Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа

Обращение православной общественности к Святейшему Патриарху Кириллу

Царская Россия  Иван Грозный  Русская цивилизация и Запад 
0
1015
Время на чтение 7 минут
Фото: Коваленко Иван Анатольевич, фрагмент

В редакцию «Русской народной линии» поступил текст обращения православной общественности на имя Святейшего патриарха Московского и всея Руси Кирилла по вопросу причастности Государя Иоанна Васильевича Грозного и руководителя Опричнины Малюты (Григория Лукьяновича) Скуратова к убийству митрополита Московского и всея Руси святителя Филиппа. Предлагаем читателю текст этого обращения.

Ваше Святейшество! Мы с душевной пользой слушаем и читаем Ваши проповеди. Особенно нас вдохновила Ваша проповедь от 6 сентября нынешнего 2024 года на празднике перенесения мощей святителя Петра митрополита Киевского и Московского, Ваши слова в проповеди о Российском Государстве как Удерживающем от пришествия в мiр антихриста (2 Сол. 2:7).

Однако, в своей проповеди 16 июля 2024 года в Успенском Соборе Московского Кремля Вы сказали, что якобы Царь Иоанн Васильевич Грозный якобы собственноручно убил митрополита Московского и всея Руси Филиппа.

Видимо, Вы оговорились или Ваши помощники, готовя материалы для Вашей проповеди, допустили ошибку. Ни один исторический источник, ни один профессиональный историк подобного никогда не утверждал. Более того, относительно недавно, в августе 2021 года, Президент России Владимир Путин на встрече с губернатором Тверской области Игорем Руденей, а затем на Восточном экономическом форуме в том же году справедливо заметил, что недостоверны сведения и о том, что в смерти митрополита Филиппа якобы виновен один из руководителей Опричнины Малюта Скуратов. Наш Президент в этом своем выступлении опирался на надежные данные современной исторической науки, основанные на первоисточниках.

Обвинения о якобы виновности опричников в смерти святителя Филиппа первоначально еще в XVI веке выдвигали враги России и Русской Церкви. Это были немецкие бароны, наёмники Иоанн Таубе и Эрик Крузе, служившие в русском войске (но не бывшие опричниками, так как они не были православными). Они изменили Царю и перешли на сторону врагов России. В своем клеветническом сочинении, ориентированном на неосведомленного иноземного читателя, они писали о походе Царя Иоанна Васильевича на Новгород в декабре 1569 года несуразную ложь: Царь якобы уничтожил все население города Клина, а в Твери якобы убил 90 тысяч человек, остальных тверичей уничтожил голодом, а святитель Филипп якобы был веревкой задушен Малютой Скуратовым и тело его было утоплено в Волге.

Все это явная ложь. Население Твери составляло всего 30 тысяч человек. Ни одна русская летопись не сообщает о каких-то опалах Царя на жителей Клина и Твери. В Новгородскую епархию, где была обнаружена измена Царю, эти города не входили, и наказывать их жителей было не за что. Профессор Руслан Скрынников особо отмечал, что отсутствуют какие-либо опальные из этих городов в так называемом Царском Синодике опальных, за исключением одного человека в Клину. А профессор Александр Филюшкин относил сочинения Таубе и Крузе к черному пиару Западных стран во время их войны с Россией за Ливонию. Как известно, честное тело святителя Филиппа не было утоплено в Волге, а с благоговением было захоронено монахами Тверского Отроча монастыря у стен монастырского Успенского Собора, где через 20 лет и были обретены его мощи. То есть, ложью являются все сообщения Таубе и Крузе о действиях Опричного войска в Твери, да и не только в Твери.

