То, что произошло в Сирии, до сих пор вызывает шок. Падение режима Башара Асада в Сирии оказалось слишком стремительным как для друзей, так и для врагов. Менее 13 дней длился «блицкриг» боевиков ХТШ (запрещённая в России террористическая организация), что невероятно на фоне 13 лет войны, в ходе которых несколько раз казалось, что Асад обречён, но ему всякий раз удавалось удержать ситуацию под контролем, даже когда враги стояли на подступах к Дамаску. А тут марш боевиков из Идлиба в Дамаск напоминал даже не прогулку, а спринт.
Не хочется рассуждать о «договорняках», о том, знали ли в России и Иране о предстоящем броске террористов — сейчас многие пишут о том, что он готовился давно, и Асада предупреждали буквально все. Рассуждения об этом оставим конспирологам. Сегодня хочется проанализировать чисто военную составляющую этой короткой войны.
Которой, на самом деле, не было. То есть боевики практически не встречали сопротивления, без боя занимали города, за которые раньше бои шли годами. Внезапно все увидели, что Сирийская арабская армия это не более, чем фикция, которая рассыпалась при легком толчке.
Конечно, в первую очередь, нужно упомянуть, что всё это стало возможно, благодаря «договорнякам» 2018 и 2020 гг., тому, что не додавили террористов, хотя возможность тогда была, дали им время на передышку и перевооружение.
Да, ключевую роль сыграла подготовка боевиков, которые оказались снабжены турецкой бронетехникой, беспилотниками, американской системой связи Starlink, а сами террористы внезапно научились мастерски со всем этим обращаться, чему, в частности, немало помогли украинцы с опытом противостояния с ВС РФ.
Крайне важным оказался сам момент атаки ХТШ (запрещённая в России террористическая организация) — когда Россия была полностью занята на СВО и не могла ничего противопоставить, а иранские прокси, в частности, «Хезболла» оказались обезглавлены и сильно потрёпаны в боях с Израилем, да и в самом Иране происходят странные процессы, напоминающие «перестройку» в связи с внутренней борьбой за власть.
Но всё же стоит обратить внимания и на «внутренние» факторы. Как ни парадоксально, но есть доля истины в словах турецкого президента Эрдогана, по мнению которого всему виной то, что президент Сирии так и не наладил диалога со своим народом. Это так. Сирийское руководство почивало на лаврах победы (не ими добытой) и не считало нужным не только дать населению какой-то образ будущего, но и просто попытаться изменить его жизнь к лучшему. Неудивительно, что коррумпированный и прогнивший режим никто не захотел защищать даже под страхом прихода исламистов. Армия даже не пыталась, хотя это ее работа. Солдаты САА просто бросали оружие и форму, а некоторые и вовсе переходили на сторону боевиков, командование рассыпалось одномоментно.
Разумеется, это относится не ко всем. В сирийской армии до последнего оставались боеспособные подразделения, такие как 4-я бронетанковая дивизия или известная на весь мир «Сила тигра», республиканская гвардия и Национальные Силы Обороны, добровольцы, которые успешно вели бои до появления в стране российских военных. Многие преданные стране солдаты и офицеры оказались брошенными своими командирами и политиками, и хочется верить, что им удастся пережить эти страшные дни.
Однако после фактической заморозки в 2020 году началось сокращение численности вооруженных сил, под предлогом санкций, армии урезали содержание, отменили призыв. Многие популярные командиры были отстранены и задвинуты, повсюду процветало сплошное кумовство и коррупция.
Многое из этого присутствовало и раньше, но в былые годы эти огрехи компенсировались чутким руководством россиян, в частности, представителями одной известной ЧВК, которая в Сирии не только наводила ужас на боевиков, но и была непреклонным авторитетом для местных военных.
Так один из бывших «музыкантов» рассказывает «Царьграду», что в сменившей их ЧВК «Редут» всё было иначе: «Приехал сын, брат, сват — всё, ты будешь начальником, а в «Вагнере» руководящую должность надо было заслужить».
Кроме того, по его словам, сирийская военная разведка быстро начала наглеть и ставить русским свои условия. При этом подготовка в САР была никакая: все просто сидели на своих постах, пили чай и курили кальян. Хорошо: войны нет, а деньги капают. При этом у сирийских военных полностью отсутствовала мотивация, что делало их столкновение с идеологически заряженными боевиками изначально проигрышным делом.
Вопросы есть и к российским военным. В последние годы Сирия превратилась в место «почётной ссылки» проштрафившихся генералов. В частности, в последнее время во главе нашей группировкой стоял Сергей Кисель, который в начале СВО командовал 1-й танковой армией и прославился провальным наступлением на Харьков, где наши потеряли множество человек убитыми, оставив бандеровцам немало оружия и техники. После этого его перевели начальником штаба русской группировки войск в Сирии. Вроде войны нет, значит, не сможет накосячить. Но война внезапно пришла. 1 декабря, через пять дней после начала броска террористов, его сняли, но что это уже меняло? Тем более, что менять нужно было систему, а не одного или даже двух-трех командиров.
«Виновны те, кто после 2020 года свёл функции России к показным патрулям и парадам, а также отработки по целям для галочки. Виновны те, кто пролюбил рычаги контроля над ситуацией», — так ситуацию описывает тлг-канал «Рыбарь».
Конечно, можно сколько угодно пенять на местных, но вопросы всегда нужно задавать в первую очередь себе. Ведь освобождённые территории Сирии, по сути, были переданы под контроль российским военным, в задачу которых входило не только их удержание, но и подготовка местных к тому, что наших там рано или поздно не будет в достаточном количестве, как и произошло в начале СВО. Выполнена эта задача?
Судя по тем результатам, что мы видим — нет, можно говорить о серьезных просчёетах назначенных для этого кадров, которые не смогли организовать подготовку сирийских войск на должном уровне. При том, что наверх отправлялись победные реляции и бравурные отчёты, и вся Россия была уверена, что ситуация в Сирии под надёжным контролем.
Интересно, кто-то понесёт ответственность уже просто за дезинформацию руководства об обстановке на «земле» и за доведение ситуации с подготовкой сирийской армии до полного коллапса последней, или опять все ограничится переводом на другую работу, да ещё и с повышением и присвоением очередного воинского звания?
При этом нельзя не отметить, что есть примеры и грамотного руководства, а также самоотверженности наших военных. Так, благодаря профессионализму лётчиков ВКС, бойцов Сил специальных операций и сформированному год назад Африканскому корпусу, удалось избежать трагедии и сохранить жизни личного состава группировки и дорогостоящую военную технику.
В любом случае, следует извлечь серьезные уроки из произошедшего, не ограничиваясь наказанием виновных. Первый и главный из них — никакие «договорняки» и «заморозки» не гарантируют возобновления войны в любой момент, а враг наш хитёр и коварен, так что удар нужно ждать отовсюду и круглосуточно. Второе, необходимо радикально поменять отношение к кадровой политике: выдвигать достойных офицеров, которые зарекомендовали себя за время проведения СВО. Настало время радикальных субъектов – боевых офицеров и генералов, способных в трудный момент взять на себя ответственность. Время приспособленцев, самодуров и паркетных лакеев должно уйти в прошлое раз и навсегда.
Дмитрий Николаевич Родионов, политолог, директор Центра геополитических исследований ИИР