Молитвы в новогоднюю ночь – возвращение к истории

Год от года число молящихся растёт

Традиционные духовно-нравственные ценности России  Проблемы церковной жизни  Русская цивилизация и Запад  Русская цивилизация 
0
173
Время на чтение 5 минут
Фото: предоставлено автором

В шестой раз довелось мне промолиться всю новогоднюю ночь в пермском храме во имя Святителя Стефана Пермского, и вновь для меня это стало радостным событием – предтечей доброго, хорошего и творческого года. Впервые эта традиция появилась в нашем храме семь лет тому назад: в ночь с 31-го декабря на 1 января староверы молятся Святому мученику Вонифантию, исцеляющему людей от пьянства и прочих грехов. Поначалу прихожан было немного – десятка два человек – ведь далеко не каждый готов встретить новый год не за праздничным столом, ломящимся от вин и яств, а в дни Рождественского поста в церкви. Но год от года число молящихся понемногу возрастало, и я даже написала об этом рассказ «Плывущие против течения», опубликованный в калиниградском журнале «Берега» и размещённый на моей странице на Прозе.Ру. В рассказе попыталась я художественно воспроизвести жизнь Вонифантия – от простого, обычного человека, впавшего в блуд и пьянство, но осознавшего и с лихвой искупившего свои грехи, – до Святого мученика.

Вновь в эту памятную ночь раскатисто зазвучал-загудел колокол: ровно в десять вечера началось полунощное бдение в присутствии настоятеля Храма о. Николы, второго священника о. Георгия, клирошан и прихожан.

На сей раз думы мои были заняты взаимосвязью нашей православной истории с нынешним тяжелейшим положением русского народа. Вновь и вновь задавалась я вопросами, почему празднуем мы новый год первого января до Рождества Христова? Как праздновали его наши предки?

Известно, что весь западный христианский мир, католический и протестантский, ежегодно отмечает Рождество 25 декабря. А русский православный люд празднует его на тринадцать дней позже – 7 января. Дело в том, что православная церковь столетиями живёт по Юлианскому календарю, в западном мире правит бал Григорианский, впервые введённый папой римским Григорием Тринадцатым в 1582 году взамен прежнего и утвердившийся в большинстве государств и стран мира, получивший название «новый стиль». По Юлианскому календарю Рождество Христово выпадает на 7 января Григорианского календаря.

Что стоит за этими датами? Ни много, ни мало – церковные расколы и воля Божия, направленная на сохранение Православия. Официальной датой раскола христианства на православие и католицизм считается 1054 год. Год так называемой Великой Схизмы (раскола). Примечательно, что вся Московская Русь и Российская империя до 1917 жила по Юлианскому календарю. Все даты у нас в стране тогда на целых 10-13 дней «отставали» от общемировых.

С 1918 года Россия начала жить по Григорианскому календарю, но Православная церковь не перешла на него. В 1923 году несмотря на сильнейший натиск на Церковь последовал категорический отказ переходить на «новый стиль». До сей поры звучат упреки от католиков: перешли бы с Юлианского календаря на Григорианский и праздновали бы Рождество, как положено, 25 декабря. И Новый год не приходился бы на пост. Что побудило Православную Церковь свято сохранить все богослужения по «старому стилю»? Вопрос об изменении календаря затронул все глубинные духовные основы православного мира, и, прежде всего, стремление сохранить Пасхалию – великое достижение Святых отцов IV века.

В 325 году в Никее отцами I Вселенского собора, было решено отмечать праздник Пасхи в первое воскресенье после наступления полнолуния. Переход на «новый стиль» привёл бы к серьёзным каноническим нарушениям, ибо апостольские правила не разрешают праздновать святую Пасху ранее иудейской Пасхи и в один день с иудеями: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина», гласит нам 7-е апостольское правило. Перешедшие же на новый календарь другие конфессии, в частности католики и протестанты, нарушили это правило, что неизбежно повлекло за собой отказ от воли Божией и истинного христианства.

На Руси до Крещения Новый год начинался в марте, но с десятого века новолетие стали отмечать в сентябре, по византийскому церковному календарю. Однако, люди по привычке отмечали Новый год весной, пока Великий князь Иван III в конце 15-го века не издал указ о переносе Нового года на начало осени. После, уже во времена правления Петра I, Новый год перенесли на 1 января – по аналогии с европейскими нормами, подражая западным традициям. Это произошло 19 декабря 1699 года, но Юлианский календарь при этом Петр I оставил.

Ныне отказ от перехода на Григорианский календарь Православная Церковь объясняет верностью церковным уставам и старинным христианским традициям. В настоящее время переход на новую систему означал бы преклонение нашей Церкви перед Западом, чего в нынешней ситуации невозможно допустить. Печально, что Рождество на Украине теперь отмечают 25 декабря вместе с католическим миром: теперь это официальный государственный праздник. Даже в вопросах религии официальные власти Украины решили оказаться подальше от России и русских, что привело к падению Православия и возрождению разных форм язычества. Примечательно, что 7 января, помимо русских, Рождество отмечают также православные сербы и грузины, эфиопы, представители Иерусалимский православной Церкви и Афон.

