20 ноября уходящего 2024 года в ресторанном зале московского Центрального Дома кино, родственники, друзья и поклонники поминали ушедшую накануне замечательную русскую и советскую актрису, заслуженную артистку РСФСР Светлану Светличную.
За поминальным столом сотрудники Гильдии актера при Союзе кинематографистов России вдруг с горечью и печалью известили присутствующих, что с января 2025 года нынешний Московский Дом кино прекратит свое существование…
Для меня это прозвучало, как гром среди ясного неба!
После многих поминальных добрых слов о почившей неповторимой Светлане Светличной я предложил поднять поминальный тост за наш великий Дом кино, которому также предстоит «умереть» и быть разрушенным после наступающего Нового 2025 года для строительства другого, нового Дома кино в Москве.
То есть мы в Доме кино поминали не только Светлану Светличную, но по такой печальной иронии проводили поминки, последние поминки по самому нашему родному Московскому Дому кино…
Было очень грустно на душе. Поминки по Дому кино…
Московский Центральный Дом кино на Васильевской улице – один из ярких светочей нашей советской русской культуры!
Он был основан в Москве 90 лет назад, в 1934 году. Располагался в столице, в разных зданиях. В нынешнее здание, расположенное на пересечении Васильевской и 2-й Брестской улиц Дом кино, творение Евгения Стамо, переехал в 1968 году.
Во время проектирования нового здания Союзу кинематографистов был подарен огромного размера витраж Фернана Леже, созданный им в 1951 году. Это сделала Надя Леже (Надежда Ходасевич) — вдова художника и очень близкая подруга министра культуры СССР Е.А. Фурцевой. С тех пор витраж, украшающий холл большого зала, является символом и визитной карточкой Дома кино.
В новом здании был обустроен большой по тем временам зал вместимостью 1100 зрителей. Здесь проходили премьеры фильмов, театрализованные постановки, концерты и фотовыставки. Вход осуществлялся по членским билетам Союза кинематографистов или по специальным приглашениям.
В 2016 году Дом кино объявил об изменениях в формате работы — киноклуб стал общедоступным, билеты на кинопоказы, пресс-конференции и мастер-классы теперь можно было приобрести в кассах города..
Московский Дом кино пять с лишним десятилетий являлся местом проведения самых значимых союзных и общероссийских кинофестивалей, в том числе «Ника» и «Золотой Орел», премьерных просмотров отечественных и мировых киношедевров, чествования великий мэтров отечественного киноискусства.
Я не забуду, как осенью 2021 года я присутствовал в Доме кино на чествовании 100-летнего юбилея основателя и первого директора Театра драмы и комедии на Таганке, ветерана Великой Отечественной войны Николая Лукьяновича Дупака. Это было невероятным и незабываемым зрелищем!
Московский Дом кино являлся своеобразным сакральным храмом для проведения гражданских панихид по усопшим великим замечательным киноактерам Советского Союза и России. Сергей Герасимов, Николай Крючков, Евгений Матвеев, Марина Ладынина, Вячеслав Тихонов, Владимир Меньшов, Клара Лучко, Алла Ларионова, Михаил Пуговкин, Нина Русланова, Зинаида Кириенко, Виктор Мережко и другие великолепные мэтры нашего киноискусства уходили в последний путь именно со сцен Московского Дома кино.
С нынешним Домом кино неразрывно был связан и Союз кинематографистов России, официальный офис которого находится пока в этом же здании. Проведение пленумов правления и съездов российского Союза кинематографистов именно в московском Доме кино было обязательно-ритуальным.
25 августа 2022 года в СМИ появилась информация, что ЦДК будет реконструирован: Москомархитектура одобрила проект Союза кинематографистов, который предусматривает застройку участка перед зданием новым комплексом площадью 29250 м², в который войдут жилые апартаменты площадью свыше 10 тыс. м², киноконцертный зал в два раза меньше размером (4540 м²), офисы и подземная часть на 6500 м². 19 апреля 2023 года появилась информация, что жилая часть проекта увеличится в 1,5 раза и составит 14 530 м², при этом общая площадь комплекса не увеличится; заместитель председателя Союза кинематографистов Валерий Тонких также сообщил, что решение о реконструкции было одобрено двумя съездами союза и пленумом его правления.
В сентябре 2024 года стало официально известно о закрытии Центрального дома кино на реконструкцию зимой 2025 года.
Эта весть вызвала острую грусть у многих, многих знаменитых артистов и кинорежиссеров, творческая деятельность которых неразрывно была связано с этим центром отечественного и мирового киноискусства.
Знаменитый Стас Садальский по этому горькому поводу только плачет: «Архитектор Дома Кино, советский зодчий Евгений Стамо, создатель Кремлевского Дворца съездов и Олимпийской деревни в Москве, строил на века. Само здание Дома кино могло простоять еще сто лет – это мнение экспертов, стены там крепкие… Наше поколение уходит, скоро не останется никого, кто имел отношение к Золотому веку советского кино. Но атмосферу можно сохранить. Для нас Дом Кино – это Храм, сравнение неудачное, но живое. Мы здесь выросли. Это место намоленное, его нельзя было трогать. Сколько здесь встречали побед и скольких провожали в последний путь?
А что будет с витражом Фернана Леже, который украшал Большой зал? Этот роскошный подарок Дому сделала когда-то вдова художника Надя Леже, и он давно стал символом Дома кино... Жаль Родину, жаль наш улей, и, конечно, пчел, которые трудились там всю жизнь. Что с ними теперь, куда их? Нормальный хозяин сначала кормит собаку, а потом себя».