Другим источником мифа о якобы состоявшемся убийстве митрополита Филиппа опричниками является сочинение изменника и клятвопреступника князя Андрея Курбского, который именовал священнослужителей Русской Православной Церкви «иереями вельзевула» и требовал подчинения Русской Церкви Константинопольскому Патриарху. Курбский писал, что митрополит был якобы убит в Александровской Слободе или в Тверском Отроче монастыре кем-то из опричников. Курбский же утверждал, что в январе 1570 года в Новгороде опричники якобы убивали по 15 тысяч человек в день. Сочинения изменника Андрея Курбского тоже были частью лживой «пиар-кампании» против России и рассчитаны были на западного читателя. Новгородцы же прекрасно знали, что в их городе живёт около 30 тысяч человек. Как установил еще профессор Руслан Скрынников, за изборскую (псковскую) и новгородскую измены в Царскую опалу тогда попало 1505 человек в Новгороде, Пскове и окрестностях. Последние исследования современных историков (в том числе, Павла Петина) выявили, что в большинстве своём опальные были не казнены, а переселены из этих городов в центральные области нашего государства. Именно изменник Андрей Курбский был автором чёрной легенды о душевной болезни Царя, которой, конечно, не было, иначе Царь не смог бы сорок лет успешно управлять государством, лично возглавлять успешные военные походы с 1547 до 1577 годов и позже командовать обороной государства, укрепить наше государство так как, по Вашим словам, ни один Царь не укреплял.

На основе указанных двух явно недостоверных источников и попала информация о кончине митрополита в первые редакции жития святителя Филиппа – Тулуповскую и Колычевскую. В наиболее распространённой Тулуповской редакции вина за смерть святителя возлагалась на Малюту Скуратова, а не на Царя. Известная исследовательница этих редакций жития митрополита Филиппа И.А. Лобакова называет их скорее политическими памфлетами, чем агиографическими сочинениями, особо отмечая грубые исторические ошибки в описании московского и тверского периодов жизни святителя. Как установил кандидат исторических наук П.Г. Петин, причина в том, что эти сочинения были, видимо, написаны в период шведской оккупации Новгородской епархии в 1611-1617 годах и были призваны опорочить русских Царей с целью приведения к присяге населения шведскому королю.

Сочинитель, беллетрист, масон Николай Карамзин без какого-либо критического разбора вставил все рассказы изменников А. Курбского, И. Таубе и Э. Крузе в свою «Историю Государства Российского» (1823 г.), с тех пор эта клевета на Царя Иоанна Васильевича кочует по страницам многих сочинений либерального XIX и богоборческого XX веков. Лишь в наше время трудами профессиональных историков, профессоров Игоря Фроянова, Александра Боханова, Александра Филюшкина, кандидата исторических наук Павла Петина, историка Сергея Фомина, и ряда других удалось рассеять эту клевету. Исторические первоисточники, не замутнённые антироссийской пропагандой, говорят о мирной кончине святителя Филиппа. Об этом пишет келарь Соловецкого монастыря, сопостник митрополита Филиппа в Соловецком летописце конца XVI века Петр (Ловушкин). Имя митрополита Филиппа отсутствует в Царском Синодике опальных. В древнейших рукописных Николо-Коряжемских святцах (1621 г.), в первых русских печатных святцах 1640-х годов, в служебнике 1659 года говорится о преставлении святителя, а не об убиении. В службах святителю Филиппу, составленных в первой половине XVII века и возносившихся в православных храмах два с половиной века, ни слова не звучало в обвинении Царя в смерти митрополита. И только в 1893 году без соборного решения в службу было вставлено о каких-то «свирепствах» Царя и одновременно убрана особая молитва за правящего Царя (Императора Александра III). Именно эти указанные достоверные первоисточники и позволили нашему Президенту Владимиру Путину сделать заявление в августе 2021 года о невиновности Малюты Скуратова в смерти митрополита Филиппа, не говоря уже о том, что Царь тем более не имел к этому отношения.

Ваше Святейшество, Вы как мудрый и сильный руководитель способны признавать и исправлять допущенные неточности, которые бывают у всех. В том числе и выдающихся деятелей. Как это уже было, например, в вопросе об участии Русской Православной Церкви в Критском Соборе 2016 года, когда по Вашему справедливому решению и решению Синода было отменено намечавшееся участие нашей Церкви в этом мероприятии, в котором также отказались участвовать Болгарская, Грузинская, Антиохийская Православные Церкви. Это Ваше решение не позволило Константинопольскому Патриарху поставить под свой контроль Русскую Православную Церковь и позволило изобличить ряд еретических положений в документах, рассматриваемых на Крите в 2016 году.

