Мы получили письмо от наших православных читателей из Казахстана о печальной проблеме создания коммерческого проекта вокруг явно выдуманной истории о явлении Божией Матери на горе Кызыл-Жар Аксайского ущелья близ Алма-Аты. По крайней мере, никаких документальных свидетельств, никаких преданий об этом ранее не было известно при прежних архиереях. Ничего подобного не рассказывали и старые священники и верующие Алма-Аты. Ну и, разумеется, никаких доказательств со стороны Митрополии верующим и общественности не представлено. Всё это ведёт только к дискредитации Русской Православной Церкви. Об этом и письмо, которое мы предлагаем вниманию читателей.
Уважаемая редакция Русской Народной Линии! На Вашем портале 22.12.2023 г. была опубликована статья «"Благочестивая мифология" или коммерческий проект?».
В этой статье от лица прихожан православных храмов города Алма-Аты выражалось беспокойство, связанное с безосновательным заявлением руководства Казахстанского Митрополичьего округа о том, что на горе Кызыл-Жар Аксайского ущелья, близ города Алма-Аты в 1913 году якобы было явление Божией Матери преподобномученикам Серафиму (Богоявленскому, †11 августа 1921 г.) и Феогносту (Пивоварову, †11 августа 1921 г.). В связи с чем на сайте Митрополичьего округа Казахстана было опубликовано заявление, что гора Кызыл-Жар ныне является «уделом Царицы Небесной в Казахстане».
Авторы статьи запрашивали объяснений от Алма-Атинской епархии и лично от митрополита Астанайского и Казахстанского Александра, на основании каких фактов было сделано такое заявление.
Поскольку данное утверждение является ни чем иным, как современным мифотворчеством, была выражена просьба к Казахстанскому Владыке «прекратить поощрять и распространять это безумство, а также демонтировать все информационные стенды, посвященные этому ложному "явлению" в Аксайском скиту, упразднить так называемую "икону явления Пресвятой Богородицы преподобномученикам Серафиму и Феогносту" и повлиять на то, чтобы прекратились "вбросы" в информационное поле наглой лжи о Богоматери».
Прошёл уже год с момента появления этой публикации, но до сего дня не было услышано от Высокопреосвященнейшего митрополита Александра никаких объяснений по этому вопросу. Также не было обнародовано ни одного доказательства, подтверждающих данное заявление.
Напротив, в Аксайском скиту на горе Кызыл-Жар появились новые объекты – указатели, стенды (уже основательно вмонтированные на скитской территории) и проч., оповещающие паломников и туристов, что такое «явление» имело место быть. Ну, а икона «явление Божией Матери иеромонахам Серафиму и Феогносту» поставлена в центре скита, у места обретения их святых мощей.
Естественно, в связи с этими событиями вновь возникают вопросы к митрополиту Александру. Если, по его мнению, такое явление действительно произошло в 1913 году, и у Его Высокопреосвященства есть тому доказательства, почему же Его Высокопреосвященству не поступить так, как того требует церковная дисциплина – подать соответствующий рапорт Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу, приложив к нему документальные свидетельства, подтверждающие сие явление. Или вынести этот вопрос на обсуждение Священного Синода Русской Православной Церкви и таким образом, если мнение Синода будет положительным, официально утвердить сей факт и объявить гору Кызыл-Жар Аксайского ущелья новым уделом Царицы Небесной. И тогда уже канонизировать иконописный образ сего явления, оповестить об этом всю полноту Православной Церкви, определить день празднования и внести в церковный календарь.
Но, увы, вопрос этот не выносился даже на обсуждение местного Синода Казахстанского Митрополичьего округа. И в обход всех церковных правил Высокопреосвященнейший митрополит Александр просто и безапелляционно заявил – было явление Богоматери преподобномученикам Серафиму и Феогносту – и аминь!
Рассуждать далее о том, что подобной ложью подкладывается динамит под фундамент церковной истории и духовных традиций Церкви, думаем, не стоит. Это и так понятно.
Или о том, что в государстве, преимущественно с мусульманским населением такими заявлениями подтачивается доверие к Православной Церкви – тоже очевидно. Продолжать перечень негативных последствий этой лжи можно долго.
Поэтому продолжать умалчивать о беспрецедентном обмане со стороны православного иерарха, развивать и поддерживать лживые мифы, выдавая их за истину – дело не христианское.
Не оставляет надежда, что священноначалие нашей Церкви обратит внимание на происходящие в Казахстанском Митрополичьем округе события и примет соответствующие меры.