В шестой раз довелось мне промолиться всю новогоднюю ночь в пермском храме во имя Святителя Стефана Пермского, и вновь для меня это стало радостным событием – предтечей доброго, хорошего и творческого года. Впервые эта традиция появилась в нашем храме семь лет тому назад: в ночь с 31-го декабря на 1 января староверы молятся Святому мученику Вонифантию, исцеляющему людей от пьянства и прочих грехов. Поначалу прихожан было немного – десятка два человек – ведь далеко не каждый готов встретить новый год не за праздничным столом, ломящимся от вин и яств, а в дни Рождественского поста в церкви. Но год от года число молящихся понемногу возрастало, и я даже написала об этом рассказ «Плывущие против течения», опубликованный в калиниградском журнале «Берега» и размещённый на моей странице на Прозе.Ру. В рассказе попыталась я художественно воспроизвести жизнь Вонифантия – от простого, обычного человека, впавшего в блуд и пьянство, но осознавшего и с лихвой искупившего свои грехи, – до Святого мученика.
Вновь в эту памятную ночь раскатисто зазвучал-загудел колокол: ровно в десять вечера началось полунощное бдение в присутствии настоятеля Храма о. Николы, второго священника о. Георгия, клирошан и прихожан.
На сей раз думы мои были заняты взаимосвязью нашей православной истории с нынешним тяжелейшим положением русского народа. Вновь и вновь задавалась я вопросами, почему празднуем мы новый год первого января до Рождества Христова? Как праздновали его наши предки?
Известно, что весь западный христианский мир, католический и протестантский, ежегодно отмечает Рождество 25 декабря. А русский православный люд празднует его на тринадцать дней позже – 7 января. Дело в том, что православная церковь столетиями живёт по Юлианскому календарю, в западном мире правит бал Григорианский, впервые введённый папой римским Григорием Тринадцатым в 1582 году взамен прежнего и утвердившийся в большинстве государств и стран мира, получивший название «новый стиль». По Юлианскому календарю Рождество Христово выпадает на 7 января Григорианского календаря.
Что стоит за этими датами? Ни много, ни мало – церковные расколы и воля Божия, направленная на сохранение Православия. Официальной датой раскола христианства на православие и католицизм считается 1054 год. Год так называемой Великой Схизмы (раскола). Примечательно, что вся Московская Русь и Российская империя до 1917 жила по Юлианскому календарю. Все даты у нас в стране тогда на целых 10-13 дней «отставали» от общемировых.
С 1918 года Россия начала жить по Григорианскому календарю, но Православная церковь не перешла на него. В 1923 году несмотря на сильнейший натиск на Церковь последовал категорический отказ переходить на «новый стиль». До сей поры звучат упреки от католиков: перешли бы с Юлианского календаря на Григорианский и праздновали бы Рождество, как положено, 25 декабря. И Новый год не приходился бы на пост. Что побудило Православную Церковь свято сохранить все богослужения по «старому стилю»? Вопрос об изменении календаря затронул все глубинные духовные основы православного мира, и, прежде всего, стремление сохранить Пасхалию – великое достижение Святых отцов IV века.
В 325 году в Никее отцами I Вселенского собора, было решено отмечать праздник Пасхи в первое воскресенье после наступления полнолуния. Переход на «новый стиль» привёл бы к серьёзным каноническим нарушениям, ибо апостольские правила не разрешают праздновать святую Пасху ранее иудейской Пасхи и в один день с иудеями: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон святой день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновать будет: да будет извержен от священного чина», гласит нам 7-е апостольское правило. Перешедшие же на новый календарь другие конфессии, в частности католики и протестанты, нарушили это правило, что неизбежно повлекло за собой отказ от воли Божией и истинного христианства.
На Руси до Крещения Новый год начинался в марте, но с десятого века новолетие стали отмечать в сентябре, по византийскому церковному календарю. Однако, люди по привычке отмечали Новый год весной, пока Великий князь Иван III в конце 15-го века не издал указ о переносе Нового года на начало осени. После, уже во времена правления Петра I, Новый год перенесли на 1 января – по аналогии с европейскими нормами, подражая западным традициям. Это произошло 19 декабря 1699 года, но Юлианский календарь при этом Петр I оставил.
Ныне отказ от перехода на Григорианский календарь Православная Церковь объясняет верностью церковным уставам и старинным христианским традициям. В настоящее время переход на новую систему означал бы преклонение нашей Церкви перед Западом, чего в нынешней ситуации невозможно допустить. Печально, что Рождество на Украине теперь отмечают 25 декабря вместе с католическим миром: теперь это официальный государственный праздник. Даже в вопросах религии официальные власти Украины решили оказаться подальше от России и русских, что привело к падению Православия и возрождению разных форм язычества. Примечательно, что 7 января, помимо русских, Рождество отмечают также православные сербы и грузины, эфиопы, представители Иерусалимский православной Церкви и Афон.
Ударом по святоотеческим традициям стало решение Петра Первого перенести празднование Нового года с 1 сентября, как это было раньше, на 1 января. После своего путешествия по Европе царь стал проводить кардинальные реформы, меняя привычный уклад русской жизни на западный. Символом Нового года стали не колосья пшеницы, а вечнозеленые еловые ветки. Петр пожелал, чтобы отныне люди поздравляли друг друга с Новым годом и отмечали праздник веселым пиршеством. По указу монарха, веселье должно было продолжаться всю неделю, а при дворе состоялся грандиозный фейерверк.
Трагедия церковного Раскола середины 17-го века сыграла свою роковую роль – и с тех пор Новый год начали отмечать с удовольствием. Так продолжается и по сей день. По существу, ныне Рождество в России заменено празднованием Нового года. И только православные христиане сохранили в чистоте святоотеческие традиции.
Что потеряли мы, отказавшись следовать Божьей воле? Потеряли силу воли и саму Православную веру в русском народе, обрекая его на медленное вымирание, уход из истории.
В памятную ночь на первое января мы, священники, клирошане и прихожане, ревностно молились в Храме под канонаду фейерверков, не обращая на них внимания. Я подумала о том, что, если бы все наши сограждане, зависимые от алкоголя и наркотиков, молились бы в эту ночь Святому мученику Вонифантию вместе с нами, то сколько бы изломанных судеб было спасено!
С трёх часов ночи началась Божественная Литургия, на которой причастились несколько детей. Служба закончилась в пять утра, и настоятель Храма о. Никола сердечно поблагодарил нас за молитвенное усердие и благословил в первый день января вкусить пищу с подсолнечным маслом. Усталые, но счастливые, вернулись мы все по домам в ожидании великого праздника Рождества Христова. Таким и только таким призван быть путь каждого русского человека, ибо отказ от воли Божией, от святоотеческой веры и традиций не принёс нам ничего, кроме бед. И всё же хочется верить, что добрый пример год от года будет находить своих последователей…
Галина Васильевна Чудинова, член Союза писателей России, кандидат филологических наук, член старообрядческой общины, Пермский край