23 ноября в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя состоится концерт «Гарри Поттер и философский камень». Устроители предлагают насладиться нам грандиозным новогодним сказочным шоу, в программе которого — видеопроекции и музыка из знаменитого фильма. Текст будет читать заслуженный артист России Александр Олешко в сопровождении Государственного Кремлевского Симфонического оркестра. «Это мероприятие будет интересно как детям, так и взрослым, погружая зрителей в волшебный мир Хогвартса и его обитателей, — говорится в анонсе этого мероприятия. — "Гарри Поттер и философский камень" — это книга и фильм, которые покорили весь мир и стали неотъемлемой частью культуры нескольких поколений. В своей фантастической истории автор бестселлера рассказывает о юном волшебнике Гарри Поттере и его друзьях. Они отправляются в невероятное рождественское путешествие в Школу чародейства и волшебства Хогвартс, где сталкиваются со страшным темным волшебником».
Гарри Поттер — в главном храме Русской Православной Церкви? Многие, наверное, помнят, какой была реакция православной общественности на эту популяризацию магии среди детей лет двадцать назад. Тогда как раз вышла книга Никоса Зерваса (это был псевдоним группы православных публицистов и богословов) «Дети против волшебников» — огромным для нашего времени тиражом, который мгновенно разошелся. В сознании многих православных людей имя Гарри Поттера ассоциируется прежде всего с этой книгой. Не потому что она воспроизводит все мельчайшие «художественные» подробности бестселлера, а потому что правдиво и беспощадно показывает его суть и реальность того, что происходит в мире, и особенно в России. В ней с христианской точки зрения разоблачается магический, привлекательный для многих, образ Гарри Поттера. В средствах массовой информации, особенно церковных, и на православных сайтах появилось в то время много статей, где авторы били тревогу по поводу распространяющейся опасности.
Мы знаем, что главная цель врагов нашего Отечества и православия — не просто захват России с ее богатыми природными ресурсами, а, как высказался недавно начальник внешней британской разведки, — борьба за насаждение свободы ЛГБТ* во всем мире. После так называемой перестройки все силы наших внешних недругов и так называемой пятой колонны были направлены на воспитание нового поколения, свободного от предрассудков всех нравственных ограничений. С помощью западных специалистов в пилотных школах начали преподавать, как физику и химию, предмет сексуального просвещения и оккультизма. На всех книжных прилавках можно было увидеть еженедельные сексуальные журналы для детей, издаваемые полуторамиллионным тиражом — «Молоток» и «Cool girl». Газета «Вечерняя Москва» была нарасхват, после того как объявили, что она «заряжена» экстрасенсом Чумаком. Миллионы телезрителей жадно, в надежде получить исцеление, часами внимали перед телеэкраном водящему руками Кашпировскому, в надежде получить утешение в скорбях и болезнях. Это был эксперимент, дающий возможность увидеть, что народ, превращенный в толпу, можно вести, как стадо, куда угодно, в том числе на собственную бойню.
Сейчас, когда в нашей стране официально объявлена война античеловеческим ценностям, нас удивляет не только изворотливость врага способностью выживать в любых условиях. Когда так называемые релоктанты — например, эстрадные знаменитости, властители миллионов умов и сердец — свободно возвращаются из-за рубежа в ненавистную им Россию, чтобы сохранить свой бизнес. Или когда через того же Кашпировского снова организуются те же, всеми давно разоблаченные эксперименты над нашим народом. Поразительно, когда под видом сохранения традиционных ценностей в городе Самаре (за счет городского бюджета) для привлечения туристов устанавливают в знаковых местах бронзовых «шишиг», то есть бесов. А в некоторых сибирских (и не только) городах устраивают фестивали шаманизма. Не менее потрясает, когда нам предлагается публичное поругание церковного брака с видимостью освящения его. Но новогодний концерт в Храме Христа Спасителя «под брендом» Гарри Поттера, известного большинству православных как героя из книги «Дети против волшебников», кажется, превосходит все. В войне, в которой участвует сейчас Церковь, не может быть нейтралитета. То, что было двадцать лет назад, сегодня предельно обострилось и не обещает в будущем никакого мира.
Для напоминания о книге «Дети против волшебников» редакция РНЛ считает уместным опубликовать рецензию на нее протоиерея Александра Шаргунова.
Чем объяснить это отсутствие сопротивления злу? Прежде всего изменением перспективы в противостоянии добра и зла. Для большинства людей не существует уже абсолютного зла и абсолютного добра. Перед лицом возрастающего зла общество поражено молчанием — отказом определить, что есть добро. Замечательный симптом — вследствие, очевидно, господствующего плюрализма — слово «благо» (добро) человечество предпочитает употреблять во множественном числе: «блага».
