Во вторник, 17 декабря, в Московском Доме национальностей состоялась научно-практическая конференция «Актуальность наследия русской мысли Древней Руси. Москва - Третий Рим и Второй Иерусалим: инок Филофей, Ермолай-Еразм, Митрополит Макарий, Иоанн Грозный и другие».
Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия» и Международный фонд славянской письменности и культуры продолжают проведение научно-практических конференций Просветительского проекта «Монументальная летопись России».
Круглый стол 17 декабря стал тематическим продолжением форума «Русские мыслители о судьбе и предназначении России», посвящённого актуальности наследия русской мысли Древней Руси.
Традиционным ведущим круглых столов является заместитель генерального директора Общественного Международного фонда славянской письменности и культуры Леонид Юрьевич Редкий.
С вступительным словом к участникам круглого стола обратился главный редактор «Русской народной линии», член Союза писателей России Анатолий Дмитриевич Степанов.
Он отметил, что вопрос об актуальности наследия мысли эпохи Московской Руси сегодня становится просто очевидным. В частности, идея «Москва – Третий Рим», которая появилась именно в эпоху Московской Руси в начале XVI века, сегодня неожиданно вошла не только в научный и публицистический дискурс, но и нередко становится предметом для размышлений современных политиков.
Идея «Москва – Третий Рим» является пониманием и развитием мысли святого апостола Павла об Удерживающем из его Послания к Фессалоникийцам (2:7). Не только идея «Москва – Третий Рим», но и целый круг идей, связанных с пониманием предназначения России, судьбы России, которые мы находим в документах той эпохи, важен и сегодня.
Анатолий Степанов выразил уверенность, что эти проблемы будут обсуждаться в дискуссии.
Затем дистанционно выступил доктор философских наук, профессор, научный руководитель Российского института истории искусств Александр Леонидович Казин.
Философ отметил, что именно в эпоху Московской Руси происходит фундаментальное расхождение Русской и Западной цивилизаций. Если на Руси сохраняется представление о Божественном устроении жизни и продолжает господствовать идея теоцентризма, то начиная с эпохи Возрождения, в западной цивилизации в среде интеллектуалов утверждается идея антропоцентризма. Интеллектуальная жизнь перемещается из монастырей в университеты. И это тоже принципиальный факт той эпохи.
В культуре и живописи мы видим фундаментальное расхождение двух цивилизаций. Отказ Запада от Христианства, который произошёл в эпоху Просвещения, был вполне закономерен и основан на тех средневековых идеалах, которые уже укоренились в западной культуре.
Александр Леонидович видит будущее как напряженное столкновение двух путей истории, которые сегодня олицетворяют Русская и Западная цивилизации.
Примечателен в этом смысле курс на искусственный интеллект, который взят на Западе. Это уже конечная точка истории, переход в небытие, поскольку искусственному интеллекту не нужен человек.
Далее выступил настоятель московского Храма святителя Николая на Берсеневке игумен Кирилл (Сахаров). Отец Кирилл, будучи историком по образованию, отметил, что идея «Москва – Третий Рим» явилась «жалом в плоть» для греков. И тогда уже началось наше противостояние, в том числе и с греками. На Руси, вопреки господствовавшим долгое время представлениям, существовала в эпоху Средневековья культура: иконопись, церковное пение, зодчество. Но это культура была фактически богословием в красках, пении, слове и камне
Игумен Кирилл считает, что важнейшей проблемой для нашей истории явился раскол, поэтому выдвинул идею реабилитации Стоглавого Собора 1551 года и включение его в корпус современных норм и права.
Обращаясь к эпохе раскола, игумен Кирилл процитировал Солженицына, который видел связь событий XVII века и 1917 года.
И сегодня, по мнению отца Кирилла, подобная перекличка происходит в Сирии. Он напомнил, что на Патриарха Никона, который начал церковные реформы, приведшие к расколу, очень сильно повлиял тогдашний Антиохийский Патриарх Макарий.
Далее выступил историк-источниковед, научный редактор Информационно-исследовательской службы «Царское Дело» Леонид Евгеньевич Болотин.
