Либералы у нас нынче клянутся демократией, как в своё время (и часто те же самые люди) коммунизмом. «Глас народа» в их устах звучит примерно как истина в устах младенца, именем которого якобы она глаголет. Всё это — великая ложь нашего времени, как заметил ещё в конце позапрошлого столетия К.П.Победоносцев.
С тех пор ложность этого «симулякра» многократно выросла. Собственно говоря, демократии как таковой нигде и никогда не существовало, кроме разве «наглядной общины» древнегреческого или древнерусского полиса, население которого умещалось на одной площади. Платон и Аристотель квалифицировали демократию как питательную почву для демагогии и тирании.
Избиратель (электорат, изъясняясь современным политжаргоном) обычно руководствуется неким желанием, чувством — «голосуй сердцем» (ельцинский слоган 1996 года). Эти желания и чувства остаётся только умело возбудить и направить — вот вам и демократия. Говорить от имени народа, править во имя народа — что может быть удобнее для демагогов (букв. «народоводителей)?
В Европе демократия вошла в моду в эпоху буржуазных революций. Самые кровавые деятели французской революции 1789 года — Марат, Робеспьер — называли себя «друзьями народа», и полагали, что настоящая свобода наступит тогда, когда последний король будет удавлен кишками последнего попа. Под народом и тогда (и сейчас) имелась в виду именно буржуазия (бюргеры), в отличие от духовенства, аристократии и крестьянства.
В Соединенных Американских государствах — этом воплощении буржуазного идеала — демократию поняли как «строй белых вооруженных мужчин». США — это типичный пример классовой демократии, когда словом народ (избиратели) прикрываются финансово-информационные интересы 300 семейств-кланов, распоряжающихся национальным богатством огромной страны.
Избирательный спектакль между «слоном» и «ослом» — вот что такое американская демократия. Роли здесь давно распределены.
Не менее поучителен пример с гитлеровской демократией, когда немецкому народу предложили мировое господство за счёт еврейских и славянских «недочеловеков» — кто же откажется? Забавно звучал термин «народная демократия» (то есть «демократическая демократия», «дважды демократия»), которым при советской власти обозначали строй в союзных СССР восточноевропейских странах. Между прочим, сталинская конституция 1936 года действительно была самой демократической в мире — вместе с «большим террором».
Для того, чтобы представлять народ, надо представлять его глубинную и большей частью бессознательную (или сверхсознательную) веру. В этом смысле русская народная — соборная — православная монархия оказывалась воплощением (моделью, если угодно) образа власти от Бога, а не от похотей жадной и развратной толпы. Пушкин, Гоголь, Тютчев, Достоевский, Леонтьев, Победоносцев, Тихомиров, Ильин, Солоневич прекрасно понимали и обосновывали идеальную природу православной монархии.
К сожалению, на нисходящем пути истории идеалов остается всё меньше. Русская наследственная монархия погибла в 1917 году потому, что перестала соответствовать материальным интересам уставшего от войны народа и его закулисных «слуг» — как правых, так и левых. Достаточно вспомнить т.н. «прогрессивный блок» в Думе, куда вошли «октябристы» вместе с националистами, и вождь последних Шульгин даже отправился вместе с личным врагом Романовых Гучковым на станцию Дно принимать отречение законного Императора…
Однако не так просто выбить православный дух из русского народа. Вопреки марксистско-ленинской оболочке, этот дух в превращённой форме возродился в государственном культе генсеков — особенно «красного императора». Именно такой император водрузил в 1945 году над Берлином и над половиной мира красное знамя. И многие зоркие люди увидели за этим знаменем не «пролетарский интернационал», а русский восьмиконечный крест.
Каждый народ заслуживает своё правительство, это правда. Современные евро-американцы под влиянием мощного «пиара» называют свой постхристианский образ жизни демократией, открытым обществом, свободным миром, на деле рабствуя у рынка и его «ненавязчивых» хозяев, управляющих каждым их шагом с помощью информационно-концептуального программирования (деньги как символический обмен — тоже информация).
Сегодняшняя западная «демократия» виртуальна, спекулятивна и симулятивна: «общество спектакля». Весь мир наблюдает сегодня этот шедевр политической пошлости: хохот против мрака. Собственно, это и есть конец истории.
Что касается России, то здесь ещё бабушка надвое сказала. Наша история ещё не кончилась. Поживём — увидим.
Александр Леонидович Казин, доктор философских наук, профессор, научный руководитель Российского института истории искусств
1. Где мы?