Вот так. С развалом «великого и могучего» Советского Союза погибло и великое советское кино. А с гибелью великого советского кино с января 2025 года развалят и уничтожат великий московский Центральный Дом кино! Затем будут строить новый Дом кино… При этом, скорее всего, похитят и распилят выделенные миллиарды, затянут на неопределенный срок новое строительство, ну и все такое, с чем пришлось столкнуться новой России после смерти СССР — воровство, дикость, неопределенность, отсутствие четкого руководства и контроля со стороны компетентных органов…
И зачем необходимо было начать ломать такое фундаментальное, советское и историческое здание нашей великой отечественной культуры?! Неужели нельзя было провести капитальный ремонт канализации, электропроводки, водоснабжения и тому подобных необходимых внутренних коммуникаций?!
Но…
В конце декабря сего года мэтры российского кино приходят в свой московский Дом, прощаются с ним, трогают руками его стены и плачут… Внук замечательного российского режиссера Аллы Суриковой Никита Суриков и посвятил приговоренному на разрушение Дому кино свою эпитафию…
«Прощай, любимый Дом Кино».
«Уходишь… как мне с этим быть?
С тобой мне было суждено
Так много счастья разделить
А ты уйдёшь, оставив нас
Среди сомнения и смут.
Да, стены сносят тыщи раз,
Но наши чувства не снесут!».
Владимир Николаев, подполковник юстиции в отставке
5.
Я далек от мысли, что мои ностальгические воспоминания отменят грядущую реконструкцию. Решение согласовано с московскими властями, а акции протеста, преграждающие путь бульдозерам, сегодня не в тренде. В качестве запоздалого предостережения хочу напомнить ситуацию с многозальным (24 экрана!) киноцентром «Соловей». Когда его собрались сносить, на защиту любимого кинотеатра, тогда самого крупного в России, поднялась вся Москва. В дело пришлось вмешаться тогдашнему министру культуры Мединскому. Было обещано, что на месте киноцентра к 2020 году возникнет гостиничный комплекс и в нем появятся пять кинозалов.
Как пишут в романах, прошли годы. На месте киноцентра возникли... дорогие апартаменты. О кинозалах забыли. В итоге Красная Пресня и Москва остались без любимого кинотеатра.
4. ПОСЛЕДНИЙ КИНОСЕАНС В ДОМЕ КИНО
Никита Сергеевич, человек верующий, часто говорит о намоленных стенах храмов. Но ведь Дом кино — тоже храм! Только кинематографический. Его стены помнят триумфальные премьеры фильмов Сергея Бондарчука, Андрея Тарковского, Станислава Ростоцкого, Георгия Данелии, Глеба Панфилова, Леонида Гайдая, Сергея Соловьева, Элема Климова и Ларисы Шепитько, да и самого Михалкова. В Доме кино провожали в последний путь Василия Шукшина, Алексея Баталова, Вячеслава Тихонова, Татьяну Самойлову, Михаила Пуговкина, Зинаиду Кириенко, в конце ноября трогательно, до слез в глазах, простились со Светланой Светличной. Такое не забывается...
В моей судьбе Дом кино появился в перестройку, когда я был приглашен в московскую газету из Минска. Помню просмотры и горячие обсуждения дискуссионных фильмов «Маленькая Вера» Василия Пичула, «Меня зовут Арлекино» Валерия Рыбарева, «Легко ли быть молодым» Юриса Подниекса, ломавших многие стереотипы советского кино. Помню рождение «Ники» — первой независимой кинопремии, увенчавшей главным призом фильм «Покаяние» Тенгиза Абуладзе, только что вырванный из лап цензуры. Помню самоотверженную работу Конфликтной комиссии под руководством киноведа Андрея Плахова, которая сняла с полки и вернула в культурный обиход более 200 запрещенных советской властью фильмов, многие из которых сегодня стали классикой национального и мирового кино.
В перестроечные годы Дом кино, по словам тогдашнего его директора Юлия Гусмана, стал «вулканом демократических инициатив». Именно здесь кинематографисты потребовали вернуть гражданство Александру Солженицыну. Именно здесь посмертно выдвинули Владимира Высоцкого на Госпремию СССР. Именно Дом кино отдал свой зал для заседаний опальной Межрегиональной депутатской группы. Именно в Доме кино собиралась интеллигенция, чтобы выразить свое отношение к кровавым событиям в Тбилиси, Баку, Вильнюсе в те переломные для страны годы.
Стены Дома кино впитали в себя энергию нескольких поколений мастеров кино и зрителей, смотревших здесь фильмы Московского международного кинофестиваля. В Доме кино показывали свои картины Феллини и Вайда, Роберт Де Ниро и Кустурица, Милош Форман и Франко Дзеффирелли. Софи Лорен и Марчелло Мастроянни представляли здесь фильм «Подсолнухи», Джина Лоллобриджида открывала свою фотовыставку, Габриэль Гарсиа Маркес раздавал автографы. Здесь бывали Ким Новак, Жан-Поль Бельмондо, Ванесса Редгрейв и еще десятки мировых звезд. И по этой коллективной памяти — чугунной бабой, ковшом экскаватора?
3. Это за 1000 прочтений данной статьи уже перевалило ?!
2. Много читателей "РНЛ" помянули своим прочтением
1. Спаси Господи сайту за публикацию о прощании с нашим великим