Ударом по святоотеческим традициям стало решение Петра Первого перенести празднование Нового года с 1 сентября, как это было раньше, на 1 января. После своего путешествия по Европе царь стал проводить кардинальные реформы, меняя привычный уклад русской жизни на западный. Символом Нового года стали не колосья пшеницы, а вечнозеленые еловые ветки. Петр пожелал, чтобы отныне люди поздравляли друг друга с Новым годом и отмечали праздник веселым пиршеством. По указу монарха, веселье должно было продолжаться всю неделю, а при дворе состоялся грандиозный фейерверк.

Трагедия церковного Раскола середины 17-го века сыграла свою роковую роль – и с тех пор Новый год начали отмечать с удовольствием. Так продолжается и по сей день. По существу, ныне Рождество в России заменено празднованием Нового года. И только православные христиане сохранили в чистоте святоотеческие традиции.

Что потеряли мы, отказавшись следовать Божьей воле? Потеряли силу воли и саму Православную веру в русском народе, обрекая его на медленное вымирание, уход из истории.

В памятную ночь на первое января мы, священники, клирошане и прихожане, ревностно молились в Храме под канонаду фейерверков, не обращая на них внимания. Я подумала о том, что, если бы все наши сограждане, зависимые от алкоголя и наркотиков, молились бы в эту ночь Святому мученику Вонифантию вместе с нами, то сколько бы изломанных судеб было спасено!

С трёх часов ночи началась Божественная Литургия, на которой причастились несколько детей. Служба закончилась в пять утра, и настоятель Храма о. Никола сердечно поблагодарил нас за молитвенное усердие и благословил в первый день января вкусить пищу с подсолнечным маслом. Усталые, но счастливые, вернулись мы все по домам в ожидании великого праздника Рождества Христова. Таким и только таким призван быть путь каждого русского человека, ибо отказ от воли Божией, от святоотеческой веры и традиций не принёс нам ничего, кроме бед. И всё же хочется верить, что добрый пример год от года будет находить своих последователей…

Галина Васильевна Чудинова, член Союза писателей России, кандидат филологических наук, член старообрядческой общины, Пермский край

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Васильевна Чудинова
Филиал Ельцин-центра в Москве – наглый вызов народу
От нашей твёрдой гражданской позиции напрямую зависит будущее России
24.02.2025
Чьи интересы защищает закон Российской Федерации?
Главные наши сражение с вопиющим беззаконием ещё впереди
12.02.2025
Наша историческая задача – вочеловечение народа
Справедливость, солидарность и созидание – таковы составляющие вочеловечения нашего многострадального народа
06.02.2025
Во Иордане крещающутися Господи
Вера в Бога и воля к лучшей, достойной человека жизни призваны стать определяющими в судьбе каждого русского человека
21.01.2025
Как заменить капитализм на солидарный строй
По всем направлениям нас ждут серьёзные испытания – проблемы демографии, миграции, образования, экономики
11.01.2025
Все статьи Галина Васильевна Чудинова
Традиционные духовно-нравственные ценности России
Государственный контролер России
К 200-летию со дня рождения Т.И. Филиппова
28.02.2025
«Стратегические приоритеты государственной культурной политики: эхо юридического форума»
В Белгороде прошли Белгородские прифронтовые чтения, которые объединили ведущих юристов, общественных деятелей и работников культуры
28.02.2025
«Нужно срочно поставить правильную цель демографической политики»
Естественная убыль населения России в 2024 году составила почти 600 тысяч человек
28.02.2025
Все статьи темы
Проблемы церковной жизни
Легко ли быть настоятелем?
О приходском тягле
28.02.2025
Как воину не потерять нравственные ориентиры
На заседании Высшего Церковного Совета обсудили деятельность военного духовенства в зоне проведения СВО
27.02.2025
Так кто же всё-таки Удерживающий?
Об ошибках Дмитрия Куницкого и православных антисоветчиков
26.02.2025
Все статьи темы
Русская цивилизация и Запад
Не нужно делить православных на «сталинистов» и «антисоветчиков»
Всем нам надо держаться Христа и родной Матери Церкви, любить Бога и свое Православное Отечество, любить друг друга…
28.02.2025
О визите Макрона к Трампу, поддержке Европой
Украины и противостоянии ЕС и США
28.02.2025
«Приходит новая эпоха – русской идеи»
Мы ещё не осознали тот поворот на 180 градусов, который совершил наш Президент
27.02.2025
«Империя – наша естественная модель существования государства»
Во Владимире обсудили воздвижение памятника святому благоверному великому князю Андрею Боголюбскому
26.02.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Так кто же всё-таки Удерживающий?
Новый комментарий от Zakatov
01.03.2025 20:47
В плане по колонизации Украины чётко прописано
Новый комментарий от учитель
01.03.2025 20:36
Предательство как оружие
Новый комментарий от Владимир С.М.
01.03.2025 20:32
Покупка Трампом Малороссии юридически ничтожна
Новый комментарий от Владимир Николаев
01.03.2025 18:57
Трахтенберг померла. Нам это зачем?
Новый комментарий от JG
01.03.2025 17:54
Не нужно делить православных на «сталинистов» и «антисоветчиков»
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
01.03.2025 17:48
«Приходит новая эпоха – русской идеи»
Новый комментарий от Ленчик
01.03.2025 17:45