Нам возразят: это преувеличение, сопротивление злу все-таки существует. В таком случае можно обозначить духовную ситуацию по-другому. Современный выбор заключается в сопротивлении злу с запрещением определять, что есть добро. С помощью тысячи акробатических фокусов «новая философия» совершает акт упразднения добра. Цель человечества — уже не идеальное добро, а меньшее зло. Достаточно призрачное, это меньшее зло должно стать заменителем добра.
Такой поворот в общественном плане вполне логичен — в особенности после ужасов нацистской и большевистской тирании в недавнем прошлом. Кто будет спорить против аксиомы Владимира Соловьева, что «назначение власти не в том, чтобы превратить общество в рай, а в том, чтобы не допустить на земле ада»? Как минимизировать зло, а не как осуществить добро. Но в том-то и дело, что избежать сползания или провала во ад невозможно, если вектор человеческого сознания не будет направлен к абсолютному добру, к Богу. Ужас заключается в том, что в наш век великих подмен — под видом деполитизации и деидеологизации — совершается политизация и идеологизация всей жизни, в том числе духовной.
Однако зло может быть увидено только в свете подлинного добра. Мир все более погружается во мрак релятивизма и нигилизма. Вместо «черной магии» предлагается «белая», которая якобы борется с «черной», а на самом деле является ее двойником. Мы сознаем себя все менее способными влиять на ход событий, которые можно назвать тихой катастрофой, более страшной, чем все прежние революции и войны, где принципы человечества — под угрозой. Человек — на пути исчезновения?
Книга, о которой мы сегодня ведем речь, — против этого нового фатализма, против сдачи всех позиций перед лицом духовного уничтожения нового поколения.
Книга, которую давно ждали, и вот она появилась. Многоплановое повествование о бесах и русских детях. Чтобы победить народ, нечистая сила действует через детей. На память приходит рассказ Рэя Брэдбери «Вторжение». Детям свойственно верить в чудеса, свойственно любить все сказочное и волшебное. Сегодня каждый школьник, если даже не читал, то постесняется сказать, что не знает, кто такой Гарри Поттер. «Гарри Поттер» — это типичная спекуляция на любви детей к чудесам. Если бы это была просто фантастика, как у Андерсена или даже Гофмана! Но здесь приглашение «попробовать». Каждый ребенок может раскрыть свои «творческие» способности, то есть стать магом. Проще говоря, служить бесам.
Книгу Зерваса можно назвать «книгой-разоблачением» и «книгой-противоядием». Он ярко показывает, как ведется война против России. На стороне врагов России — лиги колдунов, «военно-воздушные силы и тренированные маги-боевики, зачарованные политики, "тщательно" вдохновленные писатели и профессора теологии, режиссеры, музыканты и накрепко запрограммированные журналисты». А против — самые обыкновенные дети.
Но детям помогает Бог. Их делает непобедимыми «русская защита», то есть Православие. Как говорит русская девочка колдуну, проникшему в школу под видом фокусника: «Настоящие чудеса может делать только Бог. А вы устраиваете просто злые фокусы, а не чудеса!»
Разнообразны подходы к детям у заморских бесов. Это и подкуп, и школы очарования, где любую дурнушку обещают превратить в красавицу. Это и обещание власти денег и могущества тому, кто будет способным учеником у колдунов. Им помогают такие издания, как «популярный у дегенеративных подростков журнал "Молоток", рекламирующий ранние браки и рассказывающий о тридцати способах завести роман с учителем».
Центральная мысль книги — слова афонского старца Паисия: «Если колдовство подействовало на человека, значит человек дал права диаволу над собой». И Зервас учит, как сказал Суворов, «искусству побеждать». И опять же цитирует cтарца: «Человеку не может повредить колдовство, если у него есть духовная защита. Эта защита есть Божия благодать, которая сохраняется, если человек не предает Бога, не отрекается от доброго предания своих предков, от своей совести». Эти слова являются основой и путеводителем книги. Зервас затрагивает все события, происшедшие в России начиная с девяностых годов прошлого века. Здесь и убийство сатанистом в пасхальную ночь трех иноков в Оптиной пустыни, и ритуальные расправы над многими детьми, и насаждение разврата через СМИ. Автор показывает, как колдуны улавливают юные души на их слабостях, как стараются убедить, что нет понятия греха и стыда. Нужно быть прежде всего «свободным». Любить только деньги и могущество. Как учит детей профессор Кохан Кош: «Деньги — мера всех вещей, помните эту истину! Вы научитесь прикидывать возможную выгоду любого события — в денежном эквиваленте!»