Мы знаем, что Вы высоко оцениваете деяния Царя Иоанна Васильевича Грозного как государственного деятеля. Мы помним Ваши слова, сказанные Вами в проповеди на освящении храма равноапостольной Марии Магдалины в Майкопе в 2016 году, что «Царь Иоанн Васильевич укрепил Россию как ни один Царь не укреплял». Конечно, Грозный Государь утвердил решение Собора епископов о низложении святителя Филиппа с Митрополичьего Престола, но в смерти его виновен не был. Именно в низложении, а не в убийстве, за Царя Иоанна Васильевича как за своего прародителя каялся Царь Алексей Михайлович при переносе мощей святителя с Соловков в Москву в 1652 году. Именно Царь Алексей Михайлович на Соборе 1666/1667 годов прямо заявлял о невиновности Царя Иоанна Васильевича Грозного в смерти святителя Филиппа, о чем указано в протоколах Собора и Патриарх Никон в этом ему не возражал, хотя спорил по другим вопросам с Царём на этом Соборе.

Просим Вас, дабы не смущать умы православных, публично поддержать позицию и Царя Алексея Михайловича, и современной исторической науки, и Президента России Владимира Путина о невиновности ни Малюты Скуратова, ни тем более Царя Иоанна Васильевича Грозного в смерти святителя Филиппа, Митрополита Московского и всея Руси.

Выражаем Вам сердечную благодарность за Ваши труды во славу Святой Живоначальной Троицы.

Список использованной литературы: Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М.: АСТ. ХРАНИТЕЛЬ, 2007; Фроянов И.Я. Драма русской истории. На путях к опричнине. М.: Изд-во «Парад», 2007; Боханов А.Н. Царь Иоанн Грозный. М.: Изд. «ФИВ», 2013; Филюшкин А.И. Изобретая первую войну России и Европы: Балтийские войны второй половины XVI века глазами современников и потомков. СПб: Дмитрий Буланин, 2013; Фомин С.В. Правда о первом русском Царе. М.: Русский издательский центр им. святого Василия Великого, 2017; Лобакова И.А. Житие Митрополита Филиппа. Исследование и тексты. СПб.: Дмитрий Буланин, 2006; Бойко-Великий В.В., Петин П.Г. Царь Иоанна Васильевич и митрополит Филипп. Вновь открывшиеся обстоятельства смерти святителя Филиппа. М.: Русский издательский центр им. святого Василия Великого, 2023.

Обращение подписали: Леонид Болотин, историк; Борис Галенин, военный историк; Павел Петин, кандидат исторических наук; Нина Карташова, член Союза писателей России; Игорь Друзь, политолог, публицист; Евгений Матвейчук, руководитель просветительного общества «Царский Венец»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

54. Ответ на 53, р.Б.Алексий:

А вы повнимательней почитайте ка житиё, написанное Дмитрием Ростовским. Именно царь устроил неправедный суд над святителем со лжесвидетелями и клеветой на него. Именно царь послал Алексея Басманова с опричниками, которые били и унижали святителя и сорвали с него святительскую одежду, ругались на него и выгнали из церкви. Именно царь сослал его в монастырь, где его продолжали всячески унижать. И именно царь, согласно житию Дмитрия Ростовского, послал в то монастырь Малюту Скуратова, который и задушил его подушкою. Некоторые говорят, что в своих житиях Дмитрий Ростовский много чего пишет, что не соответствует действительности. А вы сравните церковный авторитет православного святого с церковным авторитетом любого из противников его жития. И притом, есть же и богослужебные тексты! Чтобы утвердить их на церковном уровне, необходимо одобрение церковного сознания, необходимо соборное одобрение, основанное на церковном предании. Богослужебные тексты рождаются и утверждаются из глубины церковной жизни, содержащей дух церковного предания. Так что слова патриарха основаны на этом, и они имеют глубокие церковные корни. Просто так какие-то исследователи и прочие копчёные учёные и даже благочестивные батюшки не смогут сдвинуть эту глыбу, не смогут даже поднять её на соборный уровень.

Vladislav / 15.11.2024, 01:06

53. Ответ на 51, Vladislav:"...и к злодеям причтен" ( Евангелие от Марка,15-28)

А с другой стороны, есть такая вещь как церковное предание. И люди церковные опираются в своих выводах более на него чем на свои и прочие, философские или научные соображения. Именно так сохранялась от века православная вера. И патриарх Кирилл озвучил не свое мнение, а церковное предание, отражённое и в житии, написанном святителем Дмитрием Ростовским и отражённое в церковных богослужебных текстах, поемых и читаемых на службах, посвящённых святителю Филиппу.

