеряли мы, отказавшись следовать Божьей воле? Потеряли силу воли и саму Православную веру в русском народе, обрекая его на медленное вымирание, уход из истории.

В памятную ночь на первое января мы, священники, клирошане и прихожане, ревностно молились в Храме под канонаду фейерверков, не обращая на них внимания. Я подумала о том, что, если бы все наши сограждане, зависимые от алкоголя и наркотиков, молились бы в эту ночь Святому мученику Вонифантию вместе с нами, то сколько бы изломанных судеб было спасено!

С трёх часов ночи началась Божественная Литургия, на которой причастились несколько детей. Служба закончилась в пять утра, и настоятель Храма о. Никола сердечно поблагодарил нас за молитвенное усердие и благословил в первый день января вкусить пищу с подсолнечным маслом. Усталые, но счастливые, вернулись мы все по домам в ожидании великого праздника Рождества Христова. Таким и только таким призван быть путь каждого русского человека, ибо отказ от воли Божией, от святоотеческой веры и традиций не принёс нам ничего, кроме бед. И всё же хочется верить, что добрый пример год от года будет находить своих последователей…

Галина Васильевна Чудинова, член Союза писателей России, кандидат филологических наук, член старообрядческой общины, Пермский край

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Васильевна Чудинова
Борьба за возвращение памятника Сталину в Перми
Советский вождь по-прежнему остаётся символом нашей Победы, поэтому так актуально возвращение его в народной памяти
28.12.2024
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Пора прекратить опасные бредни об упреждающем ударе по Америке, о взятии Львова, Киева и всей Украины
25.12.2024
Сталин и Путин – их ответы на вызовы времени
Что сегодня нужно для победы?
21.12.2024
Сирия: уроки падения государственности
Чтобы всех этих ужасов не произошло, России необходим плавный, но неизбежный транзит власти – к справедливому и солидарному общественному устройству
12.12.2024
Главные вызовы для России в 2025 году
В первую очередь, это неизбывное стремление Запада уничтожить нашу страну, а ответом должно стать прозрение народа и наведение порядка внутри страны
10.12.2024
Все статьи Галина Васильевна Чудинова
Традиционные духовно-нравственные ценности России
«Наша задача – готовить детей к будущей семейной жизни»
О трудностях введения в школах предмета «Семьеведение»
03.01.2025
Рождественский синопсис #3. Мария в доме Елисаветы.
Рождение Иоанна Предтечи. Песнь Захарии
03.01.2025
«Подобные изображения "демонических" существ неприемлемы»
Православные общественники Самары обратились к Президенту России по поводу «шишиг-летунов»
03.01.2025
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Развиваться необходимо не только физически, но и духовно
Встреча священника с общественниками в Свято-Троицкой Александро-Невской лавре
03.01.2025
О страсти уныния
Попробуем посмотреть на этот вопрос с двух разных точек зрения
03.01.2025
Нововведения Второго Ватиканского Собора и его последствия
Перед нами мессианский гуманизм, где Бог растворяется в человечестве
25.12.2024
Имеет ли силу церковная анафема?
Митрополит Климент (Вечеря) предлагает лукавую интерпретацию отлучения от Церкви Мазепы
25.12.2024
К чему нужно быть готовым пророку Илии?
Современное «предание», по которому живёт земная Церковь, не препятствует людям грешить
23.12.2024
Все статьи темы
Русская цивилизация и Запад
Чашу весов может склонить случайное событие /
Ахиллесова пята мировой элиты
03.01.2025
Не дай Бог нам подойти к такой черте! / Может ли
Россия проиграть? / Чего ждать от 2025-го?
03.01.2025
На пути к созданию новой идеологии
О необходимости идеологии. Статья первая
31.12.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Почему «Орешник» никогда не победит Левиафана?
Новый комментарий от Алекс
03.01.2025 10:33
Россия, несомненно, часть Запада
Новый комментарий от В.Р.
03.01.2025 09:31
Рождённые в СССР
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
03.01.2025 03:53
Наше новогоднее кино
Новый комментарий от Владимир Николаев
03.01.2025 00:48
Сотворение Америки. От избранного народа к народу избранных. Часть III
Новый комментарий от Владимир Николаев
02.01.2025 18:55
После Сталина
Новый комментарий от Александр Волков
02.01.2025 09:56