Кроме того, «Академия» запустила региональную программу по рекламе волшебства и магии в России — «прививать российским ванькам новое оккультное мышление». Как поясняет один из учеников Академии колдунов: «Чтобы ломать русскую защиту». С помощью книг о Гарри Поттере отвести детей от веры в Бога, от Православия. В этом колдунам помогает «ужасно знаменитый профессор теологических наук Осип Куроедов». И выступая перед детьми, профессор Куроедов пропагандирует книжки про Гарри Поттера, называя их хорошими и добрыми. Потом профессор Куроедов жутко интересно рассказывал про тяжелый рок, про христианский смысл книги «Мастер и Маргарита» и т.д. И русские дети, многие из детских домов, согласились поехать учиться за границу волшебству в замок с самим Гарри.
Возникает вопрос: почему силы зла нацелены прежде всего на Россию? В 1871 году великий Оптинский старец — преподобный Амвросий — дал свое истолкование одного знаменательного эсхатологического сновидения. Сущность этого сновидения, или откровения, была выражена словами уже почившего митрополита Филарета Московского: «Рим, Троя, Египет, Россия, Библия». Главный смысл толкования этих слов сводится к тому, что здесь показана кратчайшая история мира с точки зрения истинной Церкви Христовой: Рим с первоверховными апостолами Петром и Павлом; Троя, то есть Малая Азия, с семью малоазийскими Церквами святого Иоанна Богослова и Константинополем святого Андрея Первозванного; Египет с отцами-пустынниками. Четыре страны — Рим, Троя, Египет и Россия — символизируют эту Церковь. После расцвета жизни во Христе и падения первых трех показана Россия; после России иной страны не будет. И преподобный Амвросий пишет: «Если и в России ради презрения Заповедей Божиих, и ради ослабления правил и постановлений Православной Церкви, и ради других причин оскудеет благочестие, тогда уже неминуемо должно последовать конечное исполнение того, что сказано в конце Библии, то есть в Апокалипсисе святого Иоанна Богослова». Предреченное преподобным Амвросием Оптинским о России вскоре исполнилось и продолжает исполняться на наших глазах. Все предельно просто, и реально, и близко — слишком многое зависит от нас.
В волшебном замке у детей ломали «русскую защиту», упорных задерживали насильно и ритуально сжирали. Одна из тем уроков в «замке» — написать сочинение: «Почему я ненавижу свою Родину». Двое отважных суворовцев, засланных в школу колдунов, спасают оттуда русских и греческих детей. И при помощи старших друзей — высокопоставленных военных, пришедших своевременно, разрушают замок и разгоняют колдунов.
Здесь присутствует некоторая неоправданная эйфория. Желаемое выдается за действительное. К сожалению, сейчас русские дети отданы на растерзание нечисти. Недаром на уроке, обучающем ненависти к своей Родине, суворовец Петруша не выдерживает и говорит: «Мне стыдно, что моя страна… не может защитить своих детей, когда они попали в беду! А еще мне очень стыдно, что в моей стране не нашлось взрослых здоровых мужиков, чтобы… вымести всю вашу нечисть поганой метлой!»
Книга, как уже отмечалось другими рецензентами, живая, остроумная, увлекательная. Хорошо, ярко написана. Но самое существенное в ней — и есть тот вопрос, на который хочет ответить автор книги: как можем мы говорить о добре и тем более делать добро, если добро уже не является нашим идеалом? И что станет с человеческим обществом, допускающим такое помутнение разума и беззаботно шагающим в разверзающуюся бездну? Зервас доказательно объясняет, что нет «хорошей» белой магии, адептом которой выступает многоопытный вундеркинд Гарри Поттер. Черная и белая магия — это одно и то же. «Вот уже тысячи лет черные и белые маги разыгрывают междоусобицу, это наш спектакль для наивных идиотов», — говорит «белая» колдунья. Книга Зерваса — призыв к юным, живым для чести сердцам, ко всем, кому дороже жизни Христос и Россия: «Не ждите ничего от двадцать первого века, двадцать первый век ждет всего от вас!»
Протоиерей Александр Шаргунов, настоятель храма свт. Николая в Пыжах, член Союза писателей России
ЛГБТ* - экстремистское и террористическое движение, запрещенное в России
51.
— Вот что мы имеем на сегодняшний день…
— Не мы, а Вы!
— Что нас может спасти от ревизии?
— Простите, не нас, а Вас!