Насколько мне известно, у святителя Димитрия Ростовского нет прямого обвинения Царя Ивана Грозного в убийстве митрополита Филиппа. Про соловецкое "Житие" есть у В. Манягина. Недавно протоирей Владислав Цыпин высказался также осторожно по этому поводу. Да и потом, можно согласится с теми исследователями, которые говорят, что у Ивана Грозного не было мотива убийства в тех обстоятельствах. Так же как и убийства преподобного Корнилия, наместника Псково-Печерского монастыря.
р.Б.Алексий / 14.11.2024, 13:15

52. Ответ на 40, Vladislav:

"Я, доктор исторических наук и профессор, утверждаю: история — это не наука, а род окололитературной деятельности, тщетно пытающейся удовлетворить людское любопытство к делам минувших дней." Далее читайте книгу автора Василия Попова "Великая Ничья"

Экстравагантный комментарий одного из представителей науки не становится автоматически "истиной об этой науке".
Сергей из НН / 14.11.2024, 07:29

51. Ответ на 48, р.Б.Алексий:

А с другой стороны, есть такая вещь как церковное предание. И люди церковные опираются в своих выводах более на него чем на свои и прочие, философские или научные соображения. Именно так сохранялась от века православная вера. И патриарх Кирилл озвучил не свое мнение, а церковное предание, отражённое и в житии, написанном святителем Дмитрием Ростовским и отражённое в церковных богослужебных текстах, поемых и читаемых на службах, посвящённых святителю Филиппу.

Vladislav / 14.11.2024, 02:13

50. Ответ на 39, р.Б.Алексий:

На фоне деяний деда Ивана Васильевича 3 Великого и сына царя Федора Ивановича достижения царя Ивана 4 вполне умеренные. Скромные.

Достижения достижениям рознь... А если так посмотреть - кто больше оклеветан и кто большее озлобление у врагов Божиих вызывает, значит у того и достижения.... А если Иван Грозный своми достижениями по утверждению самодержавия на Руси и борьбой с ересью жидовствующих стяжал святость у Бога ( может такое быть?) - что тогда скажем?

С ересью жидовствующих боролся великий князь Иван 3, дед царя Ивана Грозного...

то была видимая верхушка айсберга...С т.н. ересью жидовствующих приходилось бороться вообще всем русским Государям в разной мере... ересь жидовствующих по сути - это борьба со Христом. Похоже Иван Грозный с опричниной, будучи защитником христианства, хорошо так прижал хвост этой заразе - жидовствующим, масонам того времени, прообразовав отделение зерен от плевел ангелами Божиими ...прообразовав Страшный Суд Апокалипсиса...

А действуй Иван Васильевич на Руси в 19 веке ... боюсь что слово Грозный мало бы отразило то, что Ему пришлось бы свершить... Страшный Суд на то он и страшный....
р.Б.Алексий / 13.11.2024, 21:15

49.

Да и потом... хоть я и не ученый, но очень сильно подозреваю, что незаурядные ученые, делающие научные открытия...скажем так, делают это не сами, не одними своими человеческими усилиями - просто знания им передают свыше, в нужное время и в нужном месте... Так что наука это скорее всего своего рода "магия", а выдающиеся ученые это - "священство" этой религии... так что наука это не совсем наука ... или даже совсем не наука
р.Б.Алексий / 13.11.2024, 21:09

48. Ответ на 40, Vladislav:

"Я, доктор исторических наук и профессор, утверждаю: история — это не наука, а род окололитературной деятельности, тщетно пытающейся удовлетворить людское любопытство к делам минувших дней." Далее читайте книгу автора Василия Попова "Великая Ничья"

Согласен. Примерно то же самое и с наукой "экономика". Тут затрудняюсь где кавычки поставить - к науке или экономике ))... формально - конечно наука. Но исторические факты могут трактоваться самими историками до противоположности...
р.Б.Алексий / 13.11.2024, 20:54

47. Ответ на 46, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Царь Федор Иванович - святой.


У Иоанна IV Васильевича Грозного два сына причислены к лику святых. У негодяя рождаются такие же негодяи. У святого - святые. Терновник не рождает смоквы.

Я не называл Ивана Грозного негодяем. И не приписывал ему никаких нравственных преступлений.