Он согласился с отцом Кириллом в важности внимания к Стоглавому Собору, который взращен на идеи «Москва – Третий Рим». А «Третий Рим» является, по сути, остовом, костяком русской цивилизации.
Идея Москвы как Третьего Рима, также как и триада «Православие. Самодержавие. Народность», сегодня чрезвычайно актуальна. И это не просто наше наследие, а наша авангардная стратегия, отметил историк.
Выступивший дистанционно философ и публицист из Перми Алексей Николаевич Ощепков также подверг критике идеи об отсутствии просвещения в эпоху Киевской и Московской Руси. Напротив, мы видим высокий уровень культуры той эпохи. И в качестве примера докладчик обратился к историческому документу «Хождение за три моря Афанасия Никитина», который в своём труде демонстрирует высочайший уровень развития культуры.
Художник Филипп Москвитин в своём выступлении рассказал, что он сейчас пишет картину о поставлении на Патриарший престол первого Патриарха Иова, поэтому тесно соприкасается с темой «Третьего Рима». Ведь именно в ту эпоху наш символ «Двуглавый Орёл» получил две свои главы – Царя и Патриарха.
К сожалению, как отметил художник, до сих пор среди нашего духовенства присутствует грекофильство. Часто можно столкнуться с тем, что некоторые наши священники отрицают идею «Третьего Рима», посетовал он.
Далее дистанционно выступил доктор исторических наук, кандидат филологических наук, директор Центра исторической психологии при кафедре истории славянских и балканских стран Института истории СпбГУ протодиакон Владимир Василик.
Отец Владимир посвятил своё выступление причинам раскола и пониманию феномена старообрядчества. Выступление отца Владимира опубликовано на «Русской народной линии».
Заведующий отделом по взаимодействию с Русской Церковью Института стран СНГ, глава московского отделения Союза православных граждан Кирилл Александрович Фролов в своём выступлении отметил, что учение о «Третьем Риме» не просто концепция и философское открытие, а настоящее предание Церкви, которое находит подтверждение не только в письмах инока Филофея, но и в письме Константинопольского Патриарха Иеремии и в решениях двух Архиерейских Соборов.
В своём выступлении эксперт коснулся современных актуальных проблем, имеющих религиозное измерение. В частности, угрозы, которые таят приход к власти в США Дональда Трампа. По мнению Фролова, это будет означать открытую подготовку пришествия антихриста.
К сожалению, многие очарованы мирными инициативами Трампа и не понимают данного фундаментального факта. Нам же, по мнению докладчика, «позарез» нужна спецоперация по просвещению русского народа русскими смыслами – теми смыслами, которые мы находим в нашей истории.
Далее выступил председатель организации «Евро-Русь» (Бельгия) Роман Крис. В прошлом католик, принявший Православие, отметил, что он не понаслышке знает, что происходит на Западе. И это «не подарок для души». Согласно учению известного английского геополитика Маккиндера, Россия является Хартлендом, центром мира, но Россия, как полагает русский бельгиец, является не только геополитическим центром мира, но и центром человечества в очах Божиих. Поэтому-то и такие глубокие корни у русофобии.
Запад не раз пытался победить Россию, напомнил он. И уже, казалось бы, побеждал, но сохранялись в русской почве корни, которые давали побеги и Россия снова восставала.
Сегодня, если Россия не победит на СВО, то мир будет сатанинским, не сомневается Роман Крис. Он убеждён, что, если России больше не будет – то на земле будет ад, поскольку именно в России живёт Бог.
В ходе проведения круглого стола состоялась оживлённая дискуссия по затрагиваемым экспертами проблемам и вопросам, в том числе по теме старообрядчества.
Видеозаписи круглого стола будут опубликованы на «Русской народной линии».
Подводя итоги заседания, главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов отметил, что сегодня многие идеи, появившиеся в эпоху Московской Руси, актуальны. И самая актуальная из них идея «Москва – Третий Рим» всё глубже проникает в плоть и ткань современной эпохи.
По мнению Анатолия Степанова, дискуссия, состоявшаяся в Московском Доме национальностей, несомненно, внесёт свой вклад в понимание этой фундаментальной для русской цивилизации идеи.