иерей Илья Мотыка:
«Вот когда вы сможете ответить почему повести А. Волкова из цикла Волшебник изумрудного города это детская добрая сказка, а Поттерида нет гражданскому чиновнику тогда разговор имеет смысл продолжать.»
/////////////////////////
Не по чину берешь! – «наставляет» подчиненного городничий из неувядаемого «Ревизора»… Не по чину ли и должно быть в нынешней ситуации и «разъяснение»: – говорилось же в одном из размещенных материалов на РНЛ (?) «кем-то» из Патриархии, что Предстоятелю РПЦ время от времени приходится вести наставнические «беседы» с губернаторами – вообщем, чиновниками? И речь в данном случае вести надо разве о том какая «сказка» «добрее»?
50. Ответ на 49, Александр Волков:
«Зная этот юридический казус, всегда надеялся на такт отдела культуры московской мэрии. Его хватало что бы исполнялись произведения высокой классики, не было откровенной пошлости и цирковых выступлений с животными. А вот прецедент с Гарри Поттером ему не понятен, …»
/////////////////
А такт здесь мало причем при отсутствии действительно знания-понимания, а разве таковое может явить себя чрез «идею ценностей»? Да никогда! Вот и продолжают стороны «гонять» в «пинг-понг»? Ведь в чем здесь еще «скрываемая» закавыка – а в состоянии ли кто ныне доступно-вмещаемо тем же т.н. «собственникам» объяснить – «что такое хорошо и что такое плохо» с позиции практически-духовной – почему надо «бежать» от того же Гарри Поттера?
Вот когда вы сможете ответить почему повести А. Волкова из цикла Волшебник изумрудного города это детская добрая сказка, а Поттерида нет гражданскому чиновнику тогда разговор имеет смысл продолжать.
49.
«Зная этот юридический казус, всегда надеялся на такт отдела культуры московской мэрии. Его хватало что бы исполнялись произведения высокой классики, не было откровенной пошлости и цирковых выступлений с животными. А вот прецедент с Гарри Поттером ему не понятен, …»
/////////////////
А такт здесь мало причем при отсутствии действительно знания-понимания, а разве таковое может явить себя чрез «идею ценностей»? Да никогда! Вот и продолжают стороны «гонять» в «пинг-понг»? Ведь в чем здесь еще «скрываемая» закавыка – а в состоянии ли кто ныне доступно-вмещаемо тем же т.н. «собственникам» объяснить – «что такое хорошо и что такое плохо» с позиции практически-духовной – почему надо «бежать» от того же Гарри Поттера?
48.
- Да на кого ж ты нас покинул, Николай!»
( из Владимира Высоцкого)
иерей Илья Мотыка:
«Если бы все помещения Храма Христа Спасителя принадлежали бы Московской епархии можно было вести разговор в этой плоскости. Но так это собственность г. Москвы,. то Московская горадминистрация действует как она считает нужным.»
/////////////////
Это что ж – выходит «прав» опальный протодиакон А. В. Кураев предлагавший еще аж более полутора десятка годков тому назад бежать Церкви в народ – подальше от…. А из аудитории собравшихся увещевали будущего иноагента – «поШто», мол - на кого ж, дескать оставите -бросите «сирых» чиновников: - один на один с врагом рода человеческого?
47.
— Вы не сказали «нет»…»
( из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера»)
Panov Pavel:
«Я говорю не про "внешних", а хотя бы про про церковных людей. Неужели это всерьез - оправдывать такие явления тем, что дескать магия в книге Роулинг недостаточно опасно затронута?»
////////////////////
Ну, а что церковные? Ведь «вон» «когда еще» состоялась одна из «репетиций» дня нынешнего – или не так? Вспомнить хотя бы…
Москва, 1 июня 2010 г.
«В зале при храме святой мученицы Татианы открылась выставка современного искусства «Двоесловие/Диалог». В экспозиции – работы, привычные для посетителей авангардных галерей, а не храмов. Эта выставка должна изменить представления о современном искусстве как эпатаже, зачастую кощунственном…»«
https://pravoslavie.ru/35534.html
46.
45. Ответ на 44, Panov Pavel:
Я говорю не про "внешних", а хотя бы про про церковных людей. Неужели это всерьез - оправдывать такие явления тем, что дескать магия в книге Роулинг недостаточно опасно затронута?
Во-первых, магия и храмовый комплекс - это СОВЕРШЕННО несовместимые вещи.
Во-вторых, речь идёт - простите - о коммерческом предприятии. Напомню 76 правило Шестого Вселенского Собора: "никто не должен внутри священных оград купли производить, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог житием своим во плоти поучая нас, повелел не творить дом Отца Своего домом купли. Он и меняльщикам рассыпал деньги, и изгнал творящих святой храм мирским местом (Ин. 2:15-16)".
