От редакции: Это письмо мы получили на адрес редакционной почты от неизвестных нам лиц православных людей из Казахстана. Мы не имеем обыкновения публиковать анонимные тексты, ибо есть опасность, что авторы могут искажать факты. Но это письмо снабжено фото и видео материалами, подтверждающими правоту авторов. Видео мы закачали на наш тлг-канал, чтобы читатель мог увидеть сам.
Оказывается, православный Казахстан уже давно будоражит новость о придуманном чуде с явлением Божией Матери, но основе чего развернулась работа по превращению Аксайского скита в центр туризма и паломничества. Словом, успешный коммерческий проект на имени … Божией Матери. И всё это с благословения правящего архиерея. Не понятно только митрополит Александр введён в заблуждение церковными коммерсантами или лично поддерживает эту «благочестивую мифологию»? Хочется надеяться, что первое.
В любом случае, этот коммерческий проект может больно ударить по авторитету Церкви, особенно учитывая, что Казахстан – мусульманская страна. Хочется надеяться, что подобного рода игры «в новый удел Пресвятой Богородицы» прекратятся.
Уважаемая редакция Русской Народной Линии! В настоящее время в городе Алма-Ате большой резонанс вызывает заявление о том, что в предгорьях Заилийского Алатау на горе Кызыл-Жар Аксайского ущелья близ города Алма-Аты в 1913 году было явление Божией Матери преподобномученикам Серафиму (Богоявленскому, †11 августа 1921 г.) и Феогносту (Пивоварову, †11 августа 1921 г.), а потому «это место, – как пишется на официальном сайте Казахстанского Митрополичьего округа, – по праву можно именовать уделом Царицы Небесной в Казахстане».
Это заявление исходит непосредственно от Главы Казахстанской митрополии митрополита Александра.
До сего времени православные алмаатинцы ничего подобного никогда не слышали и никаких свидетельств о явлении Божией Матери на горе Кызыл-Жар никогда не было.
То, что мы знаем о подвиге преподобномучеников Алма-Атинских Серафима и Феогноста, подробно отражено в их жизнеописании, составленном на основании рассказов непосредственных свидетелей событий того времени и опубликованном в книге «Крест на Красном обрыве», неоднократно издававшейся, как в Казахстане, так и в России.
Из этого жизнеописания видно, что первым и основным свидетелем является духовная дочь преподобномученика Серафима (Богословского), постриженица преподобномученика Пахомия (Русина), исповедница веры, последняя монахиня Верненского Иверско-Серафимовского женского монастыря Магдалина (Халина [1888 – 1993 гг.]). Именно вместе с ней (тогда послушницей Феоктистой), а также с инокиней того же монастыря Александрой (Нагибиной) иеромонах Серафим и странник Виктор выбирали в 1913 году место для нового скита в Аксайском ущелье. И матушка Магдалина была свидетельницей того, как Господь указал им место на горе Кызыл-Жар: отец Серафим и странник Виктор видели сияние Божиего света – явление Божественной благодати на месте будущего скита. Но ни о каком явлении Пресвятой Богородицы речи в ее воспоминаниях не шло. Рассказ матушки, почти дословно был включен в текст жития преподобномучеников Серафима и Феогноста.
Вторым важным свидетелем является Анастасия Степановна Нагибина (1916-1999 гг.) – племянница инокини Александры (Нагибиной), которая, будучи сиротой, с малых лет жила и воспитывалась в среде верненских монахинь. Анастасия Степановна обладала прекрасной памятью и до последних своих лет помнила мельчайшие подробности жизни алма-атинских подвижников и подвижниц. Вместе с матушками она нередко поднималась на место гибели иеромонахов Серафима и Феогноста, слушала воспоминания о мучениках, которыми делились между собой верненские монахини.
Несомненно, она не могла бы не знать от них о «явлении Божией Матери» на горе Кызыл-Жар, если бы на самом деле произошло такое великое событие. Но и Анастасия Степановна о таком «явлении» никогда не упоминала, ибо никогда о нем не слышала.
Кроме того, до начала 2000-х годов дожила дочь пасечников, проживавших на соседней горе и друживших с Алма-Атинскими преподобномучениками – Клавдия Ивановна Костюкова (1915 г. р.), которая в детском возрасте ходила в Аксайский скит вместе со своими родителями. Ее рассказ о событиях тех лет тоже опубликовали в книге «Крест на Красном обрыве». Но и Клавдия Ивановна ничего не рассказывала алматинцам о «явлении Богоматери» иеромонахам Серафиму и Феогносту.
Также необходимо обратиться к памяти народной – к рассказам тех православных христиан, которые в годы гонений сохраняли предание о преподобномучениках Алма-Атинских. Ежегодно 11 августа люди поднимались на гору Кызыл-Жар и молились на могиле иеромонахов. Сведения об их жизни передавалось из уст в уста, из поколения в поколения.