Напротив, я поддерживаю Вашу точку зрения.

В деяниях своих достоин слова славы Тихий Громовержец,
ФеОдор Иоаннович, Святой Руси ПОСЛЕДНИЙ Самодержец
В юродстве своем- жизни свЯтой - кроткого Царя явивший,
Молитвою у образа "Донской" поход Батория на Русь остановивший,
Потомками забыт- не соответствовал картине пепелища
Удобной для Династьи новой. За огромные деньжища-
Ведьмак-сказитель Миллер, выкатив свои бестыжие глазища,
"Во всей истории ни ...случая не показал он к славе русского народа,"*
И льстивно к нам в учебники истории проник. Как западная мода,
Спустя века прокралась в СССР через журнал "Uroda"

*Ломоносов
влдмр / 13.11.2024, 16:08

46. Ответ на 45, иерей Илья Мотыка:

Царь Федор Иванович - святой.


У Иоанна IV Васильевича Грозного два сына причислены к лику святых. У негодяя рождаются такие же негодяи. У святого - святые. Терновник не рождает смоквы.

Я не называл Ивана Грозного негодяем. И не приписывал ему никаких нравственных преступлений.


Напротив, я поддерживаю Вашу точку зрения.

45. Ответ на 43, Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии:

Царь Федор Иванович - святой.


У Иоанна IV Васильевича Грозного два сына причислены к лику святых. У негодяя рождаются такие же негодяи. У святого - святые. Терновник не рождает смоквы.

Я не называл Ивана Грозного негодяем. И не приписывал ему никаких нравственных преступлений.
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Царская Россия
День памяти графа П.Н.Апраксина
Сегодня мы также вспоминаем генералов Ф.П.Уварова и Н.Н.Духонина
03.12.2024
Годовщина Синопской Победы
Сегодня мы вспоминаем генерал-губернатора Восточной Сибири графа Н.Н.Муравьева-Амурского
01.12.2024
День памяти преподобного Никона Радонежского
Сегодня мы также вспоминаем промышленника Никиту Демидова и воинов, павших в Советско-финской войне
30.11.2024
Суворовский Храм общими усилиями обретает вторую жизнь
В Суздале состоялся Суворовский Сбор
26.11.2024
Талантливый администратор, благотворитель, борец за трезвость
Состоялась VII Всероссийская видеоконференция «Памяти Якутского и Енисейского губернатора И.И. Крафта»
26.11.2024
Все статьи темы
Иван Грозный
«Новая нормальность» рубежа XVI-XVII веков
Реформация Бориса Годунова в отношении царской власти, когда личный «Катехон – Удерживающий» стал избираться народом, сдвинула континентальные плиты Русской цивилизации
19.11.2024
В Новодевичьем монастыре в год его 500-летия
Об одной из древнейших обителей в Москве
15.11.2024
Символ и цель. Иван Грозный
Из книги «Эпоха утраченных смыслов»
12.11.2024
Русофобия как геополитический аспект христианофобии
Кто за Россию – тот за Христа, кто против России – тот за Антихриста
07.11.2024
Все статьи темы
Русская цивилизация и Запад
Россия в предапокалиптическое
время // Беседа в Оптиной пустыни
03.12.2024
«Генералитет» и «полковники»
Почему митрополита Святогорского Арсения (Яковенко) киевский режим удерживает под стражей?
02.12.2024
Прогноз крайне тревожен
Полемика о прошлом и будущем России
02.12.2024
Русский. Российский. Никакой…
Закончится ли русофобия в России?
02.12.2024
Заседание ВРНС и съезд «Царьграда»
Второй комментарий к итогам заседания Всемирного русского народного собора
30.11.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Аргументы сторонников «похабного мира»
Новый комментарий от Владимир Николаев
03.12.2024 18:57
Не отгремела канонада на колчаковских фронтах
Новый комментарий от Наталья Сидорина
03.12.2024 17:42
Из истории антисистем в России: больной Серебряный век
Новый комментарий от Русский танкист
03.12.2024 17:04
Задачи и загадки от Святейшего Патриарха
Новый комментарий от влдмр
03.12.2024 16:47
Патриарх Кирилл – от имени и во имя Русского народа
Новый комментарий от АБС
03.12.2024 15:43