Апологеты Гарри Поттера в Зале Церковных Соборов при Храме Христа, наверное, могут возразить, что речь не о КУПЛЯХ в юридическом смысле. Прошу обратить внимание на мотивировку правила: ужас подобных действий в профанации святыни.
Диакон Павел ПановЕсли бы все помещения Храма Христа Спасителя принадлежали бы Московской епархии можно было вести разговор в этой плоскости. Но так это собственность г. Москвы,. то Московская горадминистрация действует как она считает нужным. А к мнению Московской епархии прислушивается по большим праздникам. Т.е. прислушивается только когда мнение не противоречит ее планам.
44.
Я говорю не про "внешних", а хотя бы про про церковных людей. Неужели это всерьез - оправдывать такие явления тем, что дескать магия в книге Роулинг недостаточно опасно затронута?
Во-первых, магия и храмовый комплекс - это СОВЕРШЕННО несовместимые вещи.
Во-вторых, речь идёт - простите - о коммерческом предприятии. Напомню 76 правило Шестого Вселенского Собора: "никто не должен внутри священных оград купли производить, сохраняя благоговение к церквам. Ибо Спаситель наш и Бог житием своим во плоти поучая нас, повелел не творить дом Отца Своего домом купли. Он и меняльщикам рассыпал деньги, и изгнал творящих святой храм мирским местом (Ин. 2:15-16)".
Апологеты Гарри Поттера в Зале Церковных Соборов при Храме Христа, наверное, могут возразить, что речь не о КУПЛЯХ в юридическом смысле. Прошу обратить внимание на мотивировку правила: ужас подобных действий в профанации святыни.
Диакон Павел Панов
43.
А что если это т.ск. привлечение народа к Храму с «оригинальным» пониманием-обеспечением «соборности» - сколько народу-то посетит? Вообщем, как сказывает один из закордонного «розлива» персонажей транслирующегося фильма «про Штирлица» - одним выстрелом – подстрелить двух вальдшнепов? А «россыпь» какова! На любой оттенок! Тут тебе и сказочный новогодний балет «Щелкунчик» П. Чайковского, волшебный балет «Щелкунчик», новогодний балет «Щелкунчик», сказочный новогодний балет «Щелкунчик»?
3 ноября в 15:00 в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя: П.И. Чайковский – «Лебединое озеро»
3 ноября в 19:00 в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя: П. Чайковский – «Лебединое озеро», великий балет в 2-х актах
9 ноября в 19:00 в Большом Зале Консерватории: Гранд Орган Симфони Гала – Мусоргский «Картинки с выставки» и Великие органные шедевры
17 ноября в 19:00 в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя: Грандиозный мультимедийный Гранд Орган Гала – «Реквием» Моцарта и «Лунная Соната» Бетховена
30 ноября в 19:00 в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя: Карл Орф – «Кармина Бурана» и Великие хиты Ханса Циммера
6 декабря в 19:00 в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя: Christmas Бал Штрауса
7 декабря в 11:00 в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя: новогодний сказочный балет «Щелкунчик»
7 декабря в 15:00 в Храме Христа Спасителя: сказочный новогодний балет «Щелкунчик» П. Чайковского
8 декабря в 15:00 в Храме Христа Спасителя: волшебный балет «Щелкунчик»
8 декабря в 19:00 в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя: новогодний балет «Щелкунчик»
14 декабря в 11:00 в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя: сказочный новогодний балет «Щелкунчик»
14 декабря 15:00 в Храме Христа Спасителя: новогодний балет «Щелкунчик»
12 декабря в 19:00 в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя: Мультимедийное шоу: «Happy New Year» – великие хиты группы ABBA
15 декабря в 11:00 в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя: сказочный балет «Щелкунчик» Петра Чайковского
15 декабря в 15:00 в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя: праздничный волшебный балет «Щелкунчик»
18 декабря в 19:00 в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя: Мультимедийное шоу «ОРГАН CHRISTMAS В ХРАМЕ» – «Времена года» Вивальди и великие Christmas Хиты
19 декабря в 19:00 в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя: мультимедийное шоу «ОРГАН CHRISTMAS В ХРАМЕ» – «Времена года» Вивальди и великие Christmas Хиты в сопровождении гигантских видеопроекций
17 января в 19:00 в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя: Орган Гала в Храме – «Времена года» Вивальди и Великие новогодние хиты
42. Так можно ли заигрывать с магией?(дополнение)