Будучи в глубинке, познакомился с пятидесятническим пастором. Он побывал у нас в гостях, мы у него побывали. Завязался контакт, многого они не знали, прониклись, особенно супруга. Высказали пожелание: «Когда в следующий раз о. Кирилл будет приезжать, ставьте нас в известность».
Приехали в следующий раз, зашли к ним, но уже совершенно иное отношение – отрывистое, стремление побыстрей расстаться. Не знаю, что случилось, может быть, супруга начала в чём-то сомневаться, и он забеспокоился. А я уже подготовил следующую тему для беседы – о Священном Предании.
Господь дал нам Божественное Откровение, оно имеет два источника – Священного Писания и Священного Предания. Что касаемо Священного Писания, то тут все понятно – это Слово Божие.
Кстати, сектанты пользуются тем кодексом Библии, который был Церковью в начале IV века на Арльском Соборе, зафиксирован, авторизирован, как несомненное Слово Божие. Дело в том, что было много апокрифов – ложных писаний, и нужно было отделить пшеницу от плевел. Были Евангелие от Фомы, Деяния Петра и так далее. Они отличаются некоей несуразицей, изображением чудес Христовых, похожих на волшебство. Допустим, маленький Исус игрался, делал глиняных птичек, а потом их оживил. Вот такие вещи встречаются в апокрифах, то есть нравственного назидания здесь мы не усматриваем. Церковь их отделила от истинных Богодохновенных Писаний.
Сектанты пользуются тем, что Церковь дала, пользуются этим кодексом Священного Писания. Есть книги в Священном Писании канонические, а есть неканонические. Канонические считаются несомненным Словом Божиим, а неканонические полезными, назидательными, но не имеющими того же уровня богодохновенности, как книги канонические.
В Ветхом Завете 50 книг, из них 39 канонических и 11 неканонических. Что касается Священного Предания — это то, что не вошло в Священное Писание, но также является авторитетным источником нашей веры. Дело в том, что Сам Христос ничего не написал – самое раннее Евангелие от Матфея, относится к 40-м годам I века, а самое позднее – к концу I столетия.
Когда сектанты нас спрашивают: «Откуда вы это взяли? Назовите главу, стих, книгу, где это написано?»
Мы отвечаем: «Это по Преданию к нам дошло».
«Что за Предание? Мы признаем только Слово Божие», - говорили они.
А вот, допустим, апостол Павел во Втором Послании к солуняном призывает: «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас».
Как с этим быть? Слово «Предание» неоднократно встречается в Новом Завете. Получается, что нужно поступать не только в соответствии со Словом Божиим, но еще и по Преданию. Значит и Предание должно быть для нас ориентиром.
Какие же конкретные вещи мы можем упомянуть в качестве дошедшего до нас по Преданию? Да, мы знаем, что Крещение было установлено Самим Христом. В Евангелии от Иоанна читаем: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Речь идет о Крещении. То есть без Крещения невозможно спасение – «Кто будет веровать и крестится – спасен будет». Вопрос: а как крестить? Троекратно. Откуда это известно? Из Священного Предания. 50-е Апостольское правило зафиксировало, что, если священник совершает Крещение не в три погружения, да будет извержен.
У баптистов практикуется единократное погружение. Вопрос: можем ли мы принять такое Крещение, которое совершается не по Преданию, вопреки 50-му Апостольскому правилу не троекратно, а единократно?
Они ссылаются на то, что Христос умер однажды, поэтому крестят единожды. Мы же говорим: «Он три дня был во Гробе, поэтому необходимо троекратно погружать».
Где говорится в Писании о праздновании Пасхи и Рождества Христова? Тем не менее, баптисты отмечают и Рождество и Пасху. Это тоже по Преданию. Это просто было изначально, записано не было, но было в жизни Церкви. Св. Василий Великий писал, что совершительные слова Святой Евхаристии дошли до нас по Преданию. Налагаем мы на себя крестное знамение тоже согласно Преданию. Вся жизнь Церкви – это есть Предание. В конце Евангелия от Иоанна мы читаем: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг».
Получается, что Священное Писание зафиксировало очень важную часть Божественного Откровения, может быть, важнейшую, но, тем не менее, много что иного сотворил Исус, что не было записано в нем.
Апостол Павел в одном из своих Посланий отметил, что он «кратко написал». Ведь как бывает? Прошло собрание в течение 3-4 часов, а в его итоге резолюция на полторы странички. Где же остальное? Остальное осуществляется на практике, в данном случае - в жизни Церкви. В другом Послании (кажется, к Ефесяном) апостол Павел писал - «три года со слезами я учил каждого из вас». А в итоге мы имеем только сравнительно небольшое послание.
К Тимофею апостол Павел пишет: «То, что ты слышал от меня, передай другим». Не напиши, а передай. Значит, нечто было передано - то, что не вошло в Послание к Тимофею. Баптисты возражают: «Ну, это предания человеческие, предания старцев, о чем сказано в Писании». Мы же утверждаем, что есть и Апостольское Предание – это неоспоримо. Вот ключевая цитата из 2-го Послания к солунянам апостола Павла: «Итак, братия, стойте и держите Предания, которым вы научились или словом, или посланием нашим».
То есть или устно, или письменно. «Предания» с большой буквы. Как это можно назвать преданием старцев, преданием человеческим, когда апостол Павел призывает их соблюдать. Итак, есть Предание с большой буквы, которое является авторитетным источником нашей веры. И мы можем кратко ответить на вопрос: «А где это написано, почему у вас то или это имеет место быть?» Мы отвечаем: «Это по Преданию до нас дошло». Аминь.
Игумен Кирилл (Сахаров), настоятель храма свт. Николы на Берсеневке, член Союза писателей России