Однако и от наших, родителей, бабушек и дедушек мы никогда не слышали о «явлении Пресвятой Богородицы» на горе Кызыл-Жар. Но ведь, если бы такое величайшее событие имело место быть, несомненно, боголюбивые жители Алма-Аты не могли бы о нем забыть, и их свидетельство дошло бы до наших дней.
Кроме всего прочего, мы хорошо знакомы с наследием Митрополитов Алма-Атинских и Казахстанских священноисповедника Николая (Могилевского) и Иосифа (Чернова). В печатных изданиях, посвященных этим святителям, в личных их воспоминаниях не встречается никакого, даже самого малого упоминания о сем «чуде». Нигде никогда они не обмолвились об этом даже намёком. А ведь наши Митрополиты были очень близки к народу. К тому же митрополит Николай заступил на Алма-Атинскую кафедру всего лишь через 24 года после гибели Алма-Атинскох подвижников Серафима и Феогноста, и то поколение, которое наполняло тогда Никольский собор и Казанскую церковь в Алма-Ате, были свидетелями событий тех лет.
Чтобы избежать ошибочных выводов, мы связались с предшественниками митрополита Александра по архиерейской кафедре. Ответ был таков.
Митрополит Евсевий (Саввин), который управлял Алма-Атинской и Казахстанской епархией с 1984 по 1990 год (ныне на покое) на вопрос, слышал ли он от алма-атинского духовенства или прихожан алма-атинских храмов о явлении преподобномученикам Серафиму и Феогносту в 1913 году Пресвятой Богородицы на горе Кызыл-Жар, ответил, что ничего подобного не припомнит.
Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий (Кутепов), который управлял Алма-Атинской и Астанайской епархией с 1990 по 2002 год, на тот же вопрос ответил, что ни разу такого не слышал.
Митрополит Пермский и Кунгурский Мефодий (Немцов), который управлял Алма-Атинской и Астанайской епархией с 2003 по 2009 год, также ответил, что о таком явлении никогда не слышал.
Впрочем, есть ли смысл далее нам доказывать, что не было того, чего не было? Наверное, логичней было бы тем людям, которые заявляют о «явлении Божией Матери на горе Кызыл-Жар», самим аргументировать, что такое явление имело место быть и привести тому доказательства: свидетельства и документы. Откуда вдруг появилась у них такая информация, которая активно распространяется ныне по пространству Русской Православной Церкви?
Мы же можем с уверенностью сказать, что это миф, а значит – кощунство и ложь на Пресвятую Деву Марию.
Святитель Димитрий Ростовский эпиграфом к «Четьи минеям» взял слова: «Да не солгу на святаго». Это – главный принцип в деле агиографии. Ныне же мы видим не только ложь на святых, но ложь на Царицу Небесную. Как мы понимаем, Ею, Пречистой, решили манипулировать для «популяризации» Аксайского скита с целью привлечения паломников и туристов. Говоря современным языком, понадобилась «фишка» для пиара, и этой «фишкой» решили сделать Пресвятую Богородицу, Матерь Господа нашего Иисуса Христа! Кроме того, объявив о сем невиданном «чуде», было сделано заявление, что гора Кызыл-Жар отныне является уделом Пресвятой Богородицы на земле Казахстана! Кто способен на такие деяния?!
Помнится, большевики в 1920-30-е годы крушили храмы, боролись с религией и утверждали, что «попы обманывают народ» ложными явлениями и чудесами для извлечения собственной выгоды. Но что мы видим теперь? Неужели мы хотим уронить авторитет Церкви? Неужели желаем, чтобы люди утратили доверие к духовенству и к Архипастырям? Ведь этот обман рано или поздно обязательно выйдет наружу, ибо «нет ничего тайного, что не стало бы явным».
К сожалению, бездоказательное утверждение митрополита Александра о якобы бывшем явлении Богоматери на горе Кызыл-Жар продолжают укоренять в Алма-Атинской епархии – написана икона «явления Божией Матери преподобномученикам Серафиму и Феогносту», смонтирован видеоматериал, на горе Кызыл-Жар установлены информационные стенды. Люди невоцерковленные, поверив СМИ, приезжают в Аксайский скит и просят насельников указать место «явления», но те ничего объяснить им не могут.
Мы, православные жители Алматы, считаем, что в настоящее время, когда в Казахстане поднимает голову русофобия, представителям Русской Православной Церкви в Казахстане нужно быть крайне осторожными и избегать мифологии и лживого «пиара», дабы нас не обвинили в обмане и тем самым не был нанесен ущерб авторитету Русской Православной Церкви.
Мы хотели бы попросить уважаемого митрополита Александра прекратить поощрять и распространять это безумство, а также демонтировать все информационные стенды, посвященные ложному «явлению» в Аксайском скиту, упразднить так называемую «икону явления Пресвятой Богородицы преподобномученикам Серафиму и Феогносту» и повлиять на то, чтобы прекратились «вбросы» в информационное поле наглой лжи о Богоматери.
Прихожане православных храмов города